Исследовательская работа как фактор формирования конкурентоспособной личности в младшем школьном возрасте

Разделы: Начальная школа


Работать с детьми начальной школы очень интересно. Они любознательны, стремятся наблюдать и экспериментировать, самостоятельно ищут пути решения различных интересующих вопросов. И поэтому, начиная с 1 класса, мы попробовали начать исследовательскую работу в классе совместно с родителями, детьми и учителем. Хотя среди учителей бытует мнение, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься исследовательской деятельностью и поэтому эту работу целесообразно начинать только в старших классах. А ведь именно в детском возрасте потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем.

Цель данной работы – стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Навыки исследовательской деятельности в начальной школе способствуют формированию основных исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе, а именно:

  • умение видеть проблемы;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезы, строить свои предположения;
  • умение классифицировать;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение доказывать и защищать свои идеи.

Методы, используемые в процессе исследовательской работы в начальной школе:

  • наблюдение,
  • поиск документальных материалов,
  • работа с документами,
  • изучение методической литературы,
  • работа с различными источниками, необходимыми для исследовательской работы,
  • организация экскурсий.
  • Основным результатом данной деятельности является то, что учащиеся овладевают такими навыками как:
  • умение работать по плану;
  • умение работать с источником информации,
  • умение вести наблюдения и делать выводы,
  • умение оформлять результаты,
  • умение выступать перед аудиторией.

Занимаясь исследовательской деятельностью в начальной школе, мы формируем не только обще учебные умения и навыки, но и навыки исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации, создаём условия для успешности. Дети под руководством учителя, вместе с родителями, большей частью самостоятельно, с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации. Посещение библиотек, беседы с людьми, педагогами, работниками учреждений, очевидцами тех или иных событий даёт навык общения, расширяет кругозор. Подобная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, созданию условий для разнообразного взаимодействия. И ещё - организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы является одним из важных условий развития познавательной активности. Есть и результаты данной работы - это и участие в фестивале педагогических идей “Портфолио”. А также наши ученики – активные участники школьной научно-практической конференции “Эрудит”. Так, в научно-практической конференции школьников “Память сердца” имени Героя Советского Союза Сабира Ахтямова мои ученики заняли 1 и 2 места.