Работать с детьми начальной школы очень интересно. Они любознательны, стремятся наблюдать и экспериментировать, самостоятельно ищут пути решения различных интересующих вопросов. И поэтому, начиная с 1 класса, мы попробовали начать исследовательскую работу в классе совместно с родителями, детьми и учителем. Хотя среди учителей бытует мнение, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься исследовательской деятельностью и поэтому эту работу целесообразно начинать только в старших классах. А ведь именно в детском возрасте потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем.
Цель данной работы – стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Навыки исследовательской деятельности в начальной школе способствуют формированию основных исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе, а именно:
- умение видеть проблемы;
- умение задавать вопросы;
- умение выдвигать гипотезы, строить свои предположения;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение доказывать и защищать свои идеи.
Методы, используемые в процессе исследовательской работы в начальной школе:
- наблюдение,
- поиск документальных материалов,
- работа с документами,
- изучение методической литературы,
- работа с различными источниками, необходимыми для исследовательской работы,
- организация экскурсий.
- Основным результатом данной деятельности является то, что учащиеся овладевают такими навыками как:
- умение работать по плану;
- умение работать с источником информации,
- умение вести наблюдения и делать выводы,
- умение оформлять результаты,
- умение выступать перед аудиторией.
Занимаясь исследовательской деятельностью в начальной школе, мы формируем не только обще учебные умения и навыки, но и навыки исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации, создаём условия для успешности. Дети под руководством учителя, вместе с родителями, большей частью самостоятельно, с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации. Посещение библиотек, беседы с людьми, педагогами, работниками учреждений, очевидцами тех или иных событий даёт навык общения, расширяет кругозор. Подобная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, созданию условий для разнообразного взаимодействия. И ещё - организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы является одним из важных условий развития познавательной активности. Есть и результаты данной работы - это и участие в фестивале педагогических идей “Портфолио”. А также наши ученики – активные участники школьной научно-практической конференции “Эрудит”. Так, в научно-практической конференции школьников “Память сердца” имени Героя Советского Союза Сабира Ахтямова мои ученики заняли 1 и 2 места.