Все мы используем в речи названия дней недели. Но немногие из нас задумываются над тем, когда и откуда они пришли в наш язык. Почему дням дали такое название? О значении слов в наше время задумываются преимущественно лингвисты и дети. С первыми все понятно, а детям интересно буквально все: что такое радуга, почему трава зелёная и почему слова звучат так, как звучат. Почему синица именно синица, а не жираф и почему понедельник именно понедельник, а не среда.
В древности в самом начале возникло деление времени по месяцам. Это было вполне логично. В определенное время года разливались реки, всходили посевы и так далее. Что же касается недель, то деление на них возникло видимо из-за того, что какой-то определенный день должен был использоваться для определенных целей, не связанных с обычными действиями земледелия или животноводства, а например для торговли. У каждого народа этот день выбирался обычно произвольно, он мог быть десятым или пятым днем месяца. Каждый седьмой день месяца для торговли использовали вавилоняне. Их систему переняли иудеи, а затем греки, римляне и арабы. Вероятно, число 7 было выбрано неслучайно и имеет астрономическое происхождение – наблюдение за фазами луны или видимыми планетами. Также о семи днях говорится в Ветхом Завете. За семь дней Бог создал Небо и Землю, а на седьмой день отдыхал.
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Отсюда она перешла к евреям, а затем к грекам и римлянам; от римлян она широко распространилась по всей Западной Европе. Семидневная неделя получила признание и у многих народов арабского Востока. Вавилоняне приписывали числу “семь” магическое значение, считая его “священным”. Такое почитание было связано с числом известных в то время планет (к которым относили также Солнце и Луну).
Вероятно, происхождение семидневной недели как единицы измерения времени связано и с другой причиной — с изменением лунных фаз, повторяющихся через каждые 29,5 суток. Если учесть, что во время новолуния Луна не видна около 1,5 суток, то продолжительность видимости ее составит 28 суток, или четыре недели. И теперь период изменения вида Луны мы делим на четыре части, которые называем первой четвертью, полнолунием, последней четвертью и новолунием. Каждая четверть лунного месяца длится приблизительно семь дней.
Нужна ли семидневная неделя? История развития календарных систем показывает, что “неделя” является неудачной единицей измерения времени, так как не согласуется ни с продолжительностью месяца, ни с длительностью года. В лунных календарях она имела еще некоторое значение, как приблизительно четверть лунного месяца, но в солнечных календарях потеряла всякий смысл.
Поскольку мы живем в России, в первую очередь рассмотрим то, почему дни недели называются так, а не иначе, с точки зрения старославянского. Раньше на Руси неделя называлась “седмицей” (кстати, в Болгарии она и по сей день называется именно так), а воскресенье называлось “неделей” - от словосочетания “не делать”, то есть день, когда можно было отдохнуть от мирских забот. Также неделя начиналась с воскресенья, и это объясняет название “среды” - “срединный день, сердце недели”. Заметьте, при начале недели в понедельник смысл “срединный день” пропадает, поскольку таковым является четверг. Но пойдём по порядку.
Понедельник происходит от словосочетания “после недели, по-недели”, то есть первый день после “недели”-воскресенья. Вторник, соответственно, второй день недели. Среда - “сердце недели, середина недели”. Четверг – четвёртый день недели. А вот с пятницей гораздо интереснее. Самая логичная версия названия пятницы – “пятый день”. Однако существует и другой вариант происхождения этого названия. В честь богини плодородия Параскевы Пятницы.
В славянской мифологии есть как известные божества, так и те, имена которых упоминаются редко. К их числу относится Параскева Пятница. Издавна она почиталась славянами, так как была богиней плодородия, женщиной-пряхой, подательницей благ. Название “пятницкие родники” появилось благодаря тому, что Пятница оберегала воду в колодцах и делала её целительной. Изображалась она в белых одеждах, а её изображение на крышах означало то, что в этом месте вода целебна. Также Параскева Пятница требовала неукоснительного ей повиновения, и запрещала женщинам работать в названный её именем день – пятницу. Не потому ли в современной жизни осталось желание отметить пятницу как особенный день, и большинству людей так не хочется работать в этот священный день для славян
Вернемся к вопросу об остальных днях недели. Откуда же пошли названия субботы и воскресенья?
Слово “суббота” произошло от древнееврейского sabbath, “Шаббат”, что в переводе значит “покой”. В Шаббат евреи отдыхают от работы, тем самым высказывая почтение Творцу и сотворению мира, которое закончилось на седьмой день. Далеко не любая работа запрещена в субботу, а только та, где присутствует творчество – чтобы человек не забывал, “кто в доме хозяин”, и не примерял на себя роль Бога. Мол, творишь всю неделю – оставь один день Создателю да не зарывайся.
Интересно, что довольно созвучны слова “шаббат” и “шабаш”. Слово “шабаш” в значении “достаточно, хватит” восходит как раз к оригиналу – “шаббат” достаточно работы на этой неделе.
С воскресеньем всё довольно понятно. Изначально славяне называли седьмой день “неделей”, а в белорусском языке такое название дня сохранилось и поныне – “нядзеля”. Слово же воскресенье появилось под влиянием христианства, а именно в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия и напоминает о том, что надо отдать дань Богу, посвятить это время ему и душе.
Если в русском языке название дней недели связано с расположением дня в недельном списке, то в английском языке дни недели названы в честь языческих богов германо-скандинавской и древнеримской мифологий. Боги, которым поклонялись саксонские предки британцев, были довольно многочисленны, однако те, от которых получили названия дни недели, были главными объектами их культа.
Sunday (воскресенье) был назван в честь имени Бога Солнца – Sun, древние саксонцы поклонялись Богу Солнца, поэтому посвятили ему название этого дня.
- Sunday’s child – дитя, родившееся в воскресенье или в переносном значении – человек, которому везет;
- When two Sundays come/meet together – “когда воскресенья пересекутся”, то есть “никогда”;
- Sunday face – двуличный человек или человек, который лицемерит.
- Бог Солнца (Сан), представлявший дневное светило, был главным богом.
Он изображался в виде мужчины, державшего в вытянутых руках горящий круг. В знак особого преклонения перед этим божеством древние саксонцы посвятили ему первый день недели, который они называли “Сан’з дег”. Отсюда Sunday – воскресенье.
- Monday (понедельник) был назван в честь Богини Луны (Moon).
В английском языке существует множество выражений со словом “Monday “.
Например:
- Black Monday – первый понедельник после отпуска или каникул;
- Fat Monday – понедельник перед Великим постом;
- Monday feeling – после воскресенья нежелание приступать к работе.
- Богиня Луны (Мун) считалась следующей по старшинству и почиталась во второй день недели, называвшийся “Мун’з дег”. Отсюда Monday — понедельник.
- Tuesday (вторник) был назван в честь Бога Тьюско (сына Земли).
Бог Тьюско вначале почитался как отец и первый представитель тевтонской расы, однако затем ему стали поклоняться как сыну Земли. У саксонцев ему был посвящен третий день недели, называвшийся вначале “Тьюско’з дег”, что в современном английском языке трансформировалось в Tuesday — вторник.
- Wednesday (среда) был назван в честь божества Воудена. О его подвигах ходят легенды.
Holy Wednesday, Spy Wednesday – Святая Неделя Бог Воуден (также Вотан, или Один), был высшим божеством у северных наций. Этот герой по преданиям прибыл откуда-то с востока, но неизвестно, из какой страны и когда точно. Его подвиги составляют большую часть мифологических сказаний древних народов и преувеличены настолько, что находятся за пределами вероятного. В честь этого божества назывался четвертый день недели — “Воуден’з дег”, Wednesday – cреда.
Thursday (четверг) был посвящен Богу Тору. Бог Торе– старший сын Одина и Фриги. Саксонцы и датчане почитали Бога Тора и его родителей. Бог Тор — старший и самый храбрый сын Одина и Фриги. Ему посвящен пятый день недели — “Тор’з дег”, в современном английском — Thursday, четверг.
- Friday (пятница) был назван в честь имени Богини Фриги (Богини Земли).
- Man Friday – преданный слуга;
- Girl Friday – юная девушка, прислуживающая кому-то;
- Friday face – перекошенная мина, “кислое” выражения лица.
Богиня Фрига, или Фрейя, жена Одина, почитавшаяся более всех после него у саксонских, датских и других язычников севера. В самые древние времена она именовалась также Гертой и считалась богиней Земли. Ей был посвящен шестой день недели, называвшийся у саксонцев “Фрига’з дег”, что соответствует современному Friday — пятница. Фрига изображалась с мечом в правой руке и луком в левой.
Saturday (субботу) был назван в честь Бога Ситера. Бог Ситер изображался стоящим на острой колючей спине окуня, как на пьедестале, с непокрытой головой. В левой руке он держит колесо, а в правой — ведро с водой, в котором находятся цветы и фрукты. Он одет в длинное платье и подпоясан веревкой. Название, данное его дню, “Ситер’з дег”, Saturday — суббота
Почему дни недели так называются? Вряд ли можно найти исчерпывающий ответ на данный вопрос: пытливый ум всегда может продолжить это лингвистическое исследование. Знание – сила, и даже в названиях дней недели скрыт опыт наших предков. А ведь самое главное – уметь этим опытом воспользоваться в современной жизни.