Цель: расширение у обучающихся представления о жизни животных в зимнее время; воспитание бережного отношения к животному миру.
Задачи: показать, что зимой многие животные по-разному приспособились к неблагоприятным условиям жизни.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю начать наше занятие с загадки:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины? (Зима.)
Зима навела строгий порядок в лесах. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. Но в переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому - великий покой в природе.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Учитель: - Итак, ребята, отправляемся мы с вами в зимний лес. А поможет нам путешествовать старичок-лесовичок.
(На доску вывешиваются рисунок с изображением старичка-лесовичка и картина зимнего леса, где изображены животные.)
- Каких животных вы видите? (Волк, лиса, заяц, лось, сорока, синица, снегирь.)
- К одной ли группе они относятся данные лесные жители по месту обитания? (К одной.)
- К какой группе они относятся? (Животные леса.)
- Как определили? (Живут в лесу.)
- Каким одним словом можно назвать таких обитателей? (Животные.)
- На какие две группы можно разделить этих животных леса? (Звери, птицы.)
Задание: разложите картинки, которые лежат у вас на столе, на зверей и птиц.
На доске
ЖИВОТНЫЕ
ЗВЕРИ ПТИЦЫ
- Попытайтесь сравнить эти группы.
(Общее: живут в лесу. Различие: внешний вид. Звери ходят, у них есть морда, шерсть, зубы. Птицы летают, у них есть крылья, клюв, перья, нет зубов.)
Поговорим сегодня о зверях.
- На какие группы по питанию можем разделить зверей?
- Назовите хищников. (Волк, лиса, соболь, горностай.)
- Назовите травоядных. (Лось, заяц, косуля.)
Все звери по-разному приспособились к суровым условиям зимы.
- Как звери приспособились к суровым условиям зимы? ( Одни спят: барсуки, ежи, бурундуки, медведи. Другие сами добывают себе корм: лиса, заяц, белка. Шерсть стала гуще и длиннее. Появился подшерсток, количество волосков увеличилось в два раза. Некоторые животные сменили цвет шерсти.)
- Для чего? (Спасает от врагов.)
- Как называется процесс смены одной шерсти на другую у зверей? (Линька.)
Учитель: - Ребята, старичок-лесовичок принес нам загадки. Сейчас попробуем их разгадать.
Хожу в пушистой шубе.
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
- Какие изменения произошли с белкой с приходом зимы? (Она изменила цвет шерсти.)
- Какого цвета была белка летом?
- А почему она изменила свой цвет?
(Летом белка рыжая, зимой серебристо-серая. Летом рыжая незаметна на фоне красноватых стволов. Серая зимой - незаметна среди потемневшего снега, лежащего на хвое и сучьях.)
Сообщения ребят из "Бюро любознательных".
К зиме белка утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнездах прячутся.
А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток находится высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мехом.
К зиме белочка делает съестные запасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая дольше качается. Значит на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие орехи.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли. Потом наколет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибов белка насушит за лето.
Учитель: Рассмотрим следы белки.
Два маленьких отпечатка - следы передних лап. Два больших отпечатка - следы задних лап. При беге белка задние лапы заносит далеко вперед, а передние уходят далеко назад. Вот поэтому и получается, что задние лапы впереди, а передние позади.
Учитель: Старичок-лесовичок просит нас отгадать ребус. Что это за зверь?
(Предлагается ребус, отгадкой которого будет слово заяц)
Инсценирование "Заяц и снегирь"
Снегирь: Заяц белый, куда бегал?
Заяц: На деревню.
Снегирь: Для чего?
Заяц: Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную найти.
Снегирь: И нашёл?
Заяц: Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие.
Снегирь: А теперь ты куда?
Заяц: Осинку глодать.
Снегирь: Да она поди горькая?
Заяц: Сладкая! Вчера не ел - куда как сладкая осинка покажется.
- Чем питается заяц?
- Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм? ( Ему не нужно, он находит корм зимой.)
- Как изменилась окраска шерсти зайца с приходом зимы?
- Почему она изменилась?
"Бюро любознательных".
В наших лесах есть два вида зайцев: заяц-русак и заяц-беляк. Русак живет на полях, просеках. Беляк живет в лесу, предпочитает густые заросли кустарников.
У зайцев задние лапы сильнее передних. Беляк на своих опущенных лапах легко бегает по рыхлому снегу. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту закрывая.
Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубокие ямки, кусты. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
Заяц мастер запутывать следы: то несколько раз проскочит по своим следам, то прыгнет в сторону, не оставив следа. Его нельзя спутать с другими. Два широких отпечатка задних лап впереди, два поменьше сзади.
Учитель: - Как вы думаете, почему задние лапы оказались впереди?
(В прыжке заяц сильные задние лапы выбрасывает вперед, а передние назад.)
- Про зайца говорят:
В гору бегом -
С горы кувырком.
- Почему?
(Зайцу удобнее бежать в гору. У него передние ноги короткие, задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы кубарем летит через голову.)
Учитель:
- Отгадайте, кто это?
Посмотрите-ка какая -
Вся горит как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
- Изменила ли лиса окраску шерсти к зиме? Почему?
- Делает ли лиса запасы на зиму? Почему?
"Бюро любознательных"
Охотится лиса в сумерках и ночью за птицами, зайцами, мышами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей.
Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Ловля мышей называется мышкование.
Во время сильных метелей и непогоды ищет убежище - сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Лисы бывают черно-бурые, а на севере живет белая лиса - песец.
Мы привыкли к тому, что лиса всегда такая красивая, хитрая, умная, ловкая. Но все-таки мало кто знает, что она очень нечистоплотная. Возле ее норы всегда какой-то хлам, беспорядок, неприятный запах.
Учитель: - Отгадайте, что зашифровано в этом ребусе.
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
- На кого погож волк?
Внешне волк похож на высокую собаку. Но у волка хвост опущен, а у собаки поднят кверху. Цвет шерсти серо-желтый с примесью черных волос.
Он умен, хитер, храбр, силен. У него тонкий слух, обоняние, зрение; сообразителен, ловок и очень осторожен. Может питаться, оказывается, лягушками, ягодами, древесными почками, лишайниками, мхами. Но в основном ест зайцев, лосей и других животных.
В народе говорят: "Волка ноги кормят". Как вы это понимаете?
- Как он берет себе добычу? (Догоняет.) Вот почему и говорят, что волка ноги кормят.
- А каких животных в основном волк может догнать? (Больных, слабых.)
Волк в основном поедает больных животных, падаль. За это его называют санитаром леса.
А это кто?
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Лось - самый большой зверь, которого можно встретить в наших лесах. Зимой лоси держатся небольшими стадами. Питаются лоси корой и молодыми ветвями деревьев, которые растирают крепкими, как жернова, зубами. Всего охотнее лоси кормятся молодой осинкой.
В конце февраля для лосей наступает тяжелая пора. Чаще, чем в другое время, в этом месяце верхний слой снега превращается в наст. Лоси от тяжести проваливаются сквозь него и не могут быстро бежать. Этим пользуются волки, которые , в конце концов, сообща одолевают провалившегося в глубокий снег лося.
Учитель: - Каких еще животных можно встретить в лесу?
(Рысь, кабана, куницу, горностая, косулю:)
- О каких животных мы сейчас рассказали?
(рассказали о животных, которые зимой не спят, а добывают себе корм)
- Давайте сейчас составим цепи питания.
(По предложенному ранее рисунку дети на альбомных листках составляют цепи питания)
- Почему волк и лиса последние в цепи? (Они хищники.)
- Нужны хищники лесу?
Учитель: - Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки старичка-лесовичка.
- А какого зверя не увидишь в лесу зимой?
Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
- Как медведь готовится к зиме? (Нагуливает жир, строит берлогу)
- Как медведь проводит зиму? (Спит)
- Что же представляет собой берлога медведя?
Чаще всего это большая, довольно просторная ниша, вырытая на крутом сухом склоне под шатром древесных корней или огромным выворотнем. Бывает устраивает себе жилье в пещере или расщелине скалы, в густом подросте пихточек и елочек, в ворохе нагребенного мха, травы, веток. Но в большинстве случаев медведь устраивает себе жилище во всем продуманно, по-хозяйски.
- Почему нет следов около берлоги?
(В районе залегания медведь долго и много петляет, запутывая следы)
Интересно, что медведь первую неделю не спит, а чутко дремлет и все благоустраивается.
Медведь в берлоге безвылазно проводит до пяти месяцев, сохраняя довольно высокую температуру тела и готовность к немедленным активным действиям, пользуясь своими жировыми запасами. За зиму взрослый медведь теряет от 60 до 100кг жира.
Беда, если по какой-то причине медведь не накопит к зиме жиров. Такой зверь не ложится в берлогу и становится шатуном. Он кочует с места на место, ищет еду. А где ее найдешь, если кругом снег.
Шатун - медведь особый, с измененным ненормальным поведение. Жизнь к нему немилосердна. Все помыслы зверя направлены на то, чтобы любыми способами в любом месте добыть любое пропитание. У шатуна нет страха ни перед человеком, ни перед машиной. Это несчастное существо. Даже когда шатуну удается добыть крупное животное, например лося, удача его не спасает.
За те 10-12 дней, когда медведь ест добычу - добытое мясо, он не успевает не только накопить нужный жир, но даже существенно восполнить потерянное во время кочевок. Изголодавшийся зверь ест часто, но бесполезно. Желудок не успевает переваривать большое количество пищи. К тому же медведь-шатун обмораживает лапы. Как правило, он погибает.
- Почему медведь лапу сосет?
В период зимнего сна грубый наружный слой кожи на медвежьих лапах не снашивается, а внутренний продолжает нарастать. Смена кожного покрова на подошвах зверя затрудняется. Лежа в берлоге, медведь обсасывает, увлажняет слюной подсыхающую растрескивающуюся кожу, отстающую иногда целыми лоскутками и объедает ее. Отсюда и пошло поверье, что медведь, дескать с голоду лапу сосет оказывается, действительно сосет, но не с голоду.
- Какие еще звери спят зимой? (Барсук, еж)
Перед тем, как улечься спать, барсук сгребает лапами в нору опавшие листья, устраивает себе мягкую постель. Но спит барсук зимой не так уж крепко. Во время оттепелей он нередко просыпается и даже вылезает из своей норы, чтобы размяться и погреться на солнце.
Еж проводит в зимней спячке более 6 месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит еж, свернувшись клубком в логове, утепленном мхом, листьями и травой.
Игра "По кругу"
Дети называют животное и что ему нужно, чтобы выжить зимой.
Я хотел бы быть:
Для того, чтобы выжить зимой, мне надо:
- Зима для зверей - время бескормицы и холода. Много гибнет их в суровое время.
- Нужно ли помогать животным леса?
- Как можно помочь животным леса?
1. Зайцам еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы от сушеных веток рябины, малины, тополя.
2. Для лосей подрубают молодые осины. Сохатые любят также ветки рябины и сосны.
3. Для кабанов оставляют корнеплоды, свеклу, брюкву, репу, желуди.
4. Животные любят соль. Лесники раскладывают в развалины пней каменную соль - лизунец. Поддерживает она лесных обитателей в большие холода, придает бодрость.
5. Если в лесу мало еловых шишек, белочек подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнуха.
- Можно ли сказать, что человек и природа- это единое целое?
На доске запись: ЧЕЛОВЕК ------------ ПРИРОДА
Сценка
Слышен выстрел
Маша: Витя, мне страшно.
Витя: Не бойся , Маша. Давай, спрячемся и посмотрим, кто здесь лесных жителей пугает.
Леший: Птицы летают в небесной высоте, звери бродят. Вокруг тишина и дремота. Но смерть их прячется невдалеке. Охота, охота, охота.
Маша: Охотник, брось своё ружьё!
Витя:
Оставь скорей свои забавы.
Где имя доброе твоё
Увы, одна дурная слава!
Леший: Ишь, ты, поучать вздумали! Как же это я без охоты останусь?
Маша: Но ведь есть охота, которая разрешена круглый год.
Витя: Ребята, кто знает, что это за охота?
Вспомните, в деревне Простоквашино Шарик охотился сначала с ружьем, а потом?
(С фоторужьем)
Леший: Мне бы такое ружьё, а то меня все ругают, что я зверей пугаю.
Маша: Мы подарим тебе фоторужье, но при одном условии.
Витя: Зверей и птиц не пугать. Надписи на деревьях не оставлять.
Леший: Я согласен, согласен. Мне в первый раз в жизни дарят подарок.
Учитель: - Вот и настала пора прощаться. Старичок - лесовичок дарит вам на память о лесе картинки. А вы дома должны вспомнить, о чем мы сегодня говорили и раскрасить картинку так, чтобы было понятно, что изображен зимний лес.