АКТУАЛЬНОСТЬ:
Игра социальна по своей природе; в ней отражаются представления ребенка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений. Игра обеспечивает новые формы взаимодействия с миром, в котором "я" ребенка реализует себя там, где это невозможно в реальной жизни. Кроме того, она дает возможность формирования множества "я-ролей" и "я - образов", ведущего к более полному осмыслению мира и типов взаимоотношений в нём. Ребенок, проигрывая разные варианты, вырабатывает собственную стратегию поведения, формирует внутренний план действия, который, как известно, лежит в основе мышления.
В настоящее время детская игра стала другой, поэтому и работу по развитию игровой деятельности дошкольников необходимо строить с учетом современных тенденций в её развитии.
Изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игра передавалась от старших детей к младшим, теперь редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые все чаще становятся основой сюжетных игр. Анализ содержания детской игры показывает, что собственно сюжетно-ролевая игра, моделирующая социальные отношения, сегодня явно уходит из игровой деятельности старших дошкольников.
В тоже время, современным дошкольникам предстоит освоить новую, постоянно меняющуюся картину мира; от них потребуется осуществлять выбор, критически мыслить, ставить и решать проблемы, проявлять гибкость, а значит, более организованно и разумно строить свою жизнь.
Особенность же игр современных дошкольников состоит в отсутствии профессиональных сюжетов (повар, моряк, почтальон и др.), т.е. из игр детей уходит воспроизведение какой-либо трудовой деятельности. Дошкольнику не всегда понятны внутренние условия деятельности взрослых.
Всё это свидетельствует о том, что:
- игра перестает быть средством вхождения в мир взрослых, ведь именно действия в игровой роли, как взрослый, ребенок отождествляет себя с ним и моделирует его жизнь;
- дети не понимают профессиональной значимости труда родителей, предпочитая роли телевизионных героев и компьютерных игр, а социальная жизнь перестаёт быть содержанием их игровой деятельности.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА:
Разработка проекта обусловлена потребностями педагогов и родителей дошкольников, которые были выявлены в ходе анкетирования:
- понимание педагогами проблем в области организации игровой деятельности дошкольников с учетом современных условий;
- низкая компетентность родителей в организации игровой деятельности детей.
ЦЕЛЬ: активизация взаимодействия педагогов и родителей в развитии игровой деятельности воспитанников ДОУ.
ЗАДАЧИ:
- Актуализировать знания педагогов и повысить компетентность родителей в вопросах организации игровой деятельности дошкольников в детском саду и дома.
- Обогащать игровую деятельность дошкольников современным содержанием.
- Пополнить и систематизировать методический материал по организации игровой деятельности дошкольников в соответствии с их возрастными возможностями.
УЧАСТНИКИ: педагоги, воспитанники детского сада и их родители, социум.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 4 года.
ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, детско-взрослый, информационно-практико-ориентированный.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап - организационный:
- разработка плана реализации проекта;
- подбор методической литературы, разработка планов и конспектов методических мероприятий;
- создание предметно-игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности.
2 этап - практический (основной):
- планирование и проведение методических мероприятий для педагогов и родителей;
- разработка перспективного планирования и проведения сюжетно-ролевых игр по всем возрастным группам;
- планирование и проведение воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах.
3 этап - аналитический:
- анкетирование педагогов и родителей;
- мониторинг игровой деятельности дошкольников.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Работа с педагогами | Работа с родителями | Работа с детьми | |
Индивидуальные формы работы | Групповые формы работы | ||
Индивидуальные консультации по теории и практике вопроса | Педагогические советы | Открытые просмотры детско-взрослой деятельности с последующими рекомендациями | Образовательная деятельность по ознакомлению с трудом взрослых, разнообразием профессий. |
Наработка педагогом собственного видения данной проблемы для реализации поставленных задач | Тренинги, направленные на коррекцию профессиональных и личностных установок педагогов, активизацию их рефлексивных процессов | Семинары-практикумы по вопросам развития детской активности и организации игровой детской деятельности | Чтение художественной литературы, рассматривание предметных картинок, картин, иллюстраций. Составление рассказов |
Открытые просмотры деятельности с последующими рекомендациями | Семинары-практикумы по вопросам развития всех форм детской активности и организации нетрадиционных форм детской деятельности | Консультации (индивидуальные, подгрупповые, групповые) | Труд в уголке природы, в игровых
уголках, на участке детского сада, дежурство по
столовой. Изготовление поделок, атрибутов к играм |
Обобщение материала по заданной проблеме | Имитационные игры "Я - продавец", "Я - почтальон", "Я - художник" | Игровые ситуации с вхождением в ту или иную роль | Изодеятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) |
Игровые ситуации с вхождением в ту или иную роль | Помощь в изготовлении игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр | Беседы, игры, игровые обучающие ситуации, психогимнастика | |
Участие в совместных мероприятиях | Экскурсии, эксперименты. Просмотр видеофильмов, презентаций, прослушивание аудиозаписей. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение компетентности педагогов и родителей в организации игровой среды;
- повышение игровой активности воспитанников детского сада;
- обогащение ценностных отношений между детьми и взрослыми в процессе совместной игровой деятельности;
- обновление развивающей предметно-игровой среды в детском саду и дома,
- создание и систематизация информационно-методических материалов по организации игровой деятельности дошкольников.