Организация игровой деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


АКТУАЛЬНОСТЬ:

Игра социальна по своей природе; в ней отражаются представления ребенка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений. Игра обеспечивает новые формы взаимодействия с миром, в котором "я" ребенка реализует себя там, где это невозможно в реальной жизни. Кроме того, она дает возможность формирования множества "я-ролей" и "я - образов", ведущего к более полному осмыслению мира и типов взаимоотношений в нём. Ребенок, проигрывая разные варианты, вырабатывает собственную стратегию поведения, формирует внутренний план действия, который, как известно, лежит в основе мышления.

В настоящее время детская игра стала другой, поэтому и работу по развитию игровой деятельности дошкольников необходимо строить с учетом современных тенденций в её развитии.

Изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игра передавалась от старших детей к младшим, теперь редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые все чаще становятся основой сюжетных игр. Анализ содержания детской игры показывает, что собственно сюжетно-ролевая игра, моделирующая социальные отношения, сегодня явно уходит из игровой деятельности старших дошкольников.

В тоже время, современным дошкольникам предстоит освоить новую, постоянно меняющуюся картину мира; от них потребуется осуществлять выбор, критически мыслить, ставить и решать проблемы, проявлять гибкость, а значит, более организованно и разумно строить свою жизнь.

Особенность же игр современных дошкольников состоит в отсутствии профессиональных сюжетов (повар, моряк, почтальон и др.), т.е. из игр детей уходит воспроизведение какой-либо трудовой деятельности. Дошкольнику не всегда понятны внутренние условия деятельности взрослых.

Всё это свидетельствует о том, что:

  • игра перестает быть средством вхождения в мир взрослых, ведь именно действия в игровой роли, как взрослый, ребенок отождествляет себя с ним и моделирует его жизнь;
  • дети не понимают профессиональной значимости труда родителей, предпочитая роли телевизионных героев и компьютерных игр, а социальная жизнь перестаёт быть содержанием их игровой деятельности.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА:

Разработка проекта обусловлена потребностями педагогов и родителей дошкольников, которые были выявлены в ходе анкетирования:

  • понимание педагогами проблем в области организации игровой деятельности дошкольников с учетом современных условий;
  • низкая компетентность родителей в организации игровой деятельности детей.

ЦЕЛЬ: активизация взаимодействия педагогов и родителей в развитии игровой деятельности воспитанников ДОУ.

ЗАДАЧИ:

  • Актуализировать знания педагогов и повысить компетентность родителей в вопросах организации игровой деятельности дошкольников в детском саду и дома.
  • Обогащать игровую деятельность дошкольников современным содержанием.
  • Пополнить и систематизировать методический материал по организации игровой деятельности дошкольников в соответствии с их возрастными возможностями.

УЧАСТНИКИ: педагоги, воспитанники детского сада и их родители, социум.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 4 года.

ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, детско-взрослый, информационно-практико-ориентированный.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап - организационный:

  • разработка плана реализации проекта;
  • подбор методической литературы, разработка планов и конспектов методических мероприятий;
  • создание предметно-игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности.

2 этап - практический (основной):

  • планирование и проведение методических мероприятий для педагогов и родителей;
  • разработка перспективного планирования и проведения сюжетно-ролевых игр по всем возрастным группам;
  • планирование и проведение воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах.

3 этап - аналитический:

  • анкетирование педагогов и родителей;
  • мониторинг игровой деятельности дошкольников.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Работа с педагогами Работа с родителями Работа с детьми
Индивидуальные формы работы Групповые формы работы
Индивидуальные консультации по теории и практике вопроса Педагогические советы Открытые просмотры детско-взрослой деятельности с последующими рекомендациями Образовательная деятельность по ознакомлению с трудом взрослых, разнообразием профессий.
Наработка педагогом собственного видения данной проблемы для реализации поставленных задач Тренинги, направленные на коррекцию профессиональных и личностных установок педагогов, активизацию их рефлексивных процессов Семинары-практикумы по вопросам развития детской активности и организации игровой детской деятельности Чтение художественной литературы, рассматривание предметных картинок, картин, иллюстраций. Составление рассказов
Открытые просмотры деятельности с последующими рекомендациями Семинары-практикумы по вопросам развития всех форм детской активности и организации нетрадиционных форм детской деятельности Консультации (индивидуальные, подгрупповые, групповые) Труд в уголке природы, в игровых уголках, на участке детского сада, дежурство по столовой.

Изготовление поделок, атрибутов к играм

Обобщение материала по заданной проблеме Имитационные игры "Я - продавец", "Я - почтальон", "Я - художник" Игровые ситуации с вхождением в ту или иную роль Изодеятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд)
  Игровые ситуации с вхождением в ту или иную роль Помощь в изготовлении игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр Беседы, игры, игровые обучающие ситуации, психогимнастика
    Участие в совместных мероприятиях Экскурсии, эксперименты. Просмотр видеофильмов, презентаций, прослушивание аудиозаписей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • повышение компетентности педагогов и родителей в организации игровой среды;
  • повышение игровой активности воспитанников детского сада;
  • обогащение ценностных отношений между детьми и взрослыми в процессе совместной игровой деятельности;
  • обновление развивающей предметно-игровой среды в детском саду и дома,
  • создание и систематизация информационно-методических материалов по организации игровой деятельности дошкольников.

Приложения.