Использование компьютерных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Определила задачи:

  • Развивать все компоненты речи с применением компьютерной логопедической программы "Игры для тигры".
  • Способствовать формированию у детей элементов грамоты.
  • Развивать общую и мелкую моторику во взаимодействии с речью.
  • Воспитывать коммуникативные качества у дошкольников.

Педагогическую деятельность я строю по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок. Педагог является координатором деятельности ребёнка. Занятия провожу индивидуально и фронтально. Компьютерные игры входят в структурную часть занятия с учётом образовательных потребностей детей. В индивидуальной работе с детьми использую компьютерную логопедическую программу Л. Р. Лизуновой "Игры для тигры", которая способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. Мультимедийное сопровождение направленное на воздействие всех трёх каналов восприятия, активизирует три вида памяти: слуховую, зрительную и кинестетическую, что в сумме даёт более высокую эффективность актуализации знаний и возможность шире охватить знания и умения, необходимые для конкретного занятия. В подготовительной к школе группе использую мультимедийный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия", содержание которого направлено на развитие познавательных способностей и интеллектуальных навыков, а учебный игровой материал построен с учётом индивидуального продвижения каждого ребёнка. Программа "Учимся читать", разработанная психологическим центром "АДАЛИН", развивает у детей фонематический слух, пространственное мышление, внимание, память, зрительное восприятие.

Систематическая, целенаправленная работа с использованием логопедической компьютерной программы "Игры для тигры" (игры: "Чей голос", "Кому что нужно", "Разложи вещи", "Найди четвёртого", "Весёлый поезд", "Рассели животных" и др.) повысила интерес детей к коррекционно-развивающему процессу. Прослеживается значительный рост по развитию звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи. Компьютерное музыкальное сопровождение пальчиковой гимнастики укрепили мелкую мускулатуру пальцев, движения стали более чёткими и точными и в конечном итоге улучшились результаты по развитию графических навыков у детей. Игровые приёмы компьютерных программ способствовали освоению основ грамоты. ("Составь слово из букв", разгадай слово", "Умная раскраска", Составь слово из слогов", Закончи предложение" и др.) Планирую дополнить содержание раздела "Связная речь" играми и упражнениями с применением приёмов мнемотехники.

Реализуя задачи коррекционной работы с детьми, я разработала и систематизировала дидактический материал по всем лексическим темам и разделам речевого развития и включила в план общей коррекционной работы: презентации по всем лексическим темам, (помогают детям быстрее и лучше усвоить информацию); диафильмы по литературным произведениям для пересказа, конструктивные компьютерные игры для составления рассказов по серии сюжетных картин, карточки с заданиями по обучению грамоте, для самостоятельной работы с последующей проверкой на компьютере. Система дидактического материала направлена на преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Решая образовательные запросы детей, особое предпочтение отдаю развивающей, познавательной стенной газете "Солнышко", учебный игровой материал которой подобран с учётом изучаемых лексических тем, с различным уровнем сложности и индивидуальных возможностей детей, способствует пополнению и закреплению полученных на занятиях знаний и речевых навыков, развитию внимания, памяти, логического мышления.

Снижение утомляемости и повышение эмоциональной заинтересованности детей говорит об эффективности использования компьютерных игр в логопедической работе. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают трудности при решении поставленных задач.

Моя деятельность основана на целостном подходе к коррекционно - развивающей и воспитательной работе с детьми и направлена на комплексное взаимодействие с воспитателями, узкими специалистами и обеспечивает согласованность в коррекционной работе. Для закрепления лексико-грамматических категорий и автоматизации звуков разработала для всех участников воспитательно-образовательного процесса систему логоритмических упражнений, которая построена на основе тематического планирования всего учреждения. Для воспитателей всех возрастных групп разработала консультации и практические пособия, которые способствуют расширению педагогических знаний и умений педагогов в работе по профилактике речевых нарушений. Подготовила анимированные презентации по темам: "Правила пожарной безопасности" для детей младших и старших групп"; "Правила дорожного движения" (для всех возрастных групп); "Витамины", "Наше тело", "Наши права", и т.д., которые помогают педагогам дать детям стойкие социально значимые знания.

Создала комплексную систему работы с родителями, которая способствует повышению уровня активности и педагогической культуры родителей. С целью привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе использую компьютерную логопедическую программу "Домашний логопед", практические задания и методические рекомендации с помогают родителям грамотно организовать совместные занятия с ребёнком. Разработанный мною дидактический материал, с учётом актуальности изученной лексической темы, позволяет родителям закрепить с ребёнком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки в свободном речевом общении. Видеоматериалы, в которых отображена деятельность детей на фронтальных и индивидуальных занятиях, помогают родителям овладеть практическими способами обучения. С целью ознакомления родителей с возрастными особенностями речевого развития детей и своевременной профилактикой речевых нарушений, провожу ежегодные родительские конференции и консультации. Провожу практические занятия с ребёнком по запросу родителей, что способствует расширению педагогических знаний и умений родителей и помогает им овладеть различными приёмами работы над трудными звуками. Результаты проведённого анкетирования говорят о высоком уровне моего взаимодействия с родителями.

В рамках решения задач по поддержке психофизического здоровья детей на занятиях использую: гимнастику для глаз (улучшает кровоснабжение и расслабление глазных мышц, развивает сложные координационные движения глаз, повышает устойчивость вестибулярных реакций и развивает сложные движения глаз), самомассаж (способствует снятию мышечного напряжения артикуляционного аппарата, лицевых мышц и мелкой мускулатуры пальцев), логоритмические упражнения, физминутки с музыкальным сопровождением, что даёт возможность сделать паузы на занятиях радостными, яркими, эмоциональными, полезными для здоровья. Большое значение уделяю пальчиковым играм. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности, оказывают благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся подвижными и гибкими, что помогает успешно овладеть навыками письма. Тактильные взаимодействия формируют и укрепляют тёплые взаимоотношения между детьми. Используемые мною логопедические песенки - чистоговорки развивают у детей дыхание, ритм, интонационную сторону речи.

Применение компьютерной технологии в логопедии считаю актуальной и эффективной.