Цели урока:
Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД):
- умений формулировать вопросы по теме урока;
- использовать математические знания для решения различных математических задач;
- использовать доказательную математическую речь.
Формирование регулятивных УУД:
- умений ставить личные цели деятельности;
- планировать свою работу;
- оценивать полученные результаты.
Формирование коммуникативных УУД:
- умений работать в команде;
- прислушиваться к мнению других;
- отстаивать своё мнение.
Оборудование: доска, мел, мультимедийный проектор, экран, ПК, компьютерная презентация к уроку, анимационный ролик для проведения физкультминутки, конверты с раздаточным материалом (спички и цветные треугольники).
Учебник: "Геометрия 7-9" авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2012.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
У доски 2 ученика решают задачи №145 и №146.
В это время с классом проводится устное повторение по вопросам к теме "Окружность" и по заданию №143. (Слайд 2)
После проверки домашних задач, записанных на доске класс делится на группы по 4-5 человек и в группах решают задачу №144 (пункты б, в распределяются учителем между группами) в тетрадях. Затем представители групп показывают решения задач у доски, задают друг другу вопросы, оценивают друг друга.
Повторяем признаки равенства треугольников.
При помощи слайда 3 устанавливаем соответствие между чертежом и формулировкой теоремы
Найди ошибку (слайды 4, 5)
Как известно, на ошибках учатся. Но лучше учиться на чужих ошибках. Учащиеся находят в представленных утверждениях ошибки и исправляют их.
Если сторона и два угла одного треугольника равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с противоположной стороной, называется медианой треугольника.
В треугольнике углы при основании равны.
Биссектриса в равнобедренном треугольнике является медианой и высотой.
Устно доказываем равенство треугольников (задачи со слайдов 6, 7 и 8)
Задачу со слайда 9 учащиеся выполняют самостоятельно. У доски решение демонстрирует ученик, первым верно решивший задачу.
Задача слайда 10 также на применение признаков равенства треугольников. Она - резервная, и выполняется при наличии времени.
Задача на практическое применение признаков равенства треугольников (слайд 11)
Физкультминутка позволяет учащимся подвигаться, размяться, дать отдохнуть напряжённым мышцам и зрению. Выполняется с демонстрацией анимационного ролика "Суперфизкультминутка" (Videouroki.net):
После разминки продолжаем сочетание мыслительной деятельности с развитием мелкой моторики.
Безопасные игры со спичками. Даже полезные! (Слайды 12, 13)
Из 5 спичек составить 2 равносторонних треугольника.
Из 6 спичек составить 4 равносторонних треугольника.
Геометрия "по восточному календарю".
В преддверии Года лошади и предстоящих Олимпийских игр в Сочи учащимся предлагается отгадать математический кроссворд Олимпийского значения. (Слайд 14)
Разгадай кроссворд и узнай кличку коня, который стал олимпийским чемпионом в Риме в 1960 г.
- Третья сторона в равнобедренном треугольнике.
- Отрезок, делящий угол треугольника пополам.
- Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противолежащую сторону или ее продолжение.
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны.
- Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла.
- Сумма длин всех сторон треугольника.
Когда кроссворд отгадан, один из учащихся делает сообщение об этом историческом событии.
В 1952 г. на Джамбульском конном заводе у буланой ахалтекинской кобылы по имени Баккара родился жеребенок, Абсент, вороной масти. Его отцом был серый Араб - звезда конкура и любимец маршала Георгия Жукова. Именно на нем знаменитый военачальник принимал Парад Победы в 1945 г.
5 сентября 1960 г. в Риме на огромном манеже Пьяца ди Сиена за Большой приз Олимпиады боролись 17 звезд мирового конного спорта. Но когда на манеж вышли Сергей Филатов и его конь, гвалт смолк, выступление проходило в полнейшей тишине, а после него последовал шквал аплодисментов. Решение судей было единогласным. Это была первая высшая Олимпийская награда в истории советского конного спорта.
Имя коня гремело на просторах страны. Им восхищались, увековечивали в произведениях искусства и: в многочисленном потомстве. За десять лет он стал отцом более 70 жеребят, многие из которых позже также удостоились высоких титулов.
Подведение итогов урока, выставление оценок на фоне слайда 15 с высказыванием Галилео Галилея о геометрии.
Домашнее задание на слайде 16.
Рефлексия.
В заключение урока учитель просит учащихся опустить в приготовленные на доске "кармашки" треугольник, соответствующий уровню знаний и комфортности каждого ученика на данном уроке. (Слайд 17)