Урок обществознания по теме "Радости и сложности общения". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Формы и методы:

  • Методы: наглядный, частично-поисковый.
  • Методы контроля: устный, письменный.
  • Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).
  • Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели: разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения.

Образовательные задачи:

Сформировать представление об общении людей и его роли в их жизни.

Развивающие задачи:

  • развивать умения анализировать различные формы общения, способствовать развитию элементарных навыков культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях
  • расширять аналитическое мышление, кругозор учащихся
  • развивать у учащихся коммуникативные навыки, которые им помогают вести дискуссию, отвечать, доказывать свою точку зрения

Воспитательные задачи:

  • воспитывать учащихся в духе следования правилам этикета, духовно-нравственным нормам
  • воспитывать уважительное отношение к языку, как средству общения и получения информации.

Оборудование: УМК, ПК, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация с прикрепленным аудиофайлом <Приложение 1>, памятка "Правила общения" <Рисунок 1>.

Слайд: эпиграф к уроку (не произносится, для визуаного знакомства) <Приложение 1>

"Человеческая сущность налицо только в
общении, единстве человека с человеком".
Л.Фейербах.

Ход урока

Здравствуйте! Сегодня наш урок необычен тем, что у нас много гостей, и мы начнём урок с загадки. Подумайте и ответьте, что же это может быть? Обратите свое внимание на экран:

Слайд: загадки

Загадка:

- Она ничего не стоит, но много дает.

- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. - Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

- Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

- Она создает счастье в доме и служит паролем для друзей.

Слайд: улыбка

Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам.

Давайте и мы улыбнёмся нашим гостям и друг другу.

Мотивация:

Ребята! Тема нашего занятия очень актуальна и близка всем нам. Сегодня мы посвящаем наш урок очень важному понятию и процессу в жизни каждого из нас, в котором все мы принимаем участие ежедневно - общению. Итак, цель нашего урока: познакомиться с понятием "общение", его видами, ролью общения и культурой общения.

Слайд: Тема урока, план урока

Сегодня тема нашего урока звучит так: Радости и сложности общения.

- Что же такое общение? С чего начинается общение? (с первого взгляда, с первого чувства, с первого прикосновения).

Общение - широкое многоплановое понятие. В современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений. Учёные насчитали 96 определений понятия "общения".

- Много ли это? Давайте с вами вместе попробуем дать свое определение этому понятию.

Слайд: фото детей

Обратите внимание на экран. Перед вами фотографии из жизни детей, которые находятся в процессе общения.

- Чем заняты дети? Рассмотрите фотографии.

Таким образом, общение - это процесс взаимодействия 2 и более людей. Общение - своеобразный обмен между людьми определенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Слайд: Общение

- это процесс взаимодействия двух и более людей

- это обмен между людьми определенной информацией(н-р: на уроке), мыслями (Я считаю, я думаю. Я полагаю:), суждениями, оценками (прочитанная книга, картина художника:), чувствами(Вы мне нравитесь:).

-это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

Значит, чтобы вместе что-то делать, поделиться чувствами, добиться взаимопонимания, людям необходимо общение

Как Вы думаете, что является главным средством общения?

Переоценить значение речи в жизни человека и общества невозможно.

"Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Теперь это Библейское изречение известно всем. Но как часто мы задумываемся над словами, исходящими из наших уст? О силе и воздействии Слова?! Оно - бесценный дар Природы! Первым словом "мама" ребенок обращается к самому родному человеку на Земле. Словом объясняются в любви. Оно же "окрыляет" человека, делает его безмерно счастливым! Словом можно ранить человека, и cловом можно - убить:

- Назовите, пожалуйста, слова, которые располагают собеседника к общению с Вами?

- А если бы мы жили с Вами в другую историческую эпоху, то какие бы слова мы смогли услышать?

Но учёные утверждают, что с помощью речи и других звуков передаётся все лишь 40% информации.

- А с помощью чего мы передаем и получаем остальные 60% информации?

Таким образом, видами общения являются: речевое и неречевое.

Предлагаю вам выполнить следующее задание.

-Задание классу:

Из предложенного списка выберите средства речевого и неречевого общения.

Итак, мы выбираем ("цепочка").

Слайд: Взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, песня, цветы.

Подведём итог: Назовите средства речевого общения, которые вы выбрали.

Перечислите выбранные средства неречевого общения.

Вы справились замечательно.

- А как эти средства общения можно применять в практической жизни?

-Задание классу: Прошу выйти двух человек и используя средства речевого и неречевого общения "оживить" следующие ситуации:

Слайд: ситуации

1. Сделай замечание (ситуация: сосед по парте болтает на уроке?), чтобы не спровоцировать конфликт.

2. Дай понять собеседнику, что он говорит неправду.

3. Успокой маму, которая тебя за что-то ругает

- Трудно было выполнить задание?

- С помощью, каких средств общения выполнить задание оказалось проще?

В общении важны разные средства. Тем и хорошо общение, что мы можем использовать речевые и неречевые средства общения, с помощью которых мы можем передать или получить информацию. На уроке нашим источником информации очень часто выступает книга. Теперь мы обратимся к учебнику. Откройте учебники на стр. 126 и найдите иллюстрацию, которую я предлагаю рассмотреть по группам. Сейчас мы разделимся на группы.

Слайд: иллюстрация из учебника

Первый ряд работает с первой иллюстрацией, слева. Второй ряд рассматривает иллюстрацию в центре. Ну, а третий ряд будет работать с последней иллюстрацией, справа. Представьте, что это Ваш собеседник.

- Подумайте, что сообщает о себе ваш собеседник?

- С помощью чего он передаёт эту информацию?

Итак. Мы услышали мнение обо всех собеседниках.

- С каким мальчиком Вы хотели бы общаться в дальнейшем? Почему?

У разных людей разные способности к общению, и в разных жизненных ситуациях они проявляются по-разному. Одни вносят напряжение, и пропадает радость общения. Другие, наоборот, общаются легко, не только сами, получая удовольствие, но и создавая хорошее настроение другим людям. Ведь в процессе общения возникают и сложности, появляется радость. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения, этикет.

-Что это такое?

Подумайте и предложите те правила, которые помогут приятному общению.

Я предлагаю начать с фразы:

Слайд: Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо...

(ответы учащихся)

Я согласна с Вашими ответами. Вы молодцы! Психологи предлагают следовать таким правилам. Переверните лежащие на ваших партах листочки. Это памятка с правилами общения. Прошу вас прочесть.

Слайд: правила общения:

  1. Чаще дарите улыбку.
  2. Обращайтесь к собеседнику по имени.
  3. Будьте хорошим слушателем.
  4. Не перебивайте говорящего.
  5. Искренне интересуйтесь другим человеком.
  6. Разрешайте другому быть другим.
  7. Не судите, а понимайте.
  8. Не забывайте о самоконтроле в общении.
  9. Используйте в речи красивые слова.

А чтобы Вы могли воспользоваться ею, храните памятку в своем дневнике.

Ребята, правила общения существуют с давних времен. В разных странах существуют свои правила. Мы живём в России. Это страна тысячелетней христианской традиции.

- По каким правилам общались друг с другом наши предки? Многие нормы общения мы можем найти в Евангелии. Я напомню самые известные из них.

Слайд: заповеди

Правило первое: "Возлюби ближнего как самого себя".

Правило второе: "Всегда поступай с другими людьми так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою".

Вы говорите об этих важных правилах на уроках православия. Эти правила лежат в основе жизни многих русских святых. Ребята, я хочу вам рассказать об Амвросии Оптинском. После прослушанной информации ответьте на вопрос:

- Почему общение с Амвросием Оптинским приносило людям удовольствие?

В поучении старца Амвросия говорится:

Нужно жить нелицемерно,
И вести себя примерно,
Тогда наше дело будет верно,
А иначе будет скверно.

Преподобный Амвросий Оптинский в 19 в. жил в русском монастыре Оптина пустынь (Калужская губерния). Его любовь и мудрость притягивала людей. Из самых дальних уголков России шли к нему за помощью, утешением, советом и исцелением. Каждый день около хибарки батюшки собирался ожидавший его народ, и старец, который и сам много болел, всех старался принять, побеседовать и утешить. Батюшка Амвросий очень любил Бога, он был смиренным и жизнерадостным, общаться с ним было одно удовольствие. Он умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались.

- Итак, почему общение с Амвросием Оптинским приносило людям удовольствие?

- А вы любите, когда вас поучают?

- Почему же тогда поучения святого старца были очень ценными?

Слайд: поучение Амвросия

Жить - не тужить,
Никого не осуждать,
Никому не досаждать,
И вам моё почтение.

Так жить и радостно общаться советовал Амвросий Оптинский. Общение Амвросия с богом стало примером для многих, помогало стать чище, лучше, добрее, обрести радость. Жизнь человека без духовного общения не может быть полной.

Слайд: храм + музыкальное сопровождение. Стихотворение читает учитель.

Храм - это место особое,
Там обитает Господь.
В храме, как в облаке розовом,
С Богом общаться легко.

Безусловно, храм - это место, где человек общается с Создателем, где он задумывается о смысле своего существования, где он может подумать о том, правильно ли он живёт, как относится к ближним. Я надеюсь, что уроки православия и наши школьные беседы уже помогли Вам найти свою дорогу к храму и почувствовать важность и значение духовного общения. Ведь как сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: "Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения"

Слайд: "Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения"

Антуан де Сент-Экзюпери.

- Можем ли мы жить не общаясь?

- Является ли для вас общение роскошью?

- Какую роль общение играет в вашей жизни? Общение играет важную роль в жизни людей. Подумайте и приведите доказательства роли общения для человека, для Вас лично. Подсказка на экране.

Слайд: коллаж.

  • это необходимое условие выживания человека,
  • недостаток в общении приводит к серьезным отклонениям в развитии,
  • оно необходимо в любом возрасте. Например, люди могут поделиться своими бедами, проблемами. Говорят, когда человек выговорится, ему стает лучше,
  • через общение человек самоутверждается в обществе,
  • получаем знания о мире, передача опыта молодым поколениям,
  • усваиваются правила поведения человека, культурные и нравственные ценности,
  • общение способствует развитию интересов человека,
  • определенные качества личности формируются только в общении.

Обобщим наши ответы и внимание на экран.

Слайд: роль общения:

  • получение знаний о мире;
  • передача опыта;
  • усвоение правил поведения;
  • формирование нравственных качеств личности;
  • развитие интереса;
  • происходит самоутверждение человека.

Итак, дети. Сегодня наш урок мы посвятили общению. Работая по теме, мы с Вами учились общаться.

Рефлексия:

- Как Вы считаете, поможет ли Вам наш урок наполнить общение радостью?

- Способствовало ли общение на уроке развитию интереса к нашей теме?

- Как вы оцениваете наше общение на сегодняшнем уроке?

На партах лежат листочки "Памятка", прошу оцените результаты нашей работы <Рисунок 2>:

Давайте посмотрим какой результат у вас получился.

Очень приятно, что от урока вас осталось хорошее впечатление. Спасибо за работу на уроке. Любое знание должно быть закреплено практикой. Поэтому домашнее задание будет творческим: на странице 133, задание 3. Я предлагаю Вам пообщаться с Вашими родителями, бабушками и дедушками, используя нашу памятку с правилами общения и узнать интересные факты из их жизни. На следующем уроке с результатами своей работы вы нас познакомите.

Отметки: Я хочу отметить учащихся, которые хорошо работали на уроке.

Помогите мне ребята.

- Вы замечали, кто был активен на уроке?

Стихотворение:

Общение важно - это жизнь,
Общение есть дыхание!
Жить нелегко, но ты держись,
Ведь жизнь есть испытание.

Слайд: улыбка

Мы с вами определили для себя правила, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Давайте попробуем применить эти правила прямо сейчас. Начнём с самого первого. Как насчет улыбки? Я имею в виду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, которая ценится так высоко. Я приглашаю и вас дети, и вас наши дорогие гости: улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка - это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

Наш урок окончен. До свидания. Всем спасибо за внимание.

Список литературы.

  1. Боголюбов Л.Н. "Обществознание", 6 класс, М., "Просвещение", 2010г.
  2. Степанько С.Н. "Обществознание: человек, природа, общение. Поурочные планы. 6 класс", Волгоград, "Учитель", 2009 г.