Цель урока: совершенствование навыков выполнения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, умение применять свои знания при решении задач.
Задачи урока.
Обучающая:
- отработка применения правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Закрепление навыка при решении задач.
Развивающая:
- развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность.
Воспитывающая:
- формирование интереса к учению, воспитание патриотизма, любви к родному краю и историческим ценностям.
Метод: диалогический
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор
Ход урока
I. Устные упражнения.
1.: Вычислите:
а) 9/19 + 3/19 г) 7/8 - 5/8
б) 6/100 + 21/100 д) 12/16 - 5/16
в) 3/21 + 18/21 е) 7/33 - 2/33
2. По ходу устного счета сформулировать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей.
3. Ученик прочитал 4/7 книги. Какую часть книги ему осталось прочитать?
4. Решить уравнение (m + 2) = 8
II. Основная часть.
1. Вступительное слово учителя:
"Сегодня мы поговорим на нашем уроке о знаменательной дате, 457-летии добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства".
Ученица 5 класса в течение 2-3 минут рассказывает об исторической дате (приложение № 1). О процессе воссоединения Башкирии и России. (Материал можно взять из учебника Культура Башкортостана 5 класс). После этого учитель предлагает детям решить ряд задач.
2. Задача №1.
После завершения добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства Русский царь стал переселять в Башкирские земли разные народы. В Башкирию переселились русские, чуваши, татары, удмурты и так далее. Башкирия стала многонациональной Республикой. И по сей день Башкирию населяют много разных народов, живущих в мире и согласии.
Давайте рассмотрим следующую таблицу:
Всё население Башкортостана составляет 3945000 человек.
Башкиры | 1/5 | 789 000 |
Русские | 2/5 | 1578 000 |
Татары | 3/10 | 1?183 500 |
Чуваши | 3/100 | 118 350 |
Марийцы | 3/100 | 118 350 |
Украинцы | 2/100 | 78 900 |
Мордва | 8/1000 | 31 560 |
Удмурты | 6/1000 | 23 670 |
Другие | 14/1000 | 55 230 |
Учитель распределяет задание по рядам:
1.
1 ряд. Вычислите количество людей башкирской, русской, татарской национальностей.
2 ряд. Вычислите количество людей марийской, чувашской, украинской национальностей.
3 ряд. Вычислите количество людей мордовской, удмуртской и других национальностей.
По таблице ответить на следующие вопросы:
Какую часть всего населения Башкирии составляют башкиры и русские?
Какую часть всего населения Башкирии составляют чуваши, марийцы и украинцы?
Какую часть всего населения Башкирии составляют мордва, удмуртская и другие национальности?
2. Решить задачу:
Все население Башкортостана делится на городское и сельское население. Городское население Башкортостана составляет 7/12 части всего населения. Какую часть всего населения составляет сельское население?
3. Символ великой дружбы.
Ученица 5 класса рассказывает о Монументе Дружбы.
В 1957 году отмечалось 400-летие добровольного присоединения Башкортостана к Русскому государству. 14 июня того же года, состоялась закладка памятника, была установлена мраморная доска. Монумент Дружбы был открыт 7 августа 1965 года.
Тридцати пяти метровый гранитный обелиск поднялся в небо на возвышенном берегу реки Белой. (Детям показывается изображение этого памятника).
У основания обелиска спокойно и величаво сидят аллегорические женские фигуры - башкирка и русская. Авторы М.Ф. Бабурин, Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев, Г.И. Гаврилов.
4. Решите задачу двумя способами. (1 ученик решает на доске)
Высота монумента Дружбы 35 м. Высота стелы 5/7 высоты всего памятника, высота женских фигур 1/7 часть высоты всего монумента. На сколько метров высота стелы больше высоты женских фигур?
Решение: 1 способ.
5/7 - 1/7 =4/7(ч) - больше высота стелы
35 : 7 *4 = 20 (м) - на 20 метров высота стелы больше, чем высота женских фигур.
2 способ:
1) 35 :7 *5 = 25 (м) - высота стелы.
2) 35 :7 *1 = 5 (м) - высота женских фигур.
3) 25 - 5 = 20 м) - на 20 метров высота стелы больше, чем высота женских фигур.
Ответ: на 20 метров высота стелы больше высоты женских фигур.
5. Побеседовать с детьми о столице Башкортостана (1-2 минуты), (презентация о городе Уфа, дети выступают с небольшим сообщением)
Решим задачу:
В Республике 11 ведущих вузов и обучается там 55?000 студентов. В городе Уфа 6 высших учебных заведений. Какую часть всех вузов составляют высшие учебные заведения города Уфа?
Какую часть составляют высшие учебные заведения других городов республики? Насколько больше студентов обучается в городе Уфа, чем в других городах республики?
6. Решить № 1012 в) (учебник) (1 ученик на доске)
№ 1021 (учебник) (1 учебник на доске реш.3)
Остальные дети решают самостоятельно, а затем сверяют решение с решением на доске.
№ 1012 в) Найти значение выражения:
3/14 + 6/14 + С, если С = 1/14; 2/14
Упростим данное выражение.
3/14 + 6/14 + С = 9/14 + С
Если С = 1/14, то 9/14 + 1/14 = 10/14
Если С = 2/14, то 9/14 + 2/14 = 11/14
Ответ: при С = 1/14, значение выражения 10/14, при С = 2/14, значение выражения 11/14
№ 1021
Решить на доске, предварительно разобрать.
5/13 - 2/13 = 3/13 (ч) - на 3/13 части первый рассказ занимает в книге больше, чем второй.
12 : 3 *13 = 52 (стр.) - в книге
Ответ: 52 страницы в книге.
III. Самостоятельная работа.
Выполните действия.
1 вариант. | 2 вариант |
1.а) 6/13 + 5/13 б) 27/100 + 52/100 |
а) 11/17 + 3/17 б) 27/100 + 52/100 |
в) 5/8 - 2/8 г) 7/19 - 1/19 |
в) 7/15 - 3/15 г) 9/17 - 1/17 |
д) 15/29 - 9/29 е) 37/100 - 28/100 |
д) 5/7 - 2/7 е) 8/10 - 7/10 |
2. Сухой компот состоит из яблок, слив и груш. Сколько кг. Груш в 21 кг. компота, если яблоки составляют 4/7 этой массы, а сливы 1/7? | 2.Расстояние от города до села равно 32км., велосипедист проехал за 3 часа. В первый час он проехал 7/16 этого расстояния. Во второй час 5/16. Сколько проехал велосипедист в 3час? |
3. Решим уравнение. | Решите уравнение. |
Х + 13/31 = 14/31 | Х + 9/27 = 16/27 |
IV. Домашнее задание.
№ 1041 е), ж), з)
1042 б)
1047
Придумать задачу о школах города Кумертау. Данные найти самостоятельно.
V. Подведение итогов.
1. Побеседовали о том, что нового узнали учащиеся на этом уроке.
2. Выставление оценок.