Цель урока: создать условия для формирования у всех учащихся класса первых представлений о новой величине - массе и способах ее измерения, посредством использования технологии деятельностного метода обучения, ресурса МИМИО и лабораторного оборудования (весы).
Форма урока: урок - исследование.
Основные виды деятельности учащихся на уроке:
- Личностые: вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
- Познавательные : самостоятельно "читать" и объяснять информацию, выполнять действия, заданных с помощью рисунков, схем.
- Регулятивные : принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного урока; выполнять работу в паре, помогая друг другу.
- Коммуникативные : активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать ответы на вопросы и задания педагога и других учеников; участвовать в обсуждениях, работая в паре.
Оборудование: ПК; МИМИО; проектор; весы; карточки с заданиями.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент. | Приветствие. | |
II. Актуализация знаний. 5 - 7 мин. |
Над какой темой урока мы работали на прошлом уроке математики? | Ответы: мы работали над темой "Меры длины". |
- Да, на прошлом уроке мы говорили о
мерах длины. Скажите, а что же такое "мера"?
Определение появляется на слайде. - У вас на столе есть полоски бумаги розового цвета. Запишите на этих полосках слова, которые ассоциируются с темой "Меры длины". На каждой полоске - одно слово. Групповая работа. Ассоциативный ряд к слову меры: измерить, длина, ширина, высота, см, метр, дм, линейка и т. п.) Проверка. Дети по очереди, не повторяясь называют записанные слова. Остальные, если у них есть это слово, поднимают и показывают карточку. Когда дети будут диктовать то, что они записали, с помощью МИМИО записать все слова. -Вот, те слова, которые вы назвали. А теперь попробуем их распределить по группам. Работа на доске. Интерактивный слайд: -Молодцы! Эти знания нам обязательно пригодятся при изучении новой темы. |
Мера - способ определения количества
предмета по принятой единице измерения. Создают кластер. |
|
III. Целеполагание. 5 мин. |
-А теперь познакомьтесь с темой урока. На втором слайде записана тема урока "Как измерить массу?" -Встретились ли вам в формулировке темы незнакомые слова? При любом ответе: -Как вы понимаете слова "измерить массу"? -Как вы думаете, какая у нас сегодня цель урока? - Можно ли, используя это определение, изучить другие величины? -А что конкретно вы будете делать, чтобы достичь цель урока? Какие задачи поставите? |
Учащиеся читают тему. Взвесить. Дети ставят цель: Мы должны узнать как измерить массу. Можно. 1. Узнаем, каким способом и с помощью каких инструментов можно измерить массу. 2. Узнаем, какое действие будем совершать, когда будем измерять массу. 3. Узнаем, какие единицы измерения массы бывают. 4. Будем учиться взвешивать. |
IV. Работа над темой урока. Физминутка. |
1. На доске определение. - Ребята, вы уже взрослые, школьники, каждый из вас имеет жизненный опыт. Можете ли вы, основываясь на своих знаниях, сразу заполнить часть нашей схемы (плана). - А теперь поработаем с инструментом для определения массы. У вас на партах один из вариантов весов. Эти весы чашечные. Кто знает, как с ними работать? По мере поступивших ответов учащихся на доске появляются карточки со словами: весы, тяжелее, легче, одинаковая масса, равновесие. 2. Лабораторная работа Работа в группах. Перед началом работы проговариваются правила работы в группе., подробно обсуждается план работы, оговаривается время, ставится таймер. Задание у каждого ребенка ребенка, дети читают задания, выполняют, заполняют лист свои листы. Задания: 1. Сравнить массы картонного квадратика и пластмассового квадратика. 2. Сравнить массы деревянного кубика и пластмассового квадратика. 3. Сравнить массы двух пластмассовых деталей (одинаковая масса). 4. На одну чашу весов положить пластмассовый треугольник, а на другую чашу столько картонных треугольников, чтобы чаши весов были в равновесии. 3. Проверка. Спикеры каждой группы представляют ответы, заполняя таблицу на доске. - У кого измерения массы выполнены безошибочно? 4. Игра "Магазин" -Для чего нам пригодятся знания, которые мы получаем сегодня на уроке. Поиграем в игру "Магазин". Выбрать двух продавцов и покупателей. Выдать им сценарий. Покупатель приходит в магазин и просит взвесить одну порцию конфет. Продавец имеет вместо гири, как единицу измерения деревянный брусок с четырьмя рисками. Он взвешивает товар. И отдает покупателю. Во втором магазине продавец вместо гири, как единицу измерения имеет деревянный брусок с девятью рисками. -Пересчитаем конфеты. Покупатели и в первом, и во вором магазине просили завесить одинаковые порции конфет. Почему количество конфет разное? - А почему в настоящем магазине такого не случается? Ввести единицу измерения килограмм. Показать: 1кг муки, 1кг сахара, 1 кг кукурузных хлопьев. -Почему пакет с хлопьями большой, а по весу всего 1 кг? |
1. Учащиеся называют те пункты, с
которыми они знакомы, например, они знают
инструменты для измерения массы. Положить на чаши весов предметы, если чаша весов ниже, значит предмет на ней тяжелее и т. п. 2. Учащиеся выполняют задание, записанное на листах, отмечая результаты наблюдений на этих же листах с помощью карточек (тяжелее, легче, равны)? 3. В магазине мы взвешиваем килограммами. Некоторые учащиеся могут вспомнить о граммах. |
VI. Закрепление | -Вернемся к нашей теме урока и схеме -
плану. "Как измерить массу?" (Чтобы измерить массу надо знать:) Действие - взвешивание предмета Инструмент - весы Единицы измерения - кг |
Мы изучали тему "Как измерить массу?" Мы решили все задачи урока и узнали как измерить массу предмета. |
VII. Рефлексия | - Подведем итоги. - Оцените свою работу. (Учащиеся на протяжении изучения темы "Величины" заполняют единый лист) - Кто доволен работой, все понял? - Кто что-то не понял, и ему предстоит разобраться? - Спасибо за урок. |