Цель урока: создать условия для формирования у всех учащихся класса первых представлений о числе, с которого начинается числовой отрезок - числе 0 и свойствах числа, посредством использования технологии деятельностного метода обучения, ресурса интерактивой доски (ИД), индивидуальных MacBook.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок - исследование.
Оборудование: ПК учителя; интерактивная доска; проектор; карточки для записи модели числа, модель числового ряда, MacBook у обучающихся, демонстрационные карточки с эталонами.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя |
I. Орг. момент | Приветствие. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | 1. У учащихся и на ИД карточки: 2 5 7 9 8 4 3 6 1 Учащимся предлагается к каждому числу нарисовать графическую модель. - Проверьте свою работу по образцу. Кто из вас ошибся? В чем ваша ошибка? Исправьте ошибку зеленой ручкой. 2. Расположите полученные числа в порядке возрастания и расставьте их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (У каждого ученика модель числового отрезка) 3. Работа с числовым рядом: Прямой и обратный счет Задание на местонахождения числа. 4. Найдите результат выражения, используя числовой ряд: 5-5. Вы заметили что-нибудь необычное? 5. Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа? У кого есть ответ? Где возникло затруднение? На доске закрепляется знак вопроса. (Учащиеся: Уменьшаемое равно вычитаемому.На числовом отрезке нет числа, которым обозначается его начало. Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.) |
III. Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения | 1. Как вы думаете о чем пойдет речь
сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Учащиеся: Тема урока: "Число 0. Цифра 0" 2. Какие задачи поставите? Учащиеся вспоминают алгоритм работы с новым числом: графическая модель, состав числа, цифра, числовой ряд, практика, правила. - Число 0 очень непростое число. Вы будете "открывать" правила действий с нулем. |
IV. Реализация построенного проекта Физминутка. |
1. Составление графической модели. - Есть ли у числа 0 графическая модель? 2. Знакомство с цифрой. Откройте рабочую тетрадь на стр.35 (Л.Г.Петерсон, часть 2). Рассмотрите образец написания цифры 0. Учитель показывает образец написания цифры 0 с комментированием: "Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки". - Пропишем цифру в воздухе -Пропишем цифру с мысленно с закрытыми глазами. - Обведите цифру. Запишите еще 3 цифры самостоятельно. 3. - А теперь найдите место числа 0 на числовом отрезке. (Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки.) 4. - Может ли быть состав у числа 0? (Нет.) Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.) |
Физминутка. | 5. Свойства А теперь вам предстоит "открыть" правила действий с нулем. У учителя конверт, в котором вопросы: а + 0 = ? Выдвигаем гипотезу! Учитель записывает. Например: а+0=0, а+0=а, а+0=б Док-во "К 4 треугольникам прибавили пустой "мешок", в результате получили те же треугольники, значит, 3+ 0 = 3" или "Движение на числовом отрезке начинаем от числа 4 вправо. Прибавляем 0, значит, делаем 0 шагов, то есть остались в точке 4, значит, 3 + 0 = 3" Проверка гипотезы. Вывод. Как проверить "открытие"? (Нужно посмотреть в эталоны- на доске заранее первернутые карточки а+0=а и т.д.) 0 + а = ? Док-во Ответ будем таким же, так как мы знаем переместительное свойство сложения. Проверим на числовом ряду. Проверка гипотезы. Вывод. а - 0 = ? Выдвигаем гипотезу! Учитель записывает. Например: а-0=0, а-0=а, а-0=б Док-во Аналогично Проверка гипотезы. Вывод. а - а = ? Выдвигаем гипотезу! Учитель записывает. Например: а-а=0, а-а=б Док-во Аналогично Проверка гипотезы. Вывод. |
VI. Включение в систему знаний. | 1.Вернемся к нашему плану работы. Проверим, смогли ли мы ответить на все вопросы? (Учащиеся: Мы смогли ответить на все вопросы. Нам осталось применить полученные знания на практике.) 2. Отложите учебники и тетради. Подготовьте к работе MacBook.(Повторить правила работы с компьютером). Мы с вами работаем в программе Перволого. В альбоме на листе №1 у вас изображен класс. Внизу рисунка записаны верные и неверные равенства. Ваша задача переместить на классную доску только верные равенства, а неверные оставить на месте. На это задание вам отведено 2 минуты. На компьютере у учащихся выражения: 6-6=0, 5+0=0,7-7=7, и.т.д. Проверка. Дети сравнивают свою работу с эталоном. У кого нет ошибок? Молодцы! Разместите на листе "солнышко". У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина? 3. -Откроем лист №2. Соотнесите выражения с ответом. На это задание вам отведено 2 минуты. Проверка. Дети сравнивают свою работу с эталоном. У кого нет ошибок? Молодцы! Разместите на листе "солнышко". У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина? -Откроем лист №3. Сравните значения выражений.. На это задание вам отведено 2 минуты. Проверка. Дети сравнивают свою работу с эталоном. У кого нет ошибок? Молодцы! Разместите на листе "солнышко". У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина? |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведем итоги. Вспомните, какой была тема урока?. Какую цель ставили перед собой на уроке? - Оцените свою работу. (Учащимся предлагается открыть лист №4. в Перволого. На этом листе изображена "лестница успеха". Каждый ребенок размещает любую из предложенных фигур на одну из ступенек). - Спасибо за урок. |