Урок математики по теме "С какого числа начинается числовой отрезок? Число 0. Цифра 0"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для формирования у всех учащихся класса первых представлений о числе, с которого начинается числовой отрезок - числе 0 и свойствах числа, посредством использования технологии деятельностного метода обучения, ресурса интерактивой доски (ИД), индивидуальных MacBook.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок - исследование.

Оборудование: ПК учителя; интерактивная доска; проектор; карточки для записи модели числа, модель числового ряда, MacBook у обучающихся, демонстрационные карточки с эталонами.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя
I. Орг. момент Приветствие. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 1. У учащихся и на ИД карточки:

2 5 7 9 8 4 3 6 1

Учащимся предлагается к каждому числу нарисовать графическую модель.

- Проверьте свою работу по образцу.

Кто из вас ошибся?

В чем ваша ошибка?

Исправьте ошибку зеленой ручкой.

2. Расположите полученные числа в порядке возрастания и расставьте их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (У каждого ученика модель числового отрезка)

3. Работа с числовым рядом:

Прямой и обратный счет

Задание на местонахождения числа.

4. Найдите результат выражения, используя числовой ряд: 5-5.

Вы заметили что-нибудь необычное?

5. Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа? У кого есть ответ?

Где возникло затруднение?

На доске закрепляется знак вопроса.

(Учащиеся: Уменьшаемое равно вычитаемому.На числовом отрезке нет числа, которым обозначается его начало.

Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.)

III. Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения 1. Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Тема урока: "Число 0. Цифра 0"

2. Какие задачи поставите?

Учащиеся вспоминают алгоритм работы с новым числом: графическая модель, состав числа, цифра, числовой ряд, практика, правила.

- Число 0 очень непростое число. Вы будете "открывать" правила действий с нулем.

IV. Реализация построенного проекта

Физминутка.

1. Составление графической модели.

- Есть ли у числа 0 графическая модель?

2. Знакомство с цифрой.

Откройте рабочую тетрадь на стр.35 (Л.Г.Петерсон, часть 2). Рассмотрите образец написания цифры 0.

Учитель показывает образец написания цифры 0 с комментированием: "Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки".

- Пропишем цифру в воздухе

-Пропишем цифру с мысленно с закрытыми глазами.

- Обведите цифру. Запишите еще 3 цифры самостоятельно.

3. - А теперь найдите место числа 0 на числовом отрезке.

(Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки.)

4. - Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)

Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)

Физминутка. 5. Свойства

А теперь вам предстоит "открыть" правила действий с нулем.

У учителя конверт, в котором вопросы:

а + 0 = ?

Выдвигаем гипотезу! Учитель записывает.

Например: а+0=0, а+0=а, а+0=б

Док-во

"К 4 треугольникам прибавили пустой "мешок", в результате получили те же треугольники, значит, 3+ 0 = 3" или "Движение на числовом отрезке начинаем от числа 4 вправо. Прибавляем 0, значит, делаем 0 шагов, то есть остались в точке 4, значит, 3 + 0 = 3"

Проверка гипотезы. Вывод.

Как проверить "открытие"? (Нужно посмотреть в эталоны- на доске заранее первернутые карточки а+0=а и т.д.)

0 + а = ?

Док-во

Ответ будем таким же, так как мы знаем переместительное свойство сложения. Проверим на числовом ряду.

Проверка гипотезы. Вывод.

а - 0 = ?

Выдвигаем гипотезу! Учитель записывает.

Например: а-0=0, а-0=а, а-0=б

Док-во

Аналогично

Проверка гипотезы. Вывод.

а - а = ?

Выдвигаем гипотезу! Учитель записывает.

Например: а-а=0, а-а=б

Док-во

Аналогично

Проверка гипотезы. Вывод.

VI. Включение в систему знаний. 1.Вернемся к нашему плану работы.

Проверим, смогли ли мы ответить на все вопросы?

(Учащиеся: Мы смогли ответить на все вопросы. Нам осталось применить полученные знания на практике.)

2. Отложите учебники и тетради. Подготовьте к работе MacBook.(Повторить правила работы с компьютером).

Мы с вами работаем в программе Перволого.

В альбоме на листе №1 у вас изображен класс. Внизу рисунка записаны верные и неверные равенства. Ваша задача переместить на классную доску только верные равенства, а неверные оставить на месте.

На это задание вам отведено 2 минуты.

На компьютере у учащихся выражения: 6-6=0, 5+0=0,7-7=7, и.т.д.

Проверка. Дети сравнивают свою работу с эталоном.

У кого нет ошибок? Молодцы! Разместите на листе "солнышко".

У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?

3. -Откроем лист №2. Соотнесите выражения с ответом.

На это задание вам отведено 2 минуты.

Проверка. Дети сравнивают свою работу с эталоном.

У кого нет ошибок? Молодцы! Разместите на листе "солнышко".

У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?

-Откроем лист №3. Сравните значения выражений..

На это задание вам отведено 2 минуты.

Проверка. Дети сравнивают свою работу с эталоном.

У кого нет ошибок? Молодцы! Разместите на листе "солнышко".

У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке Подведем итоги.

Вспомните, какой была тема урока?.

Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Оцените свою работу.

(Учащимся предлагается открыть лист №4. в Перволого. На этом листе изображена "лестница успеха". Каждый ребенок размещает любую из предложенных фигур на одну из ступенек).

- Спасибо за урок.