Урок культуры Башкортостана по теме "Рашит Нигмати – народный поэт Башкортостана"
Цель: познакомить с жизнью и творчеством народного поэта, познакомить с отрывком из его стихотворения; развить любознательность, интерес к познанию; воспитывать уважение к великим личностям, гордость за свою отчизну.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, куклы в национальных башкирских костюмах, кроссворды.
Учебник: «Живые родники 3-4 класс» Идельбаев М.Х. Сулейманов А.М., стр. 201-206.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Звучит мелодия курая)
– Какой инструмент прозвучал?
– Почему мы свой урок начинаем с мелодии курая? (Потому
что у нас урок Культуры Башкортостана, курай – национальный
башкирский инструмент).
– А я вот о чем подумала: издавна курай вдохновлял народ и пусть
вам тоже поможет лучше мыслить, отвечать на вопросы. Одним словом,
лучше работать на уроке.
– А определить тему урока помогут вам кроссворды.
– Вопросы будут выходить на экране. Вы угадываете слово, а потом
проверяем.
II. Работа над кроссвордом
– Давайте дружно работать.
- Башкирский национальный музыкальный инструмент.
- Один из символов Республики.
- Национальное башкирское блюдо.
- Самая длинная река в Республике.
- Национальное жилище башкир.
| К | У | Р | А | Й | |||||
| Ф | Л | А | Г | ||||||
| Б | И | Ш | Б | А | Р | М | А | К | |
| А | Г | И | Д | Е | Л | Ь | |||
| Ю | Р | Т | А | ||||||
- Народный сказитель.
- Один из символов Республики
- Один из символов Республики.
- Национальный башкирский напиток.
- Столица Республики Башкортостан.
- Имя легендарного героя башкирского народа.
- Город Республики Башкортостан.
| С | Э | С | Э | Н | |||||||||||
| Г | И | М | Н | ||||||||||||
| Г | Е | Р | Б | ||||||||||||
| К | У | М | Ы | С | |||||||||||
| У | Ф | А | |||||||||||||
| С | А | Л | А | В | А | Т | |||||||||
| И | Ш | И | М | Б | А | Й | |||||||||
III. Новый материал
– Итак, тема урока: «Рашит Нигмати – народный поэт
Башкортостана».
Нигматуллин Рашит Нигматуллович родился 09 февраля 1909 года в
деревне Дингизбай, нынешней Самарской области.
– Сколько лет со дня его рождения?
– Одному из 12 народных поэтов Рашиту Нигмати в этом году …
лет.
Как у многих его ровесников, детство Рашита было очень трудным.
Мать умерла, когда ему было 9 лет, а голодный 1921 год оставил
его и без отца. Рашит воспитывался в детских домах в Самаре,
на Украине. С раннего детства у него была сильная тяга к знаниям.
Именно это стремление – желание учиться, привело его в 1924 году в
школу для сирот г.Уфы. Первые стихи будущего народного поэта
рождались здесь, в стенах Уфимской школы.
После окончания 5 класса он отправляется в Москву. В связи с
болезнью Рашит Нигмати вынужден был вернуться в Уфу. В 1931 году он
заканчивает Уфимский рабфак (рабочий факультет). С 1931 года
работает в редакции Туймазинской районной газеты «Ленин юлы» (Путь
Ленина).
Во время Великой Отечественной войны работал в редакциях областных
газет, исполнял обязанности литературного сотрудника, консультанта
союза писателей Башкортостана.
Первый сборник стихов «Вступление» (перем.) опубликован в 1933
году. В своих стихах и поэмах он отражал жизнь башкирского народа в
20-30 х годах. Стали популярными поэмы военных лет.
Рашит Нигмати известен как драматург.
Для детей написал сборник стихов «Ответы на вопросы моей
дочери»
Перевел на башкирский язык «Слово о полку Игореве», произведение
Пушкина «Руслан и Людмила», С. Злобина «Салават».
Награжден орденом Труда Красного Знамени (1944год), 2 орденами
«Знак почета» (1949) и конечно же удостоен высокого звания
«народный поэт».
Рашит Нигмати умер в октябре 1959 года после тяжелой болезни и похоронен на берегу любимой Агидели в парке имени Н.И. Крупской.
Могильная плита
IV. Физкультминутка
– Прежде чем начинать работу над отрывком из стихотворения, я вам предлагаю отдохнуть.
– Я знаю, что вы все любите танцевать. Девочки, какие элементы из народных танцев башкирских девушек знаете?
– Мальчики, а какие танцевальные элементы для башкирских джигитов вы занете?
– А чтобы лучше танцевалось, представьте себя в башкирских национальных костюмах.
V. Работа над отрывком из стихотворения
1) Словарная работа
– В отрывке встретятся вам такие слова, понятен ли вам смысл этих слов? Давайте повторим:
Сэсэн – народный сказитель ( умные, мудрые люди, уважаемые
личности)
Батыр – герой
2) Чтение учителем
– Вы внимательно послушайте, а я прочитаю полностью весь отрывок.
3) Ответы на вопросы
– Какой вопрос дочери отцу? (Что Отчизной
называть?)
– Какой ответ дал отец? (Отчизна, дочь, страна, где мы
живем)
– Как характеризовали сэсэны Отчизну? Найдите это место.
– Отчизна. Каким словом можно заменить? (Отечество,
Ватан)
– Можете ли вы, после чтения стихотворения, ответить на вопрос
дочери: «Что такое Отчизна?»
– Как называется наша Отчизна, наше Отечество?
(Башкортостан)
– Какая наша Отчизна? (Красивая, просторная, богатая)
– Давайте найдем эти строки по стихотворению
– А о богатствах что говорится?
– Еще какая наша Отчизна?
– Да, ребята, наша Республика Башкортостан такая. Гордитесь и
берегите её! (Слайды, виды природы)
Карсивые фото природы
Поэт тоже писал: «Теперь его – мы свято бережем».
VI. Обобщение урока
– С кем мы сегодня познакомились?
– Какие произведения он написал?
– А теперь мы послушаем его стихи. Их вам прочитают ваши
товарищи.
Р. Нигмати «Салават», «В добрый путь» (на башкирском языке). (См. Приложение 1)
– Самым активным ученикам – отметки.
Игра «Не говорить «да» и «белый»
Дома:
1. На странице 201-205 (читать биографию и отрывок из
стихотворения)
2. По желанию выучить наизусть отрывок из стихотворения
3. Найти дополнительные сведения о поэте.
Салават