Урок культуры Башкортостана по теме "Рашит Нигмати – народный поэт Башкортостана"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с жизнью и творчеством народного поэта, познакомить с отрывком из его стихотворения; развить любознательность, интерес к познанию; воспитывать уважение к великим личностям, гордость за свою отчизну.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, куклы в национальных башкирских костюмах, кроссворды.

Учебник: «Живые родники 3-4 класс» Идельбаев М.Х. Сулейманов А.М., стр. 201-206.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Звучит мелодия курая)

– Какой инструмент прозвучал?
– Почему мы свой урок  начинаем с мелодии курая? (Потому что у нас урок Культуры Башкортостана, курай – национальный башкирский инструмент).
– А я вот о чем подумала: издавна курай вдохновлял народ и пусть вам тоже поможет лучше мыслить, отвечать на вопросы. Одним словом, лучше работать на уроке.
– А определить тему урока помогут вам кроссворды.
– Вопросы будут выходить на экране. Вы угадываете слово, а потом проверяем.

II. Работа над кроссвордом

– Давайте дружно работать.

  1. Башкирский национальный музыкальный инструмент.
  2. Один из символов Республики.
  3. Национальное башкирское блюдо.
  4. Самая длинная река в Республике.
  5. Национальное жилище башкир.
К У Р А Й
Ф Л А Г
Б И Ш Б А Р М А К
А Г И Д Е Л Ь
Ю Р Т А
  1. Народный сказитель.
  2. Один из символов Республики
  3. Один из символов Республики.
  4. Национальный башкирский напиток.
  5. Столица Республики Башкортостан.
  6. Имя легендарного героя башкирского народа.
  7. Город Республики Башкортостан.
С Э С Э Н
Г И М Н
 Г Е Р Б
К У М Ы С
У Ф А
С А Л А В А Т
 И Ш И М Б А Й

III. Новый материал

– Итак, тема урока: «Рашит Нигмати – народный поэт Башкортостана».
Нигматуллин Рашит Нигматуллович родился 09 февраля 1909 года в деревне Дингизбай, нынешней Самарской области.
– Сколько лет со дня его рождения?
– Одному из 12 народных поэтов Рашиту Нигмати в этом году … лет.
Как у многих его ровесников, детство Рашита было очень трудным. Мать умерла, когда ему было 9 лет, а голодный 1921 год оставил его  и без отца. Рашит воспитывался в детских домах в Самаре, на Украине. С раннего детства у него была сильная тяга к знаниям. Именно это стремление – желание учиться, привело его в 1924 году в школу для сирот г.Уфы. Первые стихи будущего народного поэта рождались здесь, в стенах Уфимской школы.
После окончания 5 класса он отправляется в Москву. В связи с болезнью Рашит Нигмати вынужден был вернуться в Уфу. В 1931 году он заканчивает Уфимский рабфак (рабочий факультет). С 1931 года работает в редакции Туймазинской районной газеты «Ленин юлы» (Путь Ленина).
Во время Великой Отечественной войны работал в редакциях областных газет, исполнял обязанности литературного сотрудника, консультанта союза писателей Башкортостана.
Первый сборник стихов «Вступление» (перем.) опубликован в 1933 году. В своих стихах и поэмах он отражал жизнь башкирского народа в 20-30 х годах. Стали популярными поэмы военных лет.
Рашит Нигмати известен как драматург.
Для детей написал сборник стихов «Ответы на вопросы моей дочери»
Перевел на башкирский язык «Слово о полку Игореве», произведение Пушкина «Руслан и Людмила», С. Злобина «Салават».
Награжден орденом Труда Красного Знамени (1944год), 2 орденами «Знак почета» (1949) и конечно же удостоен высокого звания «народный поэт».

Рашит Нигмати умер в октябре 1959 года после тяжелой болезни и похоронен на берегу любимой Агидели в парке имени Н.И. Крупской.

Могильная плита

IV. Физкультминутка

– Прежде чем начинать работу над отрывком из стихотворения, я вам предлагаю отдохнуть.

– Я знаю, что вы все любите танцевать. Девочки, какие элементы из народных танцев башкирских девушек знаете?

– Мальчики, а какие танцевальные элементы для башкирских джигитов вы занете?

– А чтобы лучше танцевалось, представьте себя в башкирских национальных костюмах.

V. Работа над отрывком из стихотворения

1) Словарная работа

– В отрывке встретятся вам такие слова, понятен ли вам смысл этих слов? Давайте повторим:

Сэсэн – народный сказитель ( умные, мудрые люди, уважаемые личности)
Батыр – герой

2) Чтение учителем

– Вы внимательно послушайте, а я прочитаю полностью весь отрывок.

3) Ответы на вопросы

– Какой вопрос дочери отцу? (Что Отчизной называть?)
– Какой ответ дал отец? (Отчизна, дочь, страна, где мы живем)
– Как характеризовали сэсэны Отчизну? Найдите это место.
– Отчизна. Каким словом можно заменить? (Отечество, Ватан) 
– Можете ли вы, после чтения стихотворения, ответить на вопрос дочери: «Что такое Отчизна?»
– Как называется наша Отчизна, наше Отечество? (Башкортостан)
– Какая наша Отчизна? (Красивая, просторная, богатая)
– Давайте найдем эти строки по стихотворению
– А о богатствах что говорится?
– Еще какая наша Отчизна?
– Да, ребята, наша Республика Башкортостан такая. Гордитесь и берегите её! (Слайды, виды природы)

Карсивые фото природы

Поэт тоже писал: «Теперь его – мы свято бережем».

VI. Обобщение урока

– С кем мы сегодня познакомились?
– Какие произведения он написал?
– А теперь мы послушаем его стихи. Их вам прочитают ваши товарищи.

Р. Нигмати «Салават», «В добрый путь» (на башкирском языке). (См. Приложение 1)

– Самым активным ученикам – отметки.

Игра «Не говорить «да» и «белый»

Дома:

1. На странице 201-205 (читать биографию и отрывок из стихотворения)
2. По желанию выучить наизусть отрывок из стихотворения
3. Найти дополнительные сведения о поэте.

Салават