Цель: познакомить с жизнью и творчеством народного поэта, познакомить с отрывком из его стихотворения; развить любознательность, интерес к познанию; воспитывать уважение к великим личностям, гордость за свою отчизну.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, куклы в национальных башкирских костюмах, кроссворды.
Учебник: «Живые родники 3-4 класс» Идельбаев М.Х. Сулейманов А.М., стр. 201-206.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Звучит мелодия курая)
– Какой инструмент прозвучал?
– Почему мы свой урок начинаем с мелодии
курая? (Потому что у нас урок Культуры
Башкортостана, курай – национальный башкирский
инструмент).
– А я вот о чем подумала: издавна курай
вдохновлял народ и пусть вам тоже поможет лучше
мыслить, отвечать на вопросы. Одним словом, лучше
работать на уроке.
– А определить тему урока помогут вам
кроссворды.
– Вопросы будут выходить на экране. Вы
угадываете слово, а потом проверяем.
II. Работа над кроссвордом
– Давайте дружно работать.
- Башкирский национальный музыкальный инструмент.
- Один из символов Республики.
- Национальное башкирское блюдо.
- Самая длинная река в Республике.
- Национальное жилище башкир.
К | У | Р | А | Й | |||||
Ф | Л | А | Г | ||||||
Б | И | Ш | Б | А | Р | М | А | К | |
А | Г | И | Д | Е | Л | Ь | |||
Ю | Р | Т | А |
- Народный сказитель.
- Один из символов Республики
- Один из символов Республики.
- Национальный башкирский напиток.
- Столица Республики Башкортостан.
- Имя легендарного героя башкирского народа.
- Город Республики Башкортостан.
С | Э | С | Э | Н | |||||||||||
Г | И | М | Н | ||||||||||||
Г | Е | Р | Б | ||||||||||||
К | У | М | Ы | С | |||||||||||
У | Ф | А | |||||||||||||
С | А | Л | А | В | А | Т | |||||||||
И | Ш | И | М | Б | А | Й |
III. Новый материал
– Итак,
тема урока: «Рашит Нигмати – народный поэт
Башкортостана».
Нигматуллин Рашит Нигматуллович родился 09
февраля 1909 года в деревне Дингизбай, нынешней
Самарской области.
– Сколько лет со дня его рождения?
– Одному из 12 народных поэтов Рашиту Нигмати в
этом году … лет.
Как у многих его ровесников, детство Рашита было
очень трудным. Мать умерла, когда ему было 9 лет, а
голодный 1921 год оставил его и без отца. Рашит
воспитывался в детских домах в Самаре, на
Украине. С раннего детства у него была сильная
тяга к знаниям. Именно это стремление – желание
учиться, привело его в 1924 году в школу для сирот
г.Уфы. Первые стихи будущего народного поэта
рождались здесь, в стенах Уфимской школы.
После окончания 5 класса он отправляется в
Москву. В связи с болезнью Рашит Нигмати вынужден
был вернуться в Уфу. В 1931 году он заканчивает
Уфимский рабфак (рабочий факультет). С 1931 года
работает в редакции Туймазинской районной
газеты «Ленин юлы» (Путь Ленина).
Во время Великой Отечественной войны работал в
редакциях областных газет, исполнял обязанности
литературного сотрудника, консультанта союза
писателей Башкортостана.
Первый сборник стихов «Вступление» (перем.)
опубликован в 1933 году. В своих стихах и поэмах он
отражал жизнь башкирского народа в 20-30 х годах.
Стали популярными поэмы военных лет.
Рашит Нигмати известен как драматург.
Для детей написал сборник стихов «Ответы на
вопросы моей дочери»
Перевел на башкирский язык «Слово о полку
Игореве», произведение Пушкина «Руслан и
Людмила», С. Злобина «Салават».
Награжден орденом Труда Красного Знамени (1944год),
2 орденами «Знак почета» (1949) и конечно же
удостоен высокого звания «народный поэт».
Рашит Нигмати умер в октябре 1959 года после тяжелой болезни и похоронен на берегу любимой Агидели в парке имени Н.И. Крупской.
Могильная плита
IV. Физкультминутка
– Прежде чем начинать работу над отрывком из стихотворения, я вам предлагаю отдохнуть.
– Я знаю, что вы все любите танцевать. Девочки, какие элементы из народных танцев башкирских девушек знаете?
– Мальчики, а какие танцевальные элементы для башкирских джигитов вы занете?
– А чтобы лучше танцевалось, представьте себя в башкирских национальных костюмах.
V. Работа над отрывком из стихотворения
1) Словарная работа
– В отрывке встретятся вам такие слова, понятен ли вам смысл этих слов? Давайте повторим:
Сэсэн – народный сказитель ( умные, мудрые люди,
уважаемые личности)
Батыр – герой
2) Чтение учителем
– Вы внимательно послушайте, а я прочитаю полностью весь отрывок.
3) Ответы на вопросы
– Какой вопрос дочери отцу? (Что Отчизной
называть?)
– Какой ответ дал отец? (Отчизна, дочь, страна,
где мы живем)
– Как характеризовали сэсэны Отчизну? Найдите
это место.
– Отчизна. Каким словом можно заменить? (Отечество,
Ватан)
– Можете ли вы, после чтения стихотворения,
ответить на вопрос дочери: «Что такое Отчизна?»
– Как называется наша Отчизна, наше Отечество? (Башкортостан)
– Какая наша Отчизна? (Красивая, просторная,
богатая)
– Давайте найдем эти строки по стихотворению
– А о богатствах что говорится?
– Еще какая наша Отчизна?
– Да, ребята, наша Республика Башкортостан такая.
Гордитесь и берегите её! (Слайды, виды природы)
Карсивые фото природы
Поэт тоже писал: «Теперь его – мы свято бережем».
VI. Обобщение урока
– С кем мы сегодня познакомились?
– Какие произведения он написал?
– А теперь мы послушаем его стихи. Их вам
прочитают ваши товарищи.
Р. Нигмати «Салават», «В добрый путь» (на башкирском языке). (См. Приложение 1)
– Самым активным ученикам – отметки.
Игра «Не говорить «да» и «белый»
Дома:
1. На странице 201-205 (читать биографию и отрывок
из стихотворения)
2. По желанию выучить наизусть отрывок из
стихотворения
3. Найти дополнительные сведения о поэте.
Салават