"Лес – природное сообщество: значение, влияние человека, охрана". 4-й класс

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Продолжительность урока: 45 минут.

Класс: 4 коррекционно-развивающего обучения 7 вида.

Цель урока: формирование понятия леса – природного сообщества, влияние на лес хозяйственной деятельности человека, охрана лесов.

Проблема: раскрыть экологические проблемы окружающего мира и расширить представления детей о необходимости охраны природы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать понятие ласа как природного сообщества, яруса леса
  • показать, почему необходимо беречь и охранять природу родного края

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и любовь к родной природе;
  • воспитывать доброту, сострадание ко всему живому.

Развивающие:

  • развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность у обучающихся, умение работать в парах и группой.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Сегодня мы проводим урок окружающего мира в необычной форме. В форме конференции. А кто из вас знает, что такое конференция? (на доске появляется табличка со словом «конференция», дети смотрят значение слова в словаре)

Конференция – это собрание, совещание каких-либо групп людей, где обсуждается какая-то проблема.

Обратите внимание на интеллект карту, созданную нами в начале раздела большой темы: «НАШ КРАЙ». К какой теме мы подошли.

Сообщества.

– Что такое сообщества. (СЛОВАРЬ ДОСКА)

– С каким сообществом вы познакомитесь на конференции?

– На конференции мы познакомимся с сообществом лес.

Какова тема конференции?

Тема конференции «Лес – природное сообщество: значение, влияние людей, охрана»(слайд №2)?

– Определите цели конференции:

  • понятие леса – природного сообщества,
  • влияние на лес хозяйственной деятельности человека,
  • охрана лесов.

– Вы определили тему, цели урока. Теперь заполните таблицу ЗХУ графы: Знаю и хочу узнать.

– Что вы написали в графе знаю, а что хотели бы узнать?

– В конференции должны принимать участие специалисты, хорошо знающие растительный, животный мир леса и умеющие рассказать об охране лесов. Определите с помощью словаря в тетрадях, какие это специалисты?

– Ботаники – изучают растительный мир и взаимосвязи в нем.

– Зоологи – изучают животный мир и взаимосвязи животных

_Экологи – изучают влияние человека на природу, охраняют природу.

– В конференции принимают участие группа – ботаников, группа-зоологов, группа-экологов. Вы все специалисты в своей области – младшие научные работники.

С вашего разрешения, я буду организатором данного мероприятия.

– Чтобы начать конференцию необходимо принять повестку дня. Я предлагаю следующую

Повестку дня: (Слайд№3)

  1. .Выступление Ботаников и Зоологов по теме: «Лес – природное сообщество нашего края» – 10 мин.
  2. Физ пауза 3 мин
  3. Страничка: «Это интересно!!!» 5 мин
  4. Выступление Экологов по проблеме: «Значение леса, влияние на лес хозяйственной деятельности человека» 5 мин
  5. Работа в группах по проблеме: «Я и охрана лесов» – 7 мин.
  6. Подведение итогов работы конференции. Принятие решения.5 мин

Прошу голосование кто за данную повестку дня.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного.

(Слайд №4) – Предоставляется слово по теме: «Лес – природное сообщество нашего края» первой группе. Выступление с презентацией подготовили Зеленов Н. и Юрова М. остальные внимательно слушают, заполняют интеллект-карту на основе услышанного. Обратите внимание при заполнении карты, вам необходимо делать записи только в рамочках зеленого цвета.

Выступление участника №1

А бывали ли вы в лесу?

– Как вы понимаете, что такое лес? Слайд №5 – Верно: лес – это обширная территория покрытая деревьями и кустарниками.

Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить? (слайд № 6)

Лиственные и хвойные деревья

Какие деревья относятся к лиственным?

– Лиственные деревья – дуб, береза, ясень, клен.

Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

– Какие деревья относятся к хвойным?

– К хвойным деревьям относятся – ель, сосна, кедр.

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд № 7 )

У лиственных деревьев листочки, которые деревья сбрасывают осенью, а у хвойных огрубевшие листочки – они называются хвоинки, которые сменяются постепенно в течение нескольких лет и поэтому деревья всегда зеленые.

Слайд № 8 – Как называются такие леса, посмотрите на картинки?

– Хвойные леса и лиственные леса

Слайд №9 – А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Как называется лес в котором растут хвойные и лиственные деревья? (Щ) Рассмотрите внимательно картину на экране. (Щ)

Это смешанные леса.

– Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить в лесу. Внимательно посмотрите и назовите.(слайд №10)

– крапива, малина, мох, ландыш

Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения?

– Травы, кустарники, мхи.

Какие растения относятся к травянистым? (слайд № 11 ) Щ

Крапива и ландыш

А какие растения можно отнести к кустарникам? (Щ )

малина

Как называется третья группа растений?

мхи и лишайники (Щ )

– Так какие же растения растут в лесу и как располагаются вы узнаете, прочитав текст в учебнике на странице 178. (Слайд № 12 – вопрос)

– Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

Всем растениям в лесу необходимо определенное количество света. Щ

– Итак: 1 ярус – деревья, им нужно больше света, 2 ярус – кустарники, 3 ярус – травы, а 4 ярус – мхи и лишайники.

(Слайд №13) Раменский район находится в пределах лесной полосы и лесостепной зон. Леса занимают свыше 40 % территории региона. В области располагается зона смешанных и широколиственных лесов. (Слайд № 14)

– В смешанных лесах нашего края прослеживаются 7 ярусов леса.

Деревья: – дуб, ясень, береза, клен, ель,

Кустарники: рябина, черемуха, жимолость.

Травы: сныть, ветреница, копытень

Вы видели эти растения в лесу. Какие из них вам неизвестны?

Вопрос от класса: Я не знаю таких растений?

– Коллеги мы предлагаем вам поработать с атласом определителем растений и пособием «Зеленые странички»

Слайд № 15 – Так выглядят жимолость – кустарник, а это ветреница – трава, растущая в наших лесах.

Группа ботаников подводит итог выступления: Слайд №16

Проверим как нужно было заполнить интеллект-карту. участники группы располагают растения леса по этажам на доске. На доске появляются неизвестные ранее растения.

– На этом наше выступление закончено. У кого есть вопросы? Спасибо за внимание.

Поблагодарим представителей от группы Ботаников. Вы помогли вспомнить и систематизировать знания о лесе и понятно и интересно рассказали о лесах нашего края.

Гимнастика для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Посмотреть вдаль (считать до5). Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).

Учитель:

Слайд №17 – Предоставляется слово по теме: «Лес – природное сообщество нашего края» второй группе. Выступление с презентацией подготовил Матюшов С. и Атланов Д. остальные внимательно слушают, продолжают заполнять интеллект карту, только в коричневые рамки.

Выступление участника №2

Слайд №18 – А кого вы видели, когда бывали в наших лесах?

(Слайд №19) В настоящее время в Московской области обитает около 60 видов млекопитающих, 18 видов пресмыкающихся и земноводных. Около 300 видов птиц .

Кто это? Щ 4 картинки.

– Почему эти животные могут жить в лесу?

– Это дикие животные

А теперь о некоторых животных подробнее.

Слайд№ 20 . Интересно, что у лесных птиц размах крыльев гораздо меньше, чем у других. Это помогает им без проблем летать даже в густых зарослях леса. Перед вами обитатели наших лесов : снегирь, дрозд-рябинник, зарянка.

Слайд №21 Еще один интересный житель леса. Вспомните сказку про те­ремок.

– С кем жил в теремке еж? (С мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой.)

– На самом деле такое бывает? (Ежик бы съел мышку и лягушку)

– Им втроем нико­гда не ужиться: съел бы ежик своих соседок – и мышь, и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листь­ев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал ежик, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопы­рит иголки – попробуй тронь.

Слайд. №22 Соседка ежа – лесная мышь. живет на участках старого леса с преобладанием широколиственных деревьев. Активна она ночью. Убежищем ей служат норы под корнями деревьев. Питается лесная мышь семенами липы, лесными орехами, желудями, ест ягоды и даже насекомых. Осенью собирает запасы, чаще желуди, складывая их в дупла, под пни и в камеры нор.

Слайд№23 Насекомое нашего леса. – дубовый шелкопряд. Личинки этого насекомого очень прожорливы. Они поедают листья и древесину молодых деревьев.

Слайд № 24.Зима — наиболее трудный период в жизни кабанов. Зимой кабаны добывают корневища и клубни диких растений, выбирают на полях оставленные при уборке корнеплоды, а в урожайные годы собирают в лесах орехи и желуди.. Местные сторожилы рассказывали, что 20 лет назад кабаны часто встречались в лесах вблизи санатория, но сейчас они покинули наши леса из-за деятельности человека.

– Все заселили этажи леса названными животными. У кого есть вопросы?

Проверим вашу работу. (Зоологи размещают животных по этажам леса).   

– Задание группам. Предложите цепь питания, которая возможна в этом лесу. Можно использовать других животных и растения леса.

Проверка выполнения задания. (растения – мышь – еж, растения-шелкопряд – иволга)

– На этом наше выступление закончено. Спасибо за внимание. Слайд № 25

Поблагодарим представителей от группы Зоологов. Вы помогли вспомнить и систематизировать знания о лесе и понятно и интересно рассказали о животных нашего края.

Физкультурная пауза.

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

2.И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – 5 – круговые движения тазом в одну сторону. 4 – 6 – то же в другую сторону. 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

Страничка: «Это интересно!!!»

Внимание! Страничку «Это интересно!!!» сегодня представляет…

Я хочу задать вопрос – ТРУТОВИК это что такое? Время – 5 минуты

Поиски в справочниках, в интернете, у взрослых.

Нашли!! Трутовик – это гриб. Слад – страничка – трутовик.

– Не просто на этой страничке оказался гриб. Лес еще не настоящий! Чего не хватает? (грибы)

Зачем грибы в лесу? Работа групп по учебнику на стр. 178..

Проверка – фронтально.

– Грибы – помогают корням деревьев впитывать влагу,

– Пища для человека и животных – лекарство,

– Способствуют разложению растительных остатков.

– Грибы каждой группе – определяем по атласу определителю.

– Грибы разделитесь на две группы – съедобные и несъедобные. Крепим грибы на доску.

– Вот и солнышко показалось. Настоящий лес получился. Но не все в нашем лесе благополучно. Послушайте… топор стучит, трактор землю распахивает земли, машина приехала и и строительный мусор свалила под елочкой. Что человек делает в лесу?

Выступление участника №3 

– Предоставляется слово по теме: «Значение леса, влияние на лес хозяйственной деятельности человека» третьей группе. Выступление с презентацией подготовили Данелия М.

Слайд №27 Что дарит нам природа?

Слайд № 28 ) Верно. Лес это-место отдыха для человека, аптека – лекарственные растения, источник чистой воды и пищи, источник топлива, источник древесины, дом для растений, животных, грибов, защитник воздуха, водоёмов, почв, красота. Значение леса в жизни человека велико. Мы не должны забывать, что мы часть природы. Однако человек часто, пользуются дарами природы и приносит ей вред, создавая проблемы.

Слайд № 29 – Посмотрите на экран. Какая это проблема? (Вырубка лесов.)

– Почему люди вырубают леса? (нужна древесина)

– Как же разрешить эту проблему? (Не надо рубить деревья)

– Иногда вырубка леса полезна. Лес – как колодец с водой. Если не брать воду, происходит ее ухудшение. Так и у леса. Поэтому старые деревья необходимо вырубать и сажать молодые.

– Информация для любознательных: Слайд №30

1 гектар придорожного елового леса задерживает 30 тонн пыли в год, соснового бора – 38 тонн, а дубравы – 54 тонны. Задумайтесь!

Слайд № 31 – Кто назовет следующую проблему? (Браконьерство)

– Тоже серьезная проблема. Зачем люди убивают животных? (Мясо, Развлечение)

– Продуктов питания в настоящее время человеку хватает. Многие просто получают от этого удовольствие. Из-за неумеренной охоты многие животные стали редкими.

– Как человек решает эту проблему? (Запретить охоту)

Животные лесов находятся под защитой государства. В нашей стране приняты законы, запрещающие самовольное истребление животных. Многие животные занесены в Красную книгу. Создаются заповедники, заказники и национальные парки, где запрещено убивать животных, люди занимаются разведением редких видов.

Слайд № 32 Так на территории Московской области, в Серпуховском районе, располагаются Приокско-Террасный биосферный заповедник (охраняются зубр и одна из самых северных популяций степных растений).

Слайд № 33 В Подмосковье расположен национальный парк «Лосиный остров», заповедно-охотничье хозяйство Завидово, несколько заказников федерального значения.(слайд№28)

– Слайд№.34. Какая это проблема? (пожары)

– Пожар – это тоже очень серьезная проблема.

– По чьей вине возникают пожары?

– Большая часть пожаров возникает по вине человека.

– Чем опасны пожары? (уничтожают все живое и животных и растения)

– Охрана лесов – обязанность государства. Но не только! Каждый из нас должен помнить, что от одной маленькой спички, может случиться большая беда!!!

Слайд№ 35 Еще одна проблема. (Люди выбрасывают мусор)

Мусор – это тоже проблема. Назовем ее «захламлением». Люди оставляют мусор всюду, не задумываясь о последствиях.

Задумайся! Слайд №36

Для того чтобы в природной среде разложилась бумага, потребуется от 2-х до 10 лет,

консервная банка – 90 лет,

фильтр от сигареты – 100 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

пластмасса – 500 лет,

стекло – более 1000 лет.

– А теперь вспомните свалку вблизи населенного пункта Сафоново. Посчитайте сколько сотен лет потребуется природе, чтобы справиться с таким захламлением. Часто, посетив лес, люди оставляют горы мусора. Мы должны помнить, что жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.

– Какие правила поведения в лесу мы должны выполнять?(не оставлять горящий костер, не бросать сор, не шуметь, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не ловить бабочек, стрекоз.

Видите, ребята, сколько у леса проблем (обращается внимание на схему). Слад №37

Проблемы леса  

вырубка

незаконная охота

захламление

пожар

Слайд №38 – Каждый из нас должен задуматься над проблемой охраны окружающей среды. Мы предлагаем создать свод правил по охране лесов нашего края.

3. Подведение итогов. Принятие решений.

Работа класса. Экологи будут наблюдателями они приготовили для вас задание.. Работаем над составлением свода правил по теме «Я и охрана наших лесов» .

Итак решение конференции.

(Зачитывает ученик) – Мы, участники конференции «Лес – природное сообщество: значение, влияние человека и охрана» провели анализ данной темы, составили свод правил охраны наших лесов и обязуемся их выполнять. Официальная подпись под данным решением.

– кто за принятие данного решения прошу голосовать.

– Конференция подошла к концу. Вы выполнили поставленные задачи.

Ответьте на последние вопросы урока (таблица ЗХУ).

– Что нового вы узнали на уроке.

– Что больше всего понравилось7

– В какой форме прошел урок? Вам понравилось? Вы хотите попробовать другую форму деловой игры?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке? (заполняются оценочные карты)

– Что хотели бы узнать еще?

– Как вы думаете, какой будет следующая тема урока? Обратите внимание на нашу интеллект карту. «Природное сообщество-луг».

Слайд №39Д.З. Вспомните, о чем говорили на уроке, заполните до конца интеллект карту по теме: «Лес – природное сообщество». Изучите материал учебника стр.179-181

Группам нарисовать плакаты на тему: «Лес – наше богатство»

Слайд №40

Приложение