Здоровье подрастающего поколения - это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома.
Медицина не успевает заниматься здоровыми детьми, поэтому не выработала эффективных способов воздействия на них, т.е. профилактики.
Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Поэтому решить проблему сохранения и укрепления здоровья способны лишь медицина и педагогика совместно.
Главных фактора риска в педагогике, а точнее в реальной деятельности школы три:
- фактор условий;
- фактор нагрузки;
- фактор взаимоотношений;
Первый из числа факторов обобщает все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т.д. - все, что подлежит гигиеническому нормированию.
Второй из числа этих факторов обобщает всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий, распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года.
Третий из числа этих факторов обобщает стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности, а также взаимоотношения с родителями. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся и студентов.
Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: здоровье-ценность, а ценности не даются даром.
Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть одинаковым для всех участников образовательного процесса.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников и студентов.
В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса.
В колледже большое внимание уделяется способности выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности.
Все чаще стали вспоминать, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем.
Приоритетным направлением деятельности преподавателей является использование современных личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий:
- Технология уровневой дифференциации.
- Технология деятельностного подхода.
- Технология интеграции в образовании.
- Технология современного проектного обучения.
- Технология развивающего обучения. (Л.В. Занков)
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология воспитания экологической культуры.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Технологии, направленные на создание предпосылок успешности и психологической поддержки образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка - задача особой важности для преподавателей английского языка. Изучение английского языка по данным технологиям способствует приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на следующей после окончания школы образовательной ступени.
Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому обучаемому развить свои способности, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Учителя используют разные методики ведения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал.
Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:
- "Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня";
- "Климат и его влияние на здоровье человека";
- "Спорт и здоровый образ жизни";
- "Здоровое питание и влияние его на здоровье";
- "Экстремальные виды спорта";
- "Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей";
- "Профилактика болезней";
- "Природная среда как фактор здоровья населения";
- "Основы безопасности жизнедеятельности";
- "Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации";
- "Проблемы выживания в современном мире";
- "Проблемы молодежи";
- "Здоровье и культура общения";
- "Труд, здоровье, долголетие";
- "Генетические проблемы здоровья";
- "Технический прогресс и человеческие способности".
Здоровьесберегающие технологии в средней и старшей школе, колледже.
Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к такой степени утомления, при которой снижается не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способность воспринимать любую информацию. Этим объясняется неблагоприятная тенденция к увеличению психических и соматических заболеваний учащихся, "школьных неврозов", вызванной чрезмерной умственной нагрузкой.
Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни - это список тем, которые изучают в средней, старшей школе и колледже. Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся и студенты читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.
Формы работы учащихся, студентов и взрослых, особенности совместной деятельности участников образовательного пространства, т.е. именно образовательная среда, прежде всего в ответе за механизм перегрузки. При этом наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых - главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребенок, и будет ли он действительно здоров.
Преподаватели ИЯ нашего колледжа апробируют в учебном процессе новые технологии, успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками.
Задача преподавателей ИЯ колледжа заключается в необходимости помочь каждому учащемуся и студенту осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся и студентов, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. Таким образом, к здоровьесберегающим технологиям, применяемым в колледже можно отнести следующие:
- игровые технологии;
- технологию уровневой дифференциации;
- технологию проектного обучения.
Уроки с использованием компьютерной техники
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от уведенного на экране монитора, или на экране телевизора, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом, в отличие от видеофильмов, внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся.
Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.
Задача сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. На решение этого вопроса и направлена предлагаемая концепция и педагогическая технология. Ее особенностью является проведение урока не в компьютерном, а в обычном классе.
Хотелось бы, чтобы оборудование учебного
кабинета включало в себя компьютеризированное
рабочее место учителя, телевизор, выводящий
изображение на экран, а также проектор,
позволяющий вывести необходимую наглядность на
широкоформатный экран.
Для проведения урока требуется только один
компьютер и соединенный с ним телевизор. Большой
экран позволит демонстрировать все
подготовленные учителем компьютерные аудио- и
видеоматериалы. При этом не страдает и зрение,
что обычно бывает, когда учащийся сидит перед
экраном монитора.
Разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления, а следовательно не приводят к функциональным нарушениям органа зрения.
Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.
Эти, и другие достоинства, как нам кажется, позволяют надеяться, что предлагаемая концепция и педагогическая технология организации уроков является наиболее целесообразной и благодаря этому удается обеспечить высокий уровень познавательной активности учащихся и студентов не за счет их здоровья.
Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии.
Индивидуально-дифференцированная технология.
Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным.
При таком подходе часто используется распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями.
При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется методика свободного выбора учащимися разноуравневых заданий. Используется работа по группам, дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к олимпиадам, конкурсам).
Отдельное внимание педагоги уделяют объему и сложности материала, задаваемого на дом. Основные его пункты разбираются на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить.
Хорошо дидактически "проработанный" урок - он же и самый здоровьеориентированный для всех его участников.
Игровая технология.
Преподаватели на уроках иностранного языка часто применяют игровые технологии, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. . Игра - дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества.
Например, игры: “Рулетка” при изучении степеней сравнения прилагательных, “Снежный ком” при изучении лексического материала, игра-соревнование между группами на знание слов, на определенную преподавателем буквы и т.д.
Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Такой вид игр в основном применяется на занятиях в системе ДПО, где студенты развивают устную речь на бытовые темы, разыгрывая диалоги в парах, триадах, мини-группах.
Включение элементов игры в учебный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации, учитывая при этом, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность обучаемых.
На занятиях в системе ДПО мы часто поем. Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию, слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику языка и т.д.
Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.
Список литературы
- Бабанский Ю.К. “Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса” 1982 г. – 480 с.
- Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
- Орехова В.А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
- Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- Щукина Г.И. “Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе”. М., Просвещение. – 220 с.
- http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.