Актуальность темы очевидна, так как воспитание
любви к своей Родине, желание узнать её и
готовность к деятельности на благо окружающих
людей, как предпосылки к деятельности на
благо Родины. Особенно необходимы в наше время,
когда в силу изменившейся ситуации социального
развития резко увеличилось число детей с
агрессивными проявлениями, а стремление к
самосовершенствованию и проявлению собственной
индивидуальности выражается у многих детей в
форме противопоставления себя другим. Не желание
вникнуть в проблему другого человека, не умение
понять и принять другое мнение, другую культуру.
Достижение целей освоения первоначальных
представлений социального характера и включения
детей в систему социальных отношений через
формирование семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу – одна из
главных задач ФГТ в области «Социализация».
О важности приобщения ребенка к культуре своего
народа написано много, поскольку обращение к
отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям
других народов.
Одной из главных задач дошкольных
образовательных учреждений, заложенных в
«Программе обучения и воспитания в детском
саду», независимо от его профиля, является
патриотическое воспитание детей. Патриотические
чувства закладываются в процессе жизни и бытия
человека, находящегося в рамках конкретной
социально культурной среды. Люди с рождения
инстинктивно привыкают к окружающей их среде,
природе и культуре своей страны, быту своего
народа. Поэтому базой для формирования
патриотизма являются глубинные чувства любви и
привязанности к культуре своей страны и своему
народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве
родной, естественной и привычной среды обитания
человека.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности с
окружающим миром, и желание сохранять и
приумножить богатство своей страны. Но
невозможно воспитывать уважение и гордость к
тому, о чём дети не имеют, ни малейшего понятия.
Следовательно, сама формулировка подразумевает
более или менее глубокое знакомство
детей-дошкольников с историей быта своего
народа.
Основной формой нравственно-патриотического
воспитания детей является тематическая
непосредственно-образовательная
деятельность. Важно, чтобы она повышали
детскую мыслительную активность. Учёт
возрастных особенностей детей требует широкого
применения игровых приёмов, которые важны как
для повышения познавательной активности детей,
так и для создания эмоциональной атмосферы
занятия. Но никакие знания не дадут
положительного результата, если воспитатель сам
не будет восторгаться своей страной, своим
народом, своим городом.
Человек привязан к своей родине, и эта связь
определяет его мировоззрение. Патриотизм как
личностное образование включает в себя
привязанность, сочувствие, сопереживание,
ответственность и другие качества, без которых
человек не может состояться, как личность.
Важным условием нравственно-патриотического
воспитания детей является приобщение ребенка к
культуре своего народа, поскольку раскрытие
личности в ребенке полностью возможно только
через включение его в культуру собственного
народа. Приобщение детей к отеческому наследию
воспитывает уважение, гордость за землю, на
которой живешь.
Цель непосредственно-образовательной
деятельности «Ознакомление дошкольников с бытом
и предметами утвари русской избы»: продолжать
знакомить детей с бытом русской избы и
традициями русского народа.
Непосредственно-образовательная деятельность
направлена на формирование представления об
облике русской деревни, обобщения знания
детей о предметах старинного быта. Закрепления
знаний детей о русском устном и музыкальном
творчестве.
Цель:
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
- Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
- Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
- Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
- Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).
Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).
– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с
поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили:
«3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы,
здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь поближе к печи.
Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а
непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На
убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Но это ещё не всё, что «
делала» русская печь много-много лет назад. Печка
не только согревала помещение, но и была
источником света. Когда огонь в печи разгорался,
в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином
усаживались около печи, и каждый занимался своим
делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин
плёл корзины из прутьев. В каждой избе была
печь-матушка, печь-кормилица. Она не только
обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской
печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб,
пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже
ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом,
угли из старой печки забирали с собой и помещали
их в новую печь.
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е.
чай из самовара попить. Особенно после баньки.
Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками
сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и
баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были
прялки. Когда осенние работы на полях
заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу,
чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Долгими зимними вечерами горела на столе свечка
– ведь электричества ещё не было, девушки пряли и
пели песни. Давайте послушаем.
Звучит русская народная песня «Пряха».
Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Дети:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
- Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.
- Хорошо прядёшься – весело поёшься.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.
Воспитатель обращает внимание на большой
экран, на котором на слайдах показаны различные
фрагменты деревенского быта.
Дети садятся на лавки вокруг экрана.
Презентация со слайдами.
По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)
Воспитатель (после просмотра презентации):
– Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне.
Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни
телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное
время поводили, чем занимались? Много работали
наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала
весёлые.
Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны)
Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Воспитатель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).
– Молодцы правильно. А теперь зашли в избу и увидели…
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра... (коромысло).Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок).Выпускает жаркий пар
Древний чайник... (самовар).Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).
Воспитатель: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?
Дети: Желтого
Воспитатель: Правильно! А чем она
украшена?
Дети: Яблоками и листиками.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Яблоки – красного, листики –
зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы
слепить такую подкову нам нужно тесто разного
цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок
и зеленое – для листьев.
Воспитатель: Подковы мы будем
выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как
их у меня много! Какие геометрические формы вы
знаете?
Дети: Овал, круг, ромб, квадрат.
Воспитатель: Ой, какие молодцы! Все уже
знаете.
Воспитатель: На каждой основе
нарисована изогнутая линия, на которую вы будете
выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу
и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто
желтого цвета (показ). И раскатываем из него
колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем
выкладываем колбаску на основу, строго по линии.
Если колбаска получится очень длинной, то вам
нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если,
наоборот, короткой – то раскатать и сделать
длиннее.
Воспитатель: После этого прижимаем
колбаску пальцами к основе (показ).
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, что мы
будем лепить дальше?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам для
этого нужно?
Дети: Красное.
Воспитатель: А как мы будем лепить
яблочки?
Дети: Скатывать шарики.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите и
сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?
Дети: Три!
Воспитатель: А вы на своей подкове
можете сделать больше яблочек.
Воспитатель: Начинаем лепить. Свою
подкову вы можете украсить не только яблоками, а
придумать свои фрукты или ягоды.
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чего еще не хватает?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам
нужно?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: Я беру зеленое тесто и
отщипываю от него небольшой кусочек. Затем
скатываю из него овал и прищипываю один конец
листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель: А для того, чтобы наши
яблочки и листочки крепко держались на подкове,
мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ
педагога)
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы запомнили,
последовательность нашей работы?
Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем
листики. Правильно. Но я просила вас
пофантазировать и придумать свои украшения для
подковы.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Теперь проходите на свои
места и начинайте работать (дети рассаживаются
за столы, педагог оказывают индивидуальную
помощь детям, по ходу лепки педагог обращает
внимание детей на последовательность действий).
Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.
Дети дарят подковы.
Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!