Цели:
- учить принимать учебную задачу, осуществлять поиск и отбор необходимой информации при знакомстве с важнейшими странами Европы, их столицами и достопримечательностями; структурировать полученную информацию, учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- развивать навыки работы с картами, учебником и дополнительной литературой для получения информации, навыки контроля и самоконтроля, умение работать в группе;
- формировать ценностное отношение к другим народам, живущим на Земле.
Оборудование:
- учебник А.А. Вахрушев «Окружающий мир. Наша планета Земля» 2 класс, 2 часть;
- материалы для изучения стран (Германия, Франция, Италия, Украина) Приложение 1;
- маршрутные листы для групп (Германия, Франция, Италия, Украина) Приложение 2;
- карточка для самостоятельной работы, Приложение 3;
- географические карты, глобус;
- компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке окружающего мира будем
работать в группах. Вы должны помнить, что только
слаженная работа всех её участников приведёт к
хорошему результату.
– Если вы готовы начать работу, хлопните в
ладоши.
– Желаю всем вам удачи.
II. Актуализация знаний, постановка цели
– Вы знаете, что на нашей планете среди
огромных океанов расположены большие участки
суши – материки. Давайте вспомним их названия. (Евразия,
Африка, Австралия, Северная Америка, Южная
Америка, Антарктида)
– Суша земли делится на шесть частей света.
Назовите их. (Европа, Азия, Африка, Австралия,
Америка, Антарктида) (Слайд 2)
– На свете много разных стран. Что мы называем
страной? (Страна, или государство, – это
территория, которую занимает народ или народы с
общей историей, культурой и языком.)
– Назовите символы страны. (Флаг, герб, гимн.)
– Как называют главный город страны? (Главный
город страны, в котором заседает правительство,
называется столицей.)
– Какая карта нам помогает найти место
расположения стран? (Политическая карта мира)
(Слайд 3)
– Как изображают страны на карте? (Разными
цветами)
– Сегодня мы начнем знакомство со странами
Европы. А поможет нам... тучка, вместе с ней мы
отправимся в путешествие по Европе.
– Тема урока: «Путешествие тучки по Европе».
(Слайд 4)
– Мы узнаем, как называются столицы важнейших
стран Европы, будем учиться находить эти страны
на карте, познакомимся с их
достопримечательностями.
– Какая карта нам в этом поможет? (Политическая
карта Европы) (Слайд 5)
– Эта карта на экране и у вас в учебниках.
Приготовьте ее, пожалуйста.
III. Изучение нового материала
А) Фронтальная работа.
– Жила-была Тучка. Она родилась над Атлантическим океаном. Случилось это так. Однажды утром пригрело солнце, вода испарилась и стала туманом. Туман поднялся и стал тучкой. (Слайд 5)
1. Великобритания
– С высоты тучка увидела страну на островах.
Столица этой страны – Лондон, а её жители
называют себя англичанами.
– Давайте найдем эту страну на карте. (Дети
ищут на карте страну)
– Как она называется? (Великобритания)
– Великобритания расположена на Британских
островах. В её состав входят: Англия, Шотландия,
Северная Ирландия, Уэльс. Население свыше 60
млн. чел. (Слайд 6)
– Граничит с одним государством. Назовите его. (Ирландия)
– В Лондоне находится главная резиденция
британских монархов – Букингемский дворец. Если
флаг развевается над дворцом – это означает, что
Ее Величество Королева находится в Лондоне. (Слайды
7-8)
– Вестминстерское аббатство – знаменитый
Лондонский собор (1245-1745), в котором на протяжении
многих сотен (800) лет короновались все английские
короли и королевы. (Слайд 9)
– Достопримечательность Лондона – Биг Бен. Это
самые знаменитые в мире башенные часы,
расположенные в башне Вестминстерского дворца.
Для отзвона времени на башне помещен 13-тонный
колокол, звон которого лондонцы впервые услышали
152 года назад (в 1859 г.). (Слайд 10)
– А вы знаете, что в эту минуту часы Биг Бен
показывают … часа, потому что у нас с
Великобританией разница во времени 3 часа.
– В этой стране жили такие писатели: Джон Толкин,
Конан Дойл. (Слайд 11)
– Какие произведения этих писателей вы знаете? («Хоббит»,
«Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»)
– Народная сказка про трех поросят тоже родилась
здесь. Поросят звали…(Слайд 12)
– Запомнили, как называется страна? Назовите
столицу, ее главную достопримечательность. (Название
страны, название столицы, достопримечательность
– на доску.)
Б) Исследовательская работа в группах
– Вдруг налетел ветер и понес нашу тучку
дальше. Работая в группах, вы узнаете, где
побывала тучка и что увидела. Для этого вам
необходимо изучить информацию на ваших столах и
заполнить маршрутные листы, ответственный в
группе готовится к сообщению.
– Вспомните правила работы в группе.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Своё несогласие высказывать вежливо.
Итак, юные исследователи, приступайте к работе.
(После самостоятельной работы каждая группа выступает с докладом.)
2. Франция (Слайды 13–17)
– Ветер понес нашу тучку, и мы вместе с ней
очутились над прекрасной страной. (На карте путь
тучки показывают стрелками)
– Как называется страна? (Ответы
детей.)
– Франция – одна из самых крупных стран Европы.
Здесь проживает свыше 55 млн. французов.
– Послушаем, что узнали о Франции ребята.
Сообщение учащихся 1 группы (Приложение 4)
– Запомнили, как называется страна? Назовите
столицу.
(Название страны, её столицы и
достопримечательности – на доску.)
Дополнительный материал для учителя.
Эйфелеву башню построили в 1889г. за поразительно короткий срок – всего лишь за 17 месяцев, назвали в честь архитектора Густава Эйфеля. Первоначально высота башни составляла всего лишь 300 метров, но радио- и телеантенны увеличили ее до 324 метров.
3. Альпы (Слайд 18)
– Ветер гонит нас вместе с Тучкой все дальше и дальше. На нашем пути встали высокие горы. Их вершины, покрытые льдом, блестят на солнце.
Работа по карте.
– Давайте найдем на карте эти горы. Какая карта
нам поможет? (Физическая карта Евразии в
учебнике, с. 98-99)
– Как называются эти горы? (Альпы)
Сообщение ученика об Альпах (Приложение 5)
Физкультминутка
– Тучка долго поднималась по крутому склону
Альп, и мы вместе с ней.
– Давайте покажем, как мы умеем подниматься в
горы. Встаньте
Высокие горы встают на пути, Руки вверх
И мы по горам начинаем ползти, Имитация движений
А горы все выше, а горы все круче, Руки вверх
А горы уходят под самые тучи. Прыжок
Еще немножечко мы поднажмем Шаги
И через горы мы перейдем.
4. Италия (Слайды 19-23)
– Перевалив через Альпы, тучка познакомилась
еще с одной страной, которая на карте выглядит
как сапожок. Её жители знамениты тем, что очень
любят петь. А еще они любят макароны и пиццу. Это
их национальные блюда.
– Что это за страна? (Италия)
– Послушаем, что узнала вторая группа ребят об
Италии.
Сообщение учащихся 2 группы (Приложение 6)
– Запомнили, как называется страна? Назовите
столицу.
(Название страны, её столицы и
достопримечательности – на доску.)
5. Германия (Слайды 24-32)
– Посмотрев на юг и помечтав о теплом море,
тучка снова перевалила через Альпы и понесла нас
на север. Мы попали в страну, в которой живут
немцы.
– Как называется эта страна? (Германия)
– Послушаем, что узнала третья группа ребят о
Германии.
Сообщение учащихся 3 группы (Приложение 7)
– Запомнили, как называется страна? Назовите
столицу, достопримечательность.
(Название страны, её столицы и
достопримечательности – на доску.)
6. Украина (Слайды 33-37)
– Ветер понес тучку дальше на восток.
Перед ней раскинулись поля пшеницы и кукурузы,
подсолнечника и сахарной свёклы.
– Как называется эта страна? (Украина)
– Послушаем, что узнала четвёртая группа ребят
об Украине.
Сообщение учащихся 4 группы (Приложение 8)
– Запомнили, как называется страна? Назовите
столицу, достопримечательность.
(Название страны, её столицы и
достопримечательности – на доску.)
IV. Закрепление нового материала
– Наша Тучка продолжила свой путь на восток. Мы еще с ней встретимся. К сожалению, тучка не умеет пользоваться картами, и не запомнила названия стран, их отличительные особенности. А вы, ребята, запомнили?
Викторина (Слайды 38-45)
- Назовите страну и ее столицу.
- Назовите страны, которые омывает Атлантический океан? (Великобритания и Франция)
- Как называли театр в Риме, где проходили битвы гладиаторов? (Колизей)
- Какая сказка прославила немецкий город Бремен? (Бременские музыканты)
- Как называются главные часы в Лондоне? (Биг-Бен)
- В каком городе расположен Софийский собор? (В Киеве)
- Назовите знаменитого литературного героя из Италии. (Чиполлино)
- Назовите страну, где расположен Кёльнский собор? (Германия)
Дополнительный материал для учителя.9 мая мы будем отмечать очередную годовщину Победы над фашистской Германией. Во время Великой Отечественной войны, бомбардировками был уничтожен практически весь город Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. Оказалось, что по негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир, ведь его высота 157 метров. Кёльнскому собору скоро исполнится 800 лет. Сейчас он занимает 3 место в списке самых высоких церквей мира.
V. Проверочная работа
– Возьмите карточку для проверочной работы. На карточке в 1-ом столбце написаны названия государств, во 2-ом столбце названия столиц, в 3-ем – достопримечательности этих государств. Проведите линии и соедините название страны со столицей этого государства и достопримечательностью. (Слайд 46)
Страны | Столицы | Достопримечательности |
Великобритания | Париж | Эйфелева башня |
Франция | Лондон | Кёльнский собор |
Германия | Киев | Биг-Бен |
Италия | Берлин | Колизей |
Украина | Рим | Софийский собор |
– Приготовьтесь к проверке самостоятельной
работы. (Слайд 47)
– Какая группа справилась без ошибок? Молодцы.
– Кто допустил ошибки?
– Какое индивидуальное домашнее задание вы себе
дадите?
VI. Итог урока и рефлексия (Слайд 48)
– Понравилось ли вам путешествие по Европе?
– Что нового узнали? О чём можете рассказать?
- Я узнал …
- Меня удивило …
- Я научился …
- Мне пригодится …
- Я смогу…
– Сегодня на уроке вы отлично потрудились,
слаженная работа в группах дала хорошие
результаты.
– Оцените каждый свою работу:
- Если вы довольны тем, как потрудились на уроке, хлопните в ладоши.
- А теперь хлопните те, кто не доволен своей работой на уроке. Почему?
VII. Домашнее задание
– Как вы думаете, всё ли мы узнали на уроке о
данных странах?
– У вас возникло желание узнать больше? Как это
сделать? (Подобрать дополнительный материал об
изученных странах.)
– Дома продолжите исследовательскую работу,
определите, что производят в изученных странах
Европы и заполните таблицу в тетради.
– Урок окончен.