Цели:
- образовательная: познакомить детей с биографией и творчеством Толстого Л.Н., обучать выразительному чтению выявлять мотивы и причины поступков героев;
- развивающая: развивать устную речь, внимание, мышление, любознательность;
- воспитательная: воспитывать чувство долга , ответственности, прививать любовь и внимание к близким, к природе, желание беречь всё живое.
Средство обучения: мультимедиаустановка ,экран ,компьютер, книги для детей Толстого Л.Н., карточки с заданиями, костюмы для инсценировок, выставка книг писателя.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в новую тему.
3. Включение в систему знаний и повторение.
4. Творческая работа учащихся.
5. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент | - Как вы думаете, кто мог сказать о себе?
“Не называйте меня ваше сиятельство - меня зовут
Львом Николаевичем так и зовите меня.” Слайд №1. Портрет Толстого Л.Н. кисти Репина - (Учитель читает) Этот живописный портрет принадлежит кисти Репина И.Е. Он писал о Толстом. “Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненно властелин. Ни у кого не хватит духу подойти к нему с проста. Но это добрейшая душа, деликатнейший из людей и истинный аристократ по манерам и особому изяществу речи. Как свободно и утончённо говорит он на иностранных языках! Как предупредителен, великодушен и прост в жизни. Не встречал я более заразительно смеющегося человека..” |
2. Введение в тему урока. | Слайд №2 Тема урока: Творчество
Толстого Л.Н. для детей. 1. Что мы знаем о писателе. 2. Вспомним произведения писателя. 3. Проверим хорошо ли они вам известны 4. Покажем выразительное чтение. - Покажите какие книги Толстого вы принесли. Произведения каких жанров писал Толстой? |
3. Включение в систему знаний и повторения. | Слайд №3 Портрет писателя в библиотеке. (ответы детей,открываются виды жанров) 1. Сказки 2. Рассказы 3. Былины 4. Басни 5. Познавательные рассказы - А какие произведения читали вы? (называют) Слайд №4 В Ясной поляне. - Попробуйте ответить на вопросы. 1. В каком году родился Толстой Л.Н.(1828) 2. Где родился писатель? (В усадьбе Ясная поляна Тульской области) 3. По рождению и воспитанию Толстой Л.Н. принадлежал к высшей помещичьей знати в России … Какой? (граф, пояснение данных слов) 4. Какими языками владел Толстой Л.Н.(после ответов учащихся высвечивается слайд) Слайд №5 Свободно владел: английским, французским, немецким языками. Читал: на итальянском, польском, чешском и сербском. Знал: греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский.(добавить - изучал древнееврейский, турецкий и др..языки) 5. Где и для кого Лев Николаевич устроил школу? (в своём имении в Ясной Поляне) 6. По каким учебникам он учил детей (написал сам) “Азбука” и “Четыре русских книги для чтения”. - А сейчас мы посмотрим картины из жизни Льва Николаевича. Слайды №6 , №7, №8 “На пашне”, “С женой и детьми”, “Отец Толстого” Слайд № “ Новая азбука”-Эту азбуку Лев Николаевич подарил сыну.Это подарочный экземпляр. - В нашей библиотеке тоже есть “Азбука”- показать . - В этой “Азбуке” есть и интересные загадки.Одну из них я вам загадаю. Слайд №10 Что краше света, что выше леса, что чаще леса, что без кореньев что безызвестно? - Красив и культурен язык писателя. - Знаю трудная загадка, просим помощи? (ответы детей) |
Читаем все | Слайд №11 Ответ на загадку. Краше света
– красное солнце, Ребята, кто хочет узнать ещё интересные загадки прочитайте из в этой Азбуке. |
Выразительное чтение | - Кто желает показать свое чтение,берите
карточки с текстом. - Вы нам прочитаете отрывки из произведений, слушающие ответят из какого произведения Льва Николаевича эти строки.(карточки прилагаются) - Я предлагаю вам по ролям прочитать сказку “Как мужик гусей делил” - Что наказано в этой сказке? (жадность) - Послушайте былину “Святогор-богатырь” (читает ученик) - Что даёт человеку земля , если её любишь? (силу) |
Чтение по ролям
Творчество детей |
- Ребята подготовили инсценировку
сказки Л.Н.Толстого “Тетерев и лиса” и
предлагают вашему вниманию. - Кто оказался хирее? - И ещё одна сказка “Сказка про мышонка” - Чему эта сказка научила вас? - Молодцы, ребята! - Многие рассказы Льва Николаевича состоят всего из нескольких строк, автор переделывал их десятки раз, добиваясь чтобы в них не осталось ни одного лишнего слова. |
Закреплеие материала | Проведём викторину и посмотрим хорошо
ли вы знаете рассказы Толстого. Слайд №12 Впросы 1. В каком городе происходили события рассказа “Лев и собачка” (в Лондоне) 2. Почему Толстой в рассказе “ Булька”называет собаку –мордашка?(бульдог) 3. Назовите кличку собаки из рассказа “Пожарные собаки” (Боб) 4. Как называется рассказ , в котором мальчик Ваня без разрешения съел сливу? (косточка) 5 -.Куда ты собрался? - В школу. - Ты ещё мал не ходи. (Филиппок) 6. Как звали детей из рассказа “Котёнок”. Кто из них спас котёнка и от кого? (Вася и Катя.Спас мальчик от собаки) - Чему учат произведения Л.Н.Толстого (добру, вниманию ,вежливости, говорить правду, любить ближних.) - Молодцы! - А теперь давайте вспомним, какие уроки жизни Давал своему внуку Серёже Лев Николаевич (ответы детей) |
Рефлексия | Слайд №13 1. Делай по возможности всё сам (не будь барином) 2. Не будь назойлив. 3. Будь внимательным 4. Не надо жадничать 5. Не нервничай, держи себя в руках 6.Будь твёрд и стоек 7.В игре, в спорте, в труде – будь разумен 8.Будь организованным 9.Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся 10.Имей собственное мнение |
Итоги урока | - Я думаю эти уроки вам в жизни очень
помогут. - Ребята, наш урок подошёл к концу. Как вы думаете добились ли мы поставленных целей? (ответы детей) - Вы уже обратили внимание на то , что на доске разбросаны слова. Попробуйте собрать из них пословицы. (собирают на магниты) 1. Чтение - лучшее учение. 2. Землю красит солнце, а человека труд. 3. Кто мало говорит, тот много делает. - А которая из них может стать девизом нашего урока? (ответы детей) - (на доске слова НАШ УРОК и имена прилагательные: полезный, скучный, поучительный, познавательный, плохой, бесполезный, грустный, человечный.) - Найдите нашему уроку нужные слова. Слайд №14 (портреты писателя) Произведения Л.Н.Толстого помогут тебе лучше понять окружающий мир , радости и печали людей, красоту русского языка. Не бойся трудностей. Преодолевая их, ты становишься мудрым и сильным. - Я желаю вам быть такими! - Спасибо за урок! |
Литература | “Азбука” Л.Н.Толстого
Издательско-полиграфическое объединение “Лев
Толстой” Тула. 1994г. Кутявина С.В. “Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс М: “ВАКО”. 2006г. Конспекты уроков по внеклассному чтению 1-4 кл. пособие для учителя В.И.Горевая и др.- М. ,Гуманитар , изд.центр ВЛАДОС , 2007 Байкова М.И.., Гостимская Е.С. “Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М:ВАКО 2004 г. Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 12 томах. Том 11. Москва, издательство “Правда”. 1984г. Интернет-ресурсы. |
Приложение (карточки) |
1. Стар дед очень стар. Ноги у него не
ходили , глаза не видели ,уши не слышали ,зубов не
было. И когда он ел , у него текло назад изо рта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать , а
давали ему обедать за печкой. (Старый дед и
внучек) 2. Когда я был маленький меня послали в лес за грибами .Я дошёл до лесу ,набрал грибов и хотел иди домой .Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб .Блеснула молния, такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. (Как мальчик рассказывал про то ,как его в лесу застала гроза.) 3. На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их ,как убрать камень и сколько это будет стоить. 4. На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. (Акула) 5. Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа верелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала ,делала смешные рожи передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются. (Прыжок) |