Родная литература: 5 а класс
Место проведение: кабинет якутского языка
Время: 3 урок
Тип урока: урок-повторение с экологическим компонентом.
Цель:
- Повторить изученный теоретический материал и учиться использовать его на практике.
- Дать понять детям, что человек и природа тесно взаимосвязаны;
- Привить любовь к родной земле.
Подготовка к уроку:
- Класс делится на 3 команды
- Заранее готовится к конкурсу чтецов «Аман ес» по заданной теме. Темы: «Якутский язык – мой родной язык», «Я дитя природы», «Я сын своего села».
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор и экран;
- Литературное лото;
- Черный ящик /силки, петля из конского волоса для уток- тиргэ, хвощ трава с пятью отростками - Бэрдьигэс от, подорожник – биэс салаалаах от /;
- Кроссворд по сказке «Жаворонок» / «Куерэгэй» /, заранее нарисованная на интерактивной доске и сохраненная в рабочем столе.
Музыкальное оформление:
- Музыка «Где? Что? Когда?»
Аудивизуальный ряд:
- Видео вопрос о природе от родителей: Анастасия Семеновна, Анна Петровна, Татьяна Егоровна).
Художественное оформление:
- Слайд-презентация Microsoft PowerPoint «По тропинкам сказочного, удивительного мира» включены слайды по вопросам, картинки птиц
Ход урока
- Здравствуйте, дети! Сегодня необычный урок. Тема «По тропинкам сказочного, удивительного мира».
Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.
- 1 команда «Солнышко»
- 2. «Радуга»
- 3 «Заря»
Жюри: гости нашего урока. Они будут посчитывать баллы.
I этап «По тропинкам сказочного, удивительного мира» литературное лото.
Задания
Слайд- вопросы
I. Устное народное творчество
- Назовите жанры фольклора.
- В чем различие между устным народным творчеством и произведением писателя?
- Чему учит устное народное творчество?
II. Народные сказки
- Должность лебедя в сказке ««Кердер мунньахтара»?
- В сказке «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» конь говорит на человеческом языке, как его зовут?
- В какой сказке дочери Солнца, Луны, Северного сияния хотели выйти замуж за Учугэй Уедуйээн?
III. Герои сказок
- От какой птицы начинается спор в сказке «Кердер мунньахтара»?
- Как зовут мальчика, который не слушался Учугэй Уедуйээн?
- Как зовут сына Хай5амсык Хара Хаан?
VI. Черный ящик /звучит музыка/
- То, что лежит в ящике, излечил крылья жаворонка. Что за трава, из какой сказки?
- Этим пользовались дети в старину, для лова уток, петля из конского волоса. Назовите название произведения.
- Что принесла старушка Бэйбэрикээн в свою юрту, которая превратилась в невиданную красоты девушки? Что в ящике?
V. Айымньы геройдара
- Главный герой рассказа «Харана5а тыкпыт сырдык»
- Как зовут бандита в рассказе «Сайылык» ?
- Как зовут мальчика, который сумел обмануть бандитов?
VI. Отрывки из произведений
- - Адьынса, дыбанса, тирэнсэ
– Пошел, дурак! Вон! Эн, уол, букатын акаары. Оскуола ылла сох!»
- «Ийэн билигин со5отох улэhит, онуоха эбии ыарытыйар эбээт. Мин кэлиэхпэр диэри киниэхэ баар-суох кемелеhееччу эн эрэ бааргын».
- «Саата-саатта, миэхэ туттарбата5ын, ба5ардар бардын! Кини куhу ууга олордон баран ыытан кэбиспитэ».
VII. Видеовопрос. Вопрос командам от родителей. Смотрим на видео.
- Вопрос Анастасии Семеновны: «Вы видите весеннюю природу. Каждую весну мы выжигаем прошлогоднюю траву. Вот вы сами и видите. Как она называется, и почему это делается?
- Вопрос мамы Дарина Татьяны Егоровны: «Почему во время пожара не идет дождь? С чем это связано?»
- Вопрос Анны Петровны: «Что изучает наука - орнитология? В какой сказке можно ее
VIII. Скороговорка
- Что такое скороговорка?
«Мундууруйа
Солооруйа,
Буhаарыйа,
Собооруйа,
Хоспооруйа,
Кистээрийэ»
- о чем говориться в этой скороговорке?
«Куну быhа сытаарыскай,
Курулэччи сыынтаарыскай,
Аhы эрэ санаарыскай,
Таах сибиэ хаамаарыскай»
Кто автор этой скороговорки?
- Дополни пословицы
- Утуе ат биир кымньыылаах……
- Киhи эриэнэ иhигэр, …
- Айан киhитэ аргыстаах, ….
У какой команды сколько баллов. Посчитываем. Начинаем 2 этап
II этап Кроссворд по сказке «Жаворонок» на интерактивной доске / по командам/
По вертикали:
1. Чем кормила девушка мышей? Хааьы - кашу
2. Как зовут сына мачехи? Олоо
3. Маленькая мышь. Туораах
4. По мнению отца, кто помог девушке? Танара – Бог
5. Куда повез отец свою дочь? Етех – старая заброшенная усадьба
По горизонтали:
- От какого зверя спас охотник девушку? Бере- волк
- С какой муки девушка готовила кашу? Дьэьимиэн - ячмень
- Кому помогла девушка Куерэгэй? Эьэ о5олоругар
- Кто преследовал за девушкой? Эьэ
- Как звать охотника? Мойот
Каждый участник по одному выходит и заполняет кроссворд. Интерактивная доска. Верный ответ - 1 балл.
III этап. Вопросы по сказке «Кетердер мунньахтара».
В каждой команде дается карточка с названиями 5 птиц. Ребята должны на время переводить названия птиц. Без словаря. Разрешается помощь «Звонок учителю» 1 раз.
- хаас – гусь
- чаччыгыныар - дрозд
- хабдьы – куропатка,
- угуруе – бекас
- кэ5э – кукушка
- киргил- черный дятел
- барыллыа – орлан-белохвост
- куба – лебедь
- мэкчиргэ – сыч
- улар – тетерев, глухарь
- ексеку хотой - орел
- чекчене – улит
- туруйа – журавль
- хаххан – сова, филин
- элиэ – коршун
Каждый верный ответ – 1 балл. Проверяем по слайду.
IV. Конкурс чтецов «Аман ес». Темы были заданы заранее. Максимальный балл – 5 / Темы: «Якутский язык – мой родной язык», «Я дитя природы», «Я сын своего села» /с Годом Села/
Подведение итогов. Оценки жюри.
V этап. Ребята, давайте во время работы жюри все прочтем стихотворение Н.Чуор «Аьын, таптаа кэрэни» слайд.
Обсуждение стихотворения.
Домашнее задание: повторить
Выставление оценок.
Вывод. Что мы сделали на уроке? Что вам понравилось? Что мы узнали нового? Что оказалось нам трудным? Что надо еще повторить на дом. Спасибо!
Используемая литература:
1. Филиппова Н.И., Максимова М.Е. Саха литература: 5 кылааска уерэнэр учебник-хрестоматия. – Дьокуускай: Бичик, 1999, - 184 с.