Цели урока:
- Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения;
- Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: деловая игра.
Оборудование: учебник для 10 класса, атласы, контурные карты , проектор, презентация “Япония –страна наоборот”
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
1. Япония - “страна наоборот”.
На островах, в соленых водах
Лежала древняя страна
От государств других районов
Так отличался она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
Что люди гибли в тот же час.
Там развивался культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце.
За горы садится оно.
- Итак, ребята,о какой стране идет речь. Вы догадались?
- Япония.
- Да, это Япония.
- А какие ассоциации возникают у вас при слове Япония?
(Мнения учащихся о Японии )
- Хотели ли вы побывать в Японии?
- Да!
- Итак, вы хотите побывать в Японии, так как вас интересует природа, культура ,жизнь и экономика японцев. Сегодня мы с вами совершим путешествие в эту необычную страну. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Древнее название страны Ямато. Японцы называют его Ниппон или Нихон ,т.е. Страна восходящего солнца.
Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема на государственном гербе страны также символизирует восходящее солнце.
Вот это удивительное государство мы будем изучать на уроке сегодня на уроке.
- Открыли тетради пишем сегодняшнее число и тему урока – Япония.
- Урок у нас будет необычный - деловая игра. Мы с вами в процессе игры рассмотрим следующие вопросы:
1) Особенности территории и ЭГП Японии.
2) Природные условия и ресурсы.
3) Население страны.
4) География промышленности.
5) Сельское хозяйство.
6) Транспорт.
7) Внешние экономические связи.
- Сегодня вы будете специалистами из разных областей. Итак, какие же специалисты будут помогать нам изучать страну?
Это “Географы”, которые будут изучать географическое положение, природные условия и ресурсы страны, “Социологи”,которые будут рассматривать состав и структуру населения, “Экономисты” рассматривающие отрасли хозяйства, “Экскурсоводы” проведут экскурсию по стране.
- Каждая группа специалистов получает карточку с заданием, которое необходимо выполнить группой.
- Для выполнения задания вам предоставляется 8 минут, по истечении этого времени мы заслушиваем выступление каждой группы.
- По каким критериям будем судить?
- Правильность и полнота ответа, использование карты атласа, схемы в учебнике, сделанные выводы. В процессе выступления групп основное мы будем фиксировать в таблицу ,которую я выдам каждому.
- группа “Географы”
- группа “Социологи”
- группа “Экономисты”
III. Закрепление новой темы.
1) Ребята, давайте вместе попытаемся ответить на ваш интересующий вопрос:
- Почему Япония стала лидером в мировой экономике?
(Ответы учащихся)
2) Ребята, я буду читать вам синквейн по теме “Япония”, а вы внимательно слушайте:
- Хоккайдо - остров северный
- Сикоку - самый южный
- Хонсю - большой Кюсю,
- Рюкю - чудес полны
Мы с ними познакомиться должны.
- А теперь эти же Японские острова и столицу Японии обозначьте на контурных картах .А также на контурных картах даны задания по теме “Япония”. Эти задания вы тоже должны выполнить.
- Сообщение учащихся о бумажном журавлике.
IV. Домашнее задание.
- закончить работу на контурных картах
- страница 241-249,подготовиться к пересказу содержания.
Выставление оценок
V. Итог урока.
На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.
Краткие сообщения о традициях в Японии.
У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45°, коллеги кланяются друг другу под углом 15°, встречают клиентов и покупателей под углом 30° - значит, каждому свой угол.
Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.
Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется “тя но ю”, что означает в переводе “чайная церемония”. Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы - старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок — растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метёлочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.
Икебана (приблизительный перевод - искусство составления цветов). Это целая наука, её преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара - тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств.
Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них - бонсай -миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.
У японцев свой национальный костюм — кимоно. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия - мужское или женское. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно - парадное или траурное. Кимоно -одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.
В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы - татами. Днём на них сидят обедают, а на ночь на них стелят постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают.
Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются - что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку - журавлика. Считается, что он приносит людям счастье. (На урок принести бумажный журавлик, склеенный ребятами.)
Особый интерес у японцев вызывает японская вишня - сакура. Плоды её несъедобны. Сакура цветёт один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.