Япония: страна наоборот

Разделы: География


Цели урока:

  • Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения;
  • Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации.
  • Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: деловая игра.

Оборудование: учебник для 10 класса, атласы, контурные карты , проектор, презентация “Япония –страна наоборот”

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1. Япония - “страна наоборот”.

На островах, в соленых водах
Лежала древняя страна
От государств других районов
Так отличался она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
Что люди гибли в тот же час.
Там развивался культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце.
За горы садится оно.

- Итак, ребята,о какой стране идет речь. Вы догадались?

- Япония.

- Да, это Япония.

- А какие ассоциации возникают у вас при слове Япония?

(Мнения учащихся о Японии )

- Хотели ли вы побывать в Японии?

- Да!

- Итак, вы хотите побывать в Японии, так как вас интересует природа, культура ,жизнь и экономика японцев. Сегодня мы с вами совершим путешествие в эту необычную страну. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Древнее название страны Ямато. Японцы называют его Ниппон или Нихон ,т.е. Страна восходящего солнца.

Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема на государственном гербе страны также символизирует восходящее солнце.

Вот это удивительное государство мы будем изучать на уроке сегодня на уроке.

- Открыли тетради пишем сегодняшнее число и тему урока – Япония.

- Урок у нас будет необычный - деловая игра. Мы с вами в процессе игры рассмотрим следующие вопросы:

1) Особенности территории и ЭГП Японии.

2) Природные условия и ресурсы.

3) Население страны.

4) География промышленности.

5) Сельское хозяйство.

6) Транспорт.

7) Внешние экономические связи.

- Сегодня вы будете специалистами из разных областей. Итак, какие же специалисты будут помогать нам изучать страну?

Это “Географы”, которые будут изучать географическое положение, природные условия и ресурсы страны, “Социологи”,которые будут рассматривать состав и структуру населения, “Экономисты” рассматривающие отрасли хозяйства, “Экскурсоводы” проведут экскурсию по стране.

- Каждая группа специалистов получает карточку с заданием, которое необходимо выполнить группой.

- Для выполнения задания вам предоставляется 8 минут, по истечении этого времени мы заслушиваем выступление каждой группы.

- По каким критериям будем судить?

- Правильность и полнота ответа, использование карты атласа, схемы в учебнике, сделанные выводы. В процессе выступления групп основное мы будем фиксировать в таблицу ,которую я выдам каждому.

  1. группа “Географы”
  2. группа “Социологи”
  3. группа “Экономисты”

III. Закрепление новой темы.

1) Ребята, давайте вместе попытаемся ответить на ваш интересующий вопрос:

- Почему Япония стала лидером в мировой экономике?

(Ответы учащихся)

2) Ребята, я буду читать вам синквейн по теме “Япония”, а вы внимательно слушайте:

  • Хоккайдо - остров северный
  • Сикоку - самый южный
  • Хонсю - большой Кюсю,
  • Рюкю - чудес полны

Мы с ними познакомиться должны.

- А теперь эти же Японские острова и столицу Японии обозначьте на контурных картах .А также на контурных картах даны задания по теме “Япония”. Эти задания вы тоже должны выполнить.

- Сообщение учащихся о бумажном журавлике.

IV. Домашнее задание.

- закончить работу на контурных картах

- страница 241-249,подготовиться к пересказу содержания.

Выставление оценок

V. Итог урока.

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.

Краткие сообщения о традициях в Японии.

У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45°, коллеги кланяются друг другу под углом 15°, встречают клиентов и покупателей под углом 30° - значит, каждому свой угол.

Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется “тя но ю”, что означает в переводе “чайная церемония”. Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы - старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок — растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метёлочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

Икебана (приблизительный перевод - искусство составления цветов). Это целая наука, её преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара - тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств.

Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них - бонсай -миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

У японцев свой национальный костюм — кимоно. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия - мужское или женское. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно - парадное или траурное. Кимоно -одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы - татами. Днём на них сидят обедают, а на ночь на них стелят постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают.

Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются - что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку - журавлика. Считается, что он приносит людям счастье. (На урок принести бумажный журавлик, склеенный ребятами.)

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня - сакура. Плоды её несъедобны. Сакура цветёт один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.