Бинарный урок в 10-м классе «Изучение конфликтов в обществе с помощью производной» (обществознание - математика)

Разделы: Математика, История и обществознание


Тип урока: урок закрепления и комплексного применения математических знаний при изучении нового материала по обществознанию.

Форма урока: урок - дидактическая задача.

Цели: обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме “Производная”, повторить и закрепить навыки вычисления производной, изучить причины появления конфликтов и способы их разрешения.
  • развивающие: развивать математическую речь и творческие способности при решении задач, учить поиску конструктивных решений для выхода из конфликтных ситуаций.
  • воспитательные: установление межпредметных связей, повышение интереса к предметам, создание творческой эмоциональной обстановки

Задачи:

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • работа в парах.

Методы и технологии урока:

  • проблемный метод;
  • диалоговая методика;
  • метод перехода из одной знаковой системы в другую.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, индивидуальные карточки.

Методы работы: словесный, практически, наглядно-демонстрационный.

Технологии: дифференцированная, рефлексивная, проблемного обучения.

Если мы будем учить так,
как учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи, американский педагог и психолог.

Ход урока

Начинается урок, в классе с учениками учитель математики. Учитель приветствует учеников, сажает их на места.

В класс входит учитель обществознания.

Учитель обществознания: Здравствуйте!

Учитель математики: Здравствуйте! Вы что-то хотели?

Учитель обществознания: Да, у меня сейчас урок в этом классе по расписанию.

Учитель математики: Как? Это у меня урок в этом классе. У нас сегодня повторение по теме “ Производная”. Тема серьёзная. Я не могу уступить Вам урок.

Учитель обществознания: А у нас сегодня новая тема “Конфликты в обществе”. Как же нам быть? (обращается к классу). Может быть, мы проведем урок вместе? Ребята будут заниматься математикой и обществознанием и математикой одновременно.

Учитель математики: Я не против. Давайте попробуем. Ребята, как же нам сформулировать тему урока?

Учащиеся: Возможно, мы будем изучать конфликты в обществе с помощью производной!

Учитель обществознания: Да, тема урока “Изучение конфликтов в обществе с помощью производной” (Слайд 1). Я предлагаю поставить цели для работы на уроке.

Ученики:

  • повторить свойства производной;
  • изучить структуру конфликтов и найти лучшие способы их разрешения.

Учитель обществознания: Давайте вспомним, какие науки занимаются изучением конфликтов?

Учитель математики: А я вам в это помогу. На каждом слайде вы видите задание, правильно его, выполнив, вы получите науку, изучающую конфликты.

Фронтальная работа учителя математики с классом (слайды 2-7).

Учитель математики: Спасибо. Вы все верно, выполнили и вспомнили науки, которые изучают конфликты: социология, социальная психология, политология, юриспруденция, логика, философия.

Учитель обществознания: Да, но по отдельности этим наукам конфликты изучать сложно. Они взаимопроникают (интегрируют), образую одну большую науку: конфликтологию (Слайд 8). Запишите в тетрадь определение. Теперь, глядя на изображения на доске, определите тип конфликта и дайте его определение (слайды 9-11). Верно, межличностный, межгрупповой, внутри личностный. Итак, мы вспомнили, что конфликт (слайд 12) – это спор, столкновение двух (нескольких) человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково ценится всеми участниками конфликта. Вспомните, что или кто может выступать объектом конфликта?

Ученики отвечают: предметы, люди, взгляды, власть, любовь и т.д.

Учитель обществознания: Верно, объектом конфликта может быть и человек, и предмет, и чувство и т.д. Итак, участники, объект, .....Я предлагаю подумать и вывести формулу конфликта.

Учитель математики: Формулу? Это нам знакомо. Слайд 13.

У вас на столах лежат листы с заданием. В левом столбце – уравнения, в правом – ответы. Вам нужно выбрать правильные ответы и соотнести их с уравнениями. Далее, работая с ключом (слайд 14), вы выведите формулу конфликта.

Ученики работают самостоятельно, получают нужную формулу: участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент.

Спасибо, но есть еще одна формула конфликта, более сложная . Я предлагаю вам найти и её. На слайде (15) и у вас на столах есть тест. Тест этот интегрированный, включает в себя вопросы и по обществознанию, и по математике. Решив тест, занесите ответы в таблицу и получите формулу. Здесь вы можете поработать в парах и проверить друг друга.

Учитель математики: проверим, что у вас получилось (слайд 17): участники + условия протекания конфликта + образцы конфликтной ситуации + возможные действия участников конфликта + инцидент.

Учитель обществознания: а теперь закройте глаза, подумайте и ответьте сами себе на вопрос: а как я поведу себя в конфликтной ситуации? Слайд 18 + звучит музыка.

Учитель математики: давайте выполним следующее задание.

Исследуйте функцию и постройте ее график. П.31 № 5

Решение:

Учитель обществознания: работа с учебником. Стратегии разрешения конфликтов.

Работа с графиком + стратегии. Учащиеся, глядя на график, должны соотнести ......графика со стратегиями разрешения конфликтов (например, функция возрастает на определенном промежутке – это столкновение – конфликт нарастает; функция убывает - компромисс – конфликт разрешается и т.д.)

Работая таким образом, учащиеся делают вывод, что наилучший способ разрешения конфликтов – сотрудничество и компромисс.

Домашнее задание.

По математике:

  1. 1 уровень: п.31, № 3(а), №4(б), №6(а).
  2. 2 уровень: п.31, №9(а), №10(а), 11(а).

По обществознанию:

  • 1 уровень: параграф 39 + работа с источником на стр. 410-411;
  • 2 уровень: параграф 39 + составить по формулам 4 конфликтных ситуации и предложить способы их разрешения + изобразить способы на графиках.

Подведение итогов. Рефлексия.

В конце урока ребятам выдается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

  • На уроке я работал ...
  • Своей работой на уроке я...
  • Урок для меня показался...
  • За урок я...
  • Мое настроение...
  • Материал урока мне был...
  • Домашнее задание мне кажется ...

Презентация.