Тип урока: урок закрепления и комплексного применения математических знаний при изучении нового материала по обществознанию.
Форма урока: урок - дидактическая задача.
Цели: обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин
- образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме “Производная”, повторить и закрепить навыки вычисления производной, изучить причины появления конфликтов и способы их разрешения.
- развивающие: развивать математическую речь и творческие способности при решении задач, учить поиску конструктивных решений для выхода из конфликтных ситуаций.
- воспитательные: установление межпредметных связей, повышение интереса к предметам, создание творческой эмоциональной обстановки
Задачи:
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- работа в парах.
Методы и технологии урока:
- проблемный метод;
- диалоговая методика;
- метод перехода из одной знаковой системы в другую.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, индивидуальные карточки.
Методы работы: словесный, практически, наглядно-демонстрационный.
Технологии: дифференцированная, рефлексивная, проблемного обучения.
Если мы будем учить так,
как учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи, американский педагог и психолог.
Ход урока
Начинается урок, в классе с учениками учитель математики. Учитель приветствует учеников, сажает их на места.
В класс входит учитель обществознания.
Учитель обществознания: Здравствуйте!
Учитель математики: Здравствуйте! Вы что-то хотели?
Учитель обществознания: Да, у меня сейчас урок в этом классе по расписанию.
Учитель математики: Как? Это у меня урок в этом классе. У нас сегодня повторение по теме “ Производная”. Тема серьёзная. Я не могу уступить Вам урок.
Учитель обществознания: А у нас сегодня новая тема “Конфликты в обществе”. Как же нам быть? (обращается к классу). Может быть, мы проведем урок вместе? Ребята будут заниматься математикой и обществознанием и математикой одновременно.
Учитель математики: Я не против. Давайте попробуем. Ребята, как же нам сформулировать тему урока?
Учащиеся: Возможно, мы будем изучать конфликты в обществе с помощью производной!
Учитель обществознания: Да, тема урока “Изучение конфликтов в обществе с помощью производной” (Слайд 1). Я предлагаю поставить цели для работы на уроке.
Ученики:
- повторить свойства производной;
- изучить структуру конфликтов и найти лучшие способы их разрешения.
Учитель обществознания: Давайте вспомним, какие науки занимаются изучением конфликтов?
Учитель математики: А я вам в это помогу. На каждом слайде вы видите задание, правильно его, выполнив, вы получите науку, изучающую конфликты.
Фронтальная работа учителя математики с классом (слайды 2-7).
Учитель математики: Спасибо. Вы все верно, выполнили и вспомнили науки, которые изучают конфликты: социология, социальная психология, политология, юриспруденция, логика, философия.
Учитель обществознания: Да, но по отдельности этим наукам конфликты изучать сложно. Они взаимопроникают (интегрируют), образую одну большую науку: конфликтологию (Слайд 8). Запишите в тетрадь определение. Теперь, глядя на изображения на доске, определите тип конфликта и дайте его определение (слайды 9-11). Верно, межличностный, межгрупповой, внутри личностный. Итак, мы вспомнили, что конфликт (слайд 12) – это спор, столкновение двух (нескольких) человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково ценится всеми участниками конфликта. Вспомните, что или кто может выступать объектом конфликта?
Ученики отвечают: предметы, люди, взгляды, власть, любовь и т.д.
Учитель обществознания: Верно, объектом конфликта может быть и человек, и предмет, и чувство и т.д. Итак, участники, объект, .....Я предлагаю подумать и вывести формулу конфликта.
Учитель математики: Формулу? Это нам знакомо. Слайд 13.
У вас на столах лежат листы с заданием. В левом столбце – уравнения, в правом – ответы. Вам нужно выбрать правильные ответы и соотнести их с уравнениями. Далее, работая с ключом (слайд 14), вы выведите формулу конфликта.
Ученики работают самостоятельно, получают нужную формулу: участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент.
Спасибо, но есть еще одна формула конфликта, более сложная . Я предлагаю вам найти и её. На слайде (15) и у вас на столах есть тест. Тест этот интегрированный, включает в себя вопросы и по обществознанию, и по математике. Решив тест, занесите ответы в таблицу и получите формулу. Здесь вы можете поработать в парах и проверить друг друга.
Учитель математики: проверим, что у вас получилось (слайд 17): участники + условия протекания конфликта + образцы конфликтной ситуации + возможные действия участников конфликта + инцидент.
Учитель обществознания: а теперь закройте глаза, подумайте и ответьте сами себе на вопрос: а как я поведу себя в конфликтной ситуации? Слайд 18 + звучит музыка.
Учитель математики: давайте выполним следующее задание.
Исследуйте функцию и постройте ее график. П.31 № 5
Решение:
Учитель обществознания: работа с учебником. Стратегии разрешения конфликтов.
Работа с графиком + стратегии. Учащиеся, глядя на график, должны соотнести ......графика со стратегиями разрешения конфликтов (например, функция возрастает на определенном промежутке – это столкновение – конфликт нарастает; функция убывает - компромисс – конфликт разрешается и т.д.)
Работая таким образом, учащиеся делают вывод, что наилучший способ разрешения конфликтов – сотрудничество и компромисс.
Домашнее задание.
По математике:
- 1 уровень: п.31, № 3(а), №4(б), №6(а).
- 2 уровень: п.31, №9(а), №10(а), 11(а).
По обществознанию:
- 1 уровень: параграф 39 + работа с источником на стр. 410-411;
- 2 уровень: параграф 39 + составить по формулам 4 конфликтных ситуации и предложить способы их разрешения + изобразить способы на графиках.
Подведение итогов. Рефлексия.
В конце урока ребятам выдается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
- На уроке я работал ...
- Своей работой на уроке я...
- Урок для меня показался...
- За урок я...
- Мое настроение...
- Материал урока мне был...
- Домашнее задание мне кажется ...