Программное содержание:
- Привлекать детей к народной русской культуре через художественное слово, демонстрацию и рассказы; через театрализованные представления о русских народных промыслах; быт, регионов России с использованием мультивидео.
- Развивать мелкую моторику пальцев детей, через освоение простых навыков и способов народных умельцев.
- Воспитывать нравственные качества, патриотизм, любовь к Родине через народную мудрость (устное народное творчество). Прививать интерес и любовь к труду.
Оборудование:
- Деревянные игрушки: свистульки, ложки, погремушки, матрешки, коньки и т. Д;
- Тряпичные куклы: пеленашки, куклы – обереги, животные;
- Игрушки из метала: “солдатики”, машины.
- 1 метр белой, 1 метр однотонной и 1 метр набивной ткани, рассчитать ткань нужно так, чтобы получилось по три комплекта на каждого участника “ мастер – класса”, и коробка с ватой для набивки.
- Детские столики для работы, стулья на каждого участника, народные костюмы; телевизор, BBK или проектор, диск с фильмом о народных промыслах, подбор музыкальных произведений для занятия.
Музыкальный зал оформлен под музей народного промысла, где центральное место, в экспонатах, занимает “безликая кукла”. Звучит спокойная, волшебная музыка русских композиторов. В зал входят воспитатель и дети.
Воспитатель:
-Здравствуйте, гости дорогие! Дети, поздоровайтесь с гостями (дети здороваются). Ребята, я знаю, вы, очень хотите знать, для чего мы сюда пришли. Я угадала? Или, может быть, кто-то уже догадался сам? (Дети рассказывают о своих догадках). Тогда слушайте загадку:
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в разноцветные бока, а в нутрии секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Она застенчива немножко
Это русская.......... (игрушка).
Сегодня дорогие мои, мы совершим путешествие (экскурсию) в “страну Бабушкиной игрушки”. А пока давайте посмотрим выставку и вспомним, какие экспонаты представленные здесь вам знакомы, что вы о них знаете.
Дети:
Велика Россия наша и талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах на весь мир молва идет!
В Богородске – городке, все гуляют налегке.
На широких улицах никогда не хмурятся.
Там из липовой доски есть лекарство от тоски:
Потому, что стар и млад всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки делают себе игрушки.
Дети подходят к экспонатам и называют вид того или иного народного творчества.
Дети:
Птица - свиристелка, звонкая поделка!
Ну – кА, ну – кА, говори, что там у тебя в нутрии?
- Верь, не верь ли, мой хороший, а в нутрии – то – ничего,
Кроме 2-х сухих горошин и дыханья твоего.
Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться, если гриву упустил.
Посмотри, как хороша, эта девица – душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво, барышня, так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
Воспитатель: Ребята, вы все говорили правильно и интересно о русских игрушках приставленных здесь. А знаете ли вы что первая игрушка бабушки вашей, была тряпочной, сделанной из лоскутков. Я предлагаю, сейчас всем сесть на стульчики, и вспомнить, как создавалась “ Бабушкина игрушка”. ( Дети садятся на стульчики, заранее приготовленные, перед телевизором, для просмотра мультивидио).
Воспитатель: Ребята, скажите, кто делал игрушки детям в далеком прошлом? (В далеком прошлом игрушки делали своим детям папы и мамы, бабушки и дедушки, тети и дяди).
- Из какого материала были сделаны, первые игрушки? (Первые игрушки создавались из соломы, лоскутков, деревянных поленцев, шишек, семян растений ...).
- Что особенное было в игрушках? (Первые игрушки не имели лица, так как игрушка считалась живой. Если бы лицо не получилось, игрушка считалась бы испорченной. Такая кукла могла нанести вред, не только ребенку, но и всей семье).
- Отличались ли игрушки мальчиков, от игрушек девочек? (Да, отличались. Игрушки девочек были более яркие с волнистыми линиями. Игрушки мальчиков расписывались не так ярко и в рисунках присутствовало больше геометрических фигур).
- Хотели бы вы сами попробовать сделать такую игрушку? (Да! Хотим!)
Воспитатель:
- Тогда, я предлагаю войти в волшебные ворота “Страны забытых игрушек”, чтобы почувствовать дух старины русских мастеров. Чтобы превратиться в настоящих волшебников своего дела. А для того, чтобы вам, не было страшно, я пойду первой. ( Воспитатель заходит за ширму, на которой написано: “ Страна забытых игрушек”. А с другой стороны ширмы, выходит в костюме русской женщины. За ней, по одному уходят дети, выходя из-за ширмы в русских народных костюмах).
Дети с воспитателем садятся за столики, заранее приготовленные в середине зала, за которыми они будут работать над созданием куклы оберега. Звучит спокойная музыка, пока идет творческий процесс. Готовые работы выставляются на стенде и анализируются детьми. Воспитатель предлагает детям, научить гостей мастерству изготовления “Бабушкиной игрушки”. Творческий процесс повторяется. В конце занятия готовые игрушки дарятся гостям.
ЛИТЕРАТУРА
Журнал “ Куклы в летнем костюме Костромской губернии”. ООО “Де Агостини”, Россия, Выпуск №1, 2012.
Русская деревянная игрушка. Редактор А.Н. Тырса. “ Художник РСФСР”, Ленинград, 1968.
Пеленашка Крупеничка Вепсская Масленица тряпичная
На счастье Неразлучники Кукла-коза