Тип урока: получение новых знаний (частично поисково - исследовательский)
Цель: сформировать представление обучающихся о разных видах треугольников;
Задачи:
образовательные:
- добиться осмысленности понятий: прямой, тупой, острый, развернутый угол; прямоугольный, тупоугольный, остроугольный треугольник: добиться умения выделять углы треугольника в заданных фигурах; выделять треугольники в заданных фигурах.
развивающие:
- способствовать развитию у обучающихся интуиции и воображения; внимания, наблюдательности и вооружать логическим методом, - основным методом, с помощью которого обосновывается истинность или ложность утверждений; помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие умения ставить цель и формулировать задачи, планировать свою деятельность.
- реализовать право каждого ученика на полноценное личностное развитие, на основе качественного и индивидуализированного обучения.
воспитательные:
- способствовать развитию математического языка (его основным диалектам, алгебраическому и геометрическому) на котором говорит современная наука, интереса к предмету математика, создавать положительный образ математики у обучающихся.
Планируемые предметные результаты:
- умение различать треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный: умение, выделять треугольники в заданных фигурах; развивать навыки выделения соответственных элементов в треугольниках, нахождение треугольников всех видов.
Планируемые метапредметные результаты:
- личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
- регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать полученное новое, от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Итак, друзья, внимание –
Садитесь правильно, начинаем наш урок.
Есть у математики молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы важную закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
- Соберитесь и ответьте мне, какие качества нам необходимо включить в работу, чтобы для всех этот урок стал полезным?
- Внимание.
- Старание.
- Хорошее настроение.
- Покажите смайликами ваше настроение?
- Зеленый - отличное,
- синий – не очень,
- красный - плохое.
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.
- Почему он так говорил?
(ответы детей)
- Поэтому, каждый из вас должен работать на уроке в полную силу, слушать друг – друга внимательно, дополнять, выполнять все задания, а не смотреть, как работает сосед.
Оценивать себя вы будете по “Рабочей карте урока”. Она есть у каждого из вас на парте. Сюда вы будете вносить свою отметку за каждый этап урока.
В конце урока подведете итог своей работы и выставите себе средний балл за урок, то есть за усвоение темы.
Кто знает, как работать с “Рабочей картой урока”, покажите смайликом?
Да – зеленый, не уверен - синий, нет – красный.
Рабочая карта урока
(с/о – самооценка, о/т – оценка товарища)
Работа с классом с/о |
Работа по рисунку в учебнике с/о |
Работа в паре. “Собери пару” о/т |
Самостоятельная работа (дифференцированная) с/о |
диктант. (графический) с/о |
Итог. с/о |
II. Актуализация опорных знаний.
- ребята, повторим, то, что уже знаем?
- откройте тетради и начнем работать со мной.
- в тетрадях, отметим три точки, не лежащие на одной прямой, точку А, точку В и точку С и соединим их отрезками.
- вы изобразили фигуру у себя, а я заранее на доске.
- посмотрите, какая фигура у меня получилась и проверьте себя.
- какую фигуру мы получили? (треугольник)
- почему эта фигура так называется? (три угла, три вершины, три стороны)
- Приведите примеры, где встречаются треугольники в нашей повседневной жизни? (примеры детей)
1. Треугольник — ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута, изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются).
2. Начиная игру в бильярд, необходимо расположить шары в виде треугольника. Для этого используют специальную треугольную рамку.
3. Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане, в котором происходят якобы таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы
4. Треугольники в конструкции мостов.
5. Высоковольтные линии электропередачи.
6. Треугольники делают конструкции надежными.
7. Настенные часы в виде треугольника
8. Детская игрушка пирамидка.
9. Детские спасательные круги в идее треугольника.
10. Женские украшения.
- посмотрите на наш треугольник.
- прочитайте, как называется построенный треугольник? ( ВСА, СВА ) и т. д.
- назовите углы этого треугольника? угол ( ВСА, СВА, АСВ).
- можно его назвать просто, угол А, угол В, угол С.
- вспомните, какие углы вы знаете? (острый, тупой, прямой,)
- посмотрите на слайд и скажите.
- какие вы видите углы?
- покажите прямой угол.
- как можно это проверить? (с помощью треугольника, угольника)
- выйди к доске и проверь.
- покажите тупой угол.
- как можно это проверить?
- выйди к доске и проверь.
- покажите острый угол.
- как можно это проверить?
- выйди к доске и проверь.
- а как называется вот этот угол, кто знает? (развернутый)
- на что он похож? (на веер)
- правильно.
- встаньте и покажите мне развернутый угол, с помощь рук.
- Что мы сейчас с вами повторили? (острые, тупые, прямые, развернутые углы)
- оцените свою работу в рабочей карте.
III. Формирование новых знаний.
- подошло время узнать тему нашего урока.
- перед вами ребус, прочитав ребус, вы узнаете тему нашего урока.
Замените букву и на е, в первой цифре.
Виды КОВ.
- как называется тема нашего урока?
Тема урока “Виды треугольник”.
- ребята, давайте поставим цель урок,
- продолжите фразу.
- что мы должны узнать в ходе урока?
- чему научимся?
- что попробуем выполнить?
Мы узнаем – какие виды треугольников бывают?
Мы научимся - различать разные виды треугольников?
Мы попробуем применить на практике наши знания в самостоятельной работе.
- давайте с вами узнаем, какие виды треугольников бывают?
- как вы думаете, кто нам может помочь в этом? (учитель, учебник)
- правильно, с помощью учебника мы узнаем на уроке, какие виды треугольников бывают?
Учитель:
“Если бы треугольники создали себе бога, он был бы с тремя сторонами”, - сказал известный французский философ Шарль Монтескьё.
2. Работа по учебнику.
Откройте стр 4 учебника математика часть № 2
- Какие треугольники вы видите на рисунке, назовите их?
треугольник АВС, треугольник ДЕК, треугольник МТО.
- есть ли среди них треугольник с прямым углом? (да)
- назовите его? ДЕК
- назовите угол, который у него прямой? Е
- как вы определили, что угол Е, у него прямой?
- давайте проверим?
- и так в треугольнике Е, прямой.
- как можно назвать этот треугольник? (прямоугольный)
(да – это прямоугольный треугольник)
- посмотрите и скажите, два других угла в этом треугольнике, какие? (острые)
- почему вы так решили?
- давайте проверим?
- посмотрите и скажите, есть ли среди этих треугольников треугольник с тупым углом? (да)
- назовите его? ТОМ
- какой угол у него тупой? (О)
- давайте проверим?
- какие два других угла в треугольнике ТОМ? (острые)
- давайте проверим.
- как мы можем назвать этот треугольник? (тупоугольный)
(да – это тупоугольный треугольник)
- а остался ли у нас еще треугольник?
- назовите его? АВС
- посмотрите и скажите, какие у него углы? (все острые)
- давайте проверим.
- как же мы, можем его назвать? (остроугольный)
- сделайте вывод, какие бывают треугольники в зависимости от их углов?
(тупоугольные, остроугольные, прямоугольные)
- давайте узнаем, совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике.
- прочитайте вывод в учебнике.
(читают вывод в учебнике стр 4)
- совпадает ли наш вывод с выводом учебника? (да)
- какие треугольники называются прямоугольными – есть прямой угол, остроугольными – есть острый угол, тупоугольными – есть тупой угол.
- покажите смайликами, как вы поняли этот материал?
- значит, первую цель мы с вами достигли.
- мы узнали, какие виды треугольников бывают?
- а теперь, мы с вами должны закрепить изученный материал, научится различать треугольники на практике по видам.
- посмотрите на странице 4 № 8.
- прочитайте задание.
- что нужно сделать в этом задании?
- выпишите сначала остроугольные, затем прямоугольные, а потом тупоугольные треугольники.
(самостоятельно выполняют работу)
Проверьте себя по слайду и поставьте отметку в карту.
- Остроугольный – 6, 1
- Прямоугольный – 7, 4.
- Тупоугольный – 2. 3, 5.
- отодвиньте учебник.
- Скажите, чему мы учились, работая с упражнением № 8 ?
- мы учились – различать виды треугольников
3. Первичное закрепление. (фронтальная работа)
Физкультминутка.
“Полет – это математика”, - писал советский летчик Валерий Чкалов
Давайте попробуем, умеет ли ваша мысль летать, и проверим ваше внимание?
- встаньте ребята, когда я вам показываю тупоугольный треугольник – поднимите руки так, как будь-то, вы тянитесь к солнышку, когда я вам показываю остроугольный треугольник – поставьте ноги на ширину плеч, когда я вам покажу прямоугольный треугольник – вы вытяните руки вперед.
(показываю не путая детей, так как новый материал)
- мы с вами отдохнули и повторили, что, продолжите фразу?
- Повторили - виды треугольников
Оцените свой ответ в таблице самостоятельно.
4. Работа в парах. (вторичное закрепление)
“Величие человека - в его способности мыслить”, - писал великий французский ученый, математик Блез Паскаль.
Давайте же с вами помыслим, работая в парах.
- Возьмите карточку с видами треугольников.
(соедините треугольник и объясните своему товарищу, почему именно этот треугольник называется тупоугольным, прямоугольным, остроугольным, работайте в парах по очереди, вспомните принципы работы в парах).
ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
Треугольник | Вид треугольника |
Остроугольный | |
Тупоугольный | |
Прямоугольный |
- проверьте полученный результат по слайду.
- проверьте свою работу, поменяйтесь картами со своим товарищем и поставьте ему отметку.
- оцените работу в паре, было ли вам комфортно, понимал ли вас, товарищ?
Смайликом: отлично, не очень, плохо.
III. Закрепление изученного материала.
(самостоятельная работа)
Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.
Писал о людях известный математик Андрей Григорьевич Конфорович.
Поднимите руку, кто считает себя сильным?
Перед вами Самостоятельная работа. Выберите себе уровень по силам. Если вы взяли сильный уровень, а почувствовали, что не справляетесь, можете поменять уровень в процессе работы, на тот который вам доступен.
(у каждого варианта 3 уровня, А, Б, С.)
- А – уровень слабый на “3”,
- Б – уровень средний на “4”,
- В – уровень сильный на “5”.
У первого варианта свои уровни, у второго варианта свои уровни.
Ответы записывайте внизу. У вас при выполнении задания правильно получится имя мальчика или девочки.
Дифференцированная самостоятельная работа.
Самостоятельная работа
Вариант № 1
Уровень А (слабый) | Уровень Б (средний) | Уровень В (сильный) | |||||||||
1. Определи, какой это вид
треугольника?
А) остроугольный И) прямоугольный М) тупоугольный |
1. Дострой треугольник до
логического завершения, определи, какой вид
треугольника у тебя получился?
А) прямоугольный Ю) тупоугольный Н) остроугольный |
1. Дострой по данным вершинам
треугольник, определи вид получившегося
треугольника?
О) прямоугольный В) остроугольный Е) тупоугольный |
|||||||||
2. определи сколько треугольников
на рисунке?
Р) 3 , Б) 2, К) 6 . |
2. Определи сколько треугольников
на рисунке?
М) 4 Л) 6 Н) 5 |
2. Определи сколько треугольников
на рисунке?
К) 3, Д) 4, Л) 5. |
|||||||||
3. Может ли в треугольнике быть
два тупых угла? К) да, Л) не знаю, А) нет. |
3. Может ли быть в треугольнике
два тупых угла. Г) да, Я) нет, В) не знаю. |
3. Может ли в треугольнике быть
один угол прямой, другой угол тупой, а третий
острый? М) да, Я) нет, Ф) не знаю. |
|||||||||
ОТВЕТ: | и | р | а | ОТВЕТ: | ю | л | я | ОТВЕТ: | о | л | я |
Самостоятельная работа
Вариант № 2
Уровень А (слабый) | Уровень Б (средний) | Уровень В (сильный) | |||||||||
1. Определи, какой это вид
треугольника?
А) тупоугольный Ю) остроугольный В) прямоугольный |
1. Дострой треугольник до
логического завершения, определи, какой вид
треугольника у тебя получился?
К ) тупоугольный М) тупоугольный Я) прямоугольный |
1. Дострой по данным вершинам
треугольник до логического завершения, определи,
какой вид треугольника получился? З) остроугольный Р) тупоугольный М) прямоугольный |
|||||||||
2. Определи, сколько
треугольников на рисунке?
И) 4 , Д) 1, Р) 3. |
2. Определи, сколько
треугольников на рисунке?
Н) 5, Г) 4, Д) 3. |
2. Определи, сколько
треугольников на рисунке?
А) 7 Б) 8 В) 10 |
|||||||||
3. Может ли в треугольнике быть
три острых угла? А) да Г) не знаю Е) нет. |
3. Может ли в треугольнике быть
два прямых угла? У) да, С) не знаю, А) нет. |
3. Может ли быть в треугольнике
один угол тупой, другой угол прямой, а третий угол
острый? Я) нет, М) да, Т) не знаю. |
|||||||||
ОТВЕТ: | Ю | Р | А | ОТВЕТ: | Я | Н | А | ОТВЕТ: | Р | А | Я |
- посмотрите на слайд.
- проверьте свои ответы.
Поставьте себе в таблицу отметку, за эту работу.
IV. Подведение итога урока.
- вспомните, какие цели мы ставили на уроке?
- продолжите фразу.
- Мы узнали - какие виды треугольников бывают?
- Мы научились - различать разные виды треугольников?
- Мы применили - на практике знания в самостоятельной работе.
- какие качества вам помогли сегодня на уроке?
- Внимание.
- Старание.
- Хорошее настроение.
- давайте поставим отметку себе за урок.
- Покажите смайликами ваше настроение в конце урока?
- Зеленый - отличное,
- синий – не очень,
- красный - плохое.
V. Домашнее задание. (деференцированное с учетом способностей детей)
- учитель комментирует данное задание, перед тем как его дать, каждое упражнение.
- запишите домашнее задание.
Д/З стр 4, № 12 или если вам тяжело выполнить задание, то сочините сказку о треугольниках, стр 5 № 15 (1 строка)