ЦЕЛЬ: обобщить знания учащихся.
ЗАДАЧИ:
- вспомнить музыкальные произведения, прослушанные на уроках;
- развитие музыкальной памяти на приме отгадывания изученных произведений;
- развитие певческих навыков;
- развитие памяти при исполнении ранее изученных песен;
- развитие мышления при отгадывании загадок, кроссвордов;
- развитие координации движения при исполнении песен;
- воспитание слушательской культуры;
- воспитание любви и уважения к музыке как предмету искусства.
Музыкальный материал: “Веселый музыкант! Муз. Филиппенко, “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковский, “Урожай собирай”
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИООНЫЙ МОМЕНТ.
Учитель поет музыкальное приветствие “здравствуйте, ребята” по звукам гаммы вверх.
Дети отвечают по тоническому трезвучию в низходящем порядке.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Сегодня на уроке мы еще раз вспомним удивительный мир музыки, который невозможно потрогать руками, или увидеть глазами, или ощутить на вкус, мир, который можно восприять только сердцем и душой, и который дарит нам удивительные открытия. Урок наш называется “Музыкальный калейдоскоп. Сегодня мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником по “музыкальному калейдоскопу” будут ваши знания.
- На доске нарисованы нотный стан и ноты. На столе лежат карточки с названием нот до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
ЗАДАНИЕ: найти правильное имя для каждой ноты.
- Прочитайте стихи, используя названия нот:
Мы строим, строим........ ки
Во дворе д.......птичек.
Д...... скворцов и воробьев
Д......стрижей, ....ничек.На по...нке маленький
И кра...вый ..мик.
А живет забавный в нем
Очень .....брый гно....к .Га..... фартучек надела,
В кухне очень много дела-
На..вымыть чашки, ...ски,
Молока налить д....киски.
3. Прохлопать ритм: тик-так, ку-ку, прыг-скок, ди-ли-дон, шко-ла, аз-бк-ка. Прохлопайте и свое имя.
4. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Как называется песня, где музыкант играет на трех инструментах? “Веселый музыкант” А. Филиппенко.
- Поем эту песню, изображая движениями рук игру на музыкальных инструментах.
- Ребята, давайте вспомним, кто написал произведение “Марш деревянных солдатиков”? -П.И. Чайковский.
- Слушаем музыку, движениями рук показываем, как маршируют солдатики.
- В какое время года листья опадают, птицы улетают в теплые края? - осенью.
А какую осеннюю песню мы знаем? – “Урожай собирай”
(исполнение песни)
5. ЗАДАНИЕ “УЗНАЙ ПЕСНЮ”.
Учитель выбирает ведущего, он уходит за дверь. Все оставшиеся дети делятся на 2-3 группы. Каждой группе выдается карточка, где написана одна строчка первого куплета. Когда ведущий вошел в класс, все группы одновременно поют свои строчки. Задание – узнать, какая песня исполняется.
Песни для отгадывания выбирает учитель, учитывая интересы детей (заранее).
6. КРОССВОРД “О КОМ ПОЕТСЯ В ПЕСЕНКЕ?”
- Ребята, надо правильно ответить на вопросы, и тогда мы узнаем, какую песню мы будем исполнять.
1. Песня, которая убаюкивает?
2. Песня, танец, марш – это музыкальные.....?
3. Когда поют или танцуют несколько человек – это?
4. Музыкальный кит, под который удобно шагать – это?
Ответы:
- коЛыбельная
- кИты
- анСамбль
- мАрш
- Правильно, в нашей песенке поется о лисе. Молодцы! ( исполняется песня “Лиса по лесу ходила”
7. На столах разложены карточки с изображением музыкальных инструментов.
- Ребята, распределите карточки на две группы.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ | СИМФОНИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ |
гармонь | скрипка |
гармонь | контрабас |
балалайка | труба |
дудочка | флейта |
рожок | тарелки |
ложки | барабан |
8. – Молодцы, ребята! Вы отгадали и вспомнили все то, с чем знакомились на прошедших уроках. На следующих уроках мы продолжим путешествие в мир звуков, песен и музыки.