Цели:
- Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные С-Ц в устной и письменной речи.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь и обогащать словарный запас.
- Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: индивидуальные зеркала, буквы С, Ц на отдельных карточках, картинка “Скворец”, таблицы для мнемонического приёма, цифровые ряды, символы обозначения звуков С, Ц, картинки “Цунами” и “Тело человека”, плакат для физминутки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт два слова : на звук З, на звук Ж (тема предыдущего занятия).
II. Знакомство с новым материалом.
Выделение звуков из слова-отгадки (начало и конец слова).
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его ... (скворец)
Характеристика звуков. Сравнение по артикуляции (индивидуальные зеркала). Обратить внимание учащихся на то, что “С – простой звук” (согласный, глухой, твёрдый, свистящий), “Ц – сложный звук – Т+С” (согласный, глухой, твёрдый, свистящий).
Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический приём (на что похожа буква).
III. Закрепление материала.
1) Прослушать и повторить в той же последовательности слоговые ряды:
СА-ЦА-СА ЦУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-СО ЦА-СА-ЦА СУ-ЦУ-СУ СО-СО-ЦО
2) Работа в тетради (запись числа, темы)
Прослушать звуковые сочетания, записать только согласные:
АЦУ, ИСЕ, ИСА, УЦУ, ИЦУ, ЕСУ, ИСУ, УЦУ, ЕЦА, ОЦЫ, ОСЫ, ОСИ.
Прослушать слова. Поднять нужную букву.
Яйцо, коса, овца, весы, несу, носы, лицо, концы, кольцо, водица, роса, пуговица, красавица.
Графический разбор слов:
СПИ-ЦА, ЛИ-СИ-ЦА, МЕ-СЯЦ, СИ-НИ-ЦА, ГУ-СЕ-НИ-ЦА, СТРА-НИ-ЦА.
С / Ц , / С / Ц , / С Ц , С / / Ц , / С / / Ц , С / / Ц .
Цифровой ряд. Прослушать слова и определить наличие и место звука:
С - Бесцветный, дисциплина, летописец, отцвести, переносица.
Ц – Бесценный, гостиница, отцовский, синица, сцена, сцепить.
Индивидуальные карточки со словами. Прочитать, найти слова, которые обозначают части тела человека. Записать их на 2 строки (С, Ц). Какие из слов можно заменить словами: он, она, оно, они.
Лестница, цыплёнок, цифра, палец, цепь, лицо, цель, кольцо, сердце, цена, нос, спина, царапина, волосы, пуговица, дёсны, граница, челюсть.
Устно закрепить учебный материал:
ОН – слова мужского рода.
ОНА – слова женского рода.
ОНО – слова среднего рода.
ОНИ – слова множественного числа.
ФИЗМИНУТКА.
Дифференциация С - Ц в предложениях. Сопоставить по смыслу и звучанию слова, закончить предложения.
На цветок ... шмель. ЦЕЛ, СЕЛ.
-Убирайся, ... пока.
Видала я ... , ЛИЦУ, ЛИСУ.
Ей рыжий цвет к ... .
Окрась меня, мой ... , ЦВЕТ, СВЕТ.
В такой же рыжий ...
Пришла пора ... черёмухе. СВЕСТИ, ЦВЕСТИ.
Очень трудно ... веснушки.
Дифференциация С - Ц в тексте “Что такое цунами?” (на карточках). Прочитать текст, списать его, найти слова с буквами С, Ц, подчеркнуть.
Слова - цунами, землетрясение – словарная работа.
Развитие логики, слухового внимания. Отгадай загадку.
ШЛИ СТОЛБЦОМ: СЫН С ОТЦОМ, ДА ДЕД С ВНУКОМ. СКОЛЬКО ИХ? (трое).
Назови слова со звуками С, Ц.
IV. Итог занятия.
Назвать сходство и различие звуков С, Ц. Анализ речи учащихся.