Час занимательного рукоделия с учащимися 3-го класса. Плетение славянского оберега «Божье око»

Разделы: Технология, Начальная школа


О художественном творчестве, о различных видах рукоделия как о великой целительной силе ещё в начале ХХ века писал Г.И. Берштейн (1927). Он считал, что плетение, вышивание, изготовление игрушек является терапией, которая активизирует, будит творческие силы, находившиеся раньше в скрытом состоянии.

На рубеже веков люди снова обнаружили, что художественная деятельность помогает им избавиться от стресса, решать проблемы, преодолевать тяжёлые переживания.

Сейчас, в век новых информационных технологий, говорят, и дети стали другими. На наш взгляд, суть человека осталась прежней, вот и тянутся детские руки к ручному труду, да всегда ли мы, взрослые, можем занять их? А ведь во время занятий рукоделием активно задействуется мозг, особенно его правое полушарие, именно оно отвечает за обработку невербальной информации: интуицию, воображение, пространственную ориентацию и эмоции.

Работа с небольшими группами детей показала, с каким восторгом дети плетут славянский оберег “Божье око”. Поэтому мы решили провести такое занятие в классе с большой группой детей.

Психологическая цель: развитие способности к творчеству, снятие психологического напряжения.

Образовательная цель: способствовать формированию представлений о культуре древних славян.

Развивающие цели: способствовать развитию мелкой моторики, глазомера, тонкости различения цвета, формы.

Воспитательная цель: учить детей работать в небольших группах, помогая друг другу.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с традициями древних славян;
  • углубить знания о народном языческом искусстве;
  • формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы;
  • развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Формируемые УУД:

  • развитие коммуникативных навыков, умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • планирование учебного сотрудничества с одноклассниками;
  • целеполагание и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • нравственно-эстетическая ориентация;
  • выбор наиболее эффективного способа действия.

Предполагаемые результаты:

  • осмысление понятия “творческая деятельность”;
  • осознание индивидуальности каждого человека.

Оборудование для учащихся: Две палочки, ножницы, пряжа.

Оборудование для психолога:

  1. образцы изделий;
  2. доска интерактивная;
  3. презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к занятию.

Презентация.

II. Вступительная беседа.

“Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. В гости к древним славянам. А в нашем путешествии нам пригодятся…

  • Что вы сегодня принесли на занятие? (Палочки, пряжу, ножницы).
  • Что мы сегодня будем делать на занятии? (Плести оберег)”.

Слайд 1, 2.

История возникновения оберегов.

Сообщения подготовленных детей.

Оберег – это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Слайд 3

Славянские обереги имеют исторические корни, специально призваны скрашивать и оберегать от невзгод нашу жизнь, делать ее более спокойной, радостной и счастливой.

“Неразлучники”. Мощный славянский оберег – символ любви, нерушимого союза, крепкой семьи. Дарится на свадьбу, годовщины свадеб. Наши предки Неразлучников всю жизнь хранили в красном углу, веря в силу оберега.

Слайд 4 “Спиридон-Солнцеворот”. Мощный славянский оберег, отвечающий за прибытие солнечных дней и защиту человека от невзгод. Обязательный атрибут Спиридона – солнце-колесо. Поворотом колеса-солнца Спиридон способен полностью изменить ту или иную ситуацию в нужном вам направлении, вызвать желанные перемены в жизни.

Слайд 5Коза”. У наших предков коза была символом жизненной силы. Это и оберег хорошего настроения. Коза всегда весела и беспечна. Она помогает очень серьезным людям посмотреть на мир веселее и чуть отстраненнее на свои проблемы. Колокольчик, одетый на козу, отгонял нечистую силу, защищая человека от бед и несчастий

Слайд 6 Наши предки ничего не делали понапрасну. И если, например, украшали одежду вышивкой, в каждый узор вплетали стилизованное изображение того или иного оберега. То же самое делалось и в отношении украшения домов - покрывая затейливой резьбой опорные столбы, кроме красоты мастера привносили и толику защиты своего жилища.

Слайд 7 Много оберегов было у древних славян. Очень часто среди славянских оберегов встречается знак креста. Это – символ плодородия.

“Божье Око” (солярный крест). Этот оберег изготавливали ко дню Спиридона-Солнцеворота 25 (12) декабря и привязывали к длинному шесту, который втыкали в снег у костра, развернув символ навстречу лучам солнца. Также его размещали в доме над входной дверью или кроваткой ребенка в таком месте, которое хорошо было видно входящему человеку. Яркий и необычные образ оберега притягивал внимание входящего, и он смотрел, прежде всего на оберег, а не на ребенка или хозяев дома. Это было правильно, особенно, когда помыслы входящего человека были недобрыми.

И сейчас, когда мы идём в гости к друзьям, несём им в подарок изготовленного из дерюжки и соломы мужичка-домового или маленький веничек, символизирующий "дом – полную чашу" и отгоняющий зло, или даже простенькое с виду льняное полотенце для кухни. И не всегда задумываемся, что таким образом хотим пожелать им ещё большего счастья и благополучия. Мир вашему дому!

- Кто из вас уже плёл обереги? (Ответы детей).

- Чему мы должны все сегодня научиться на занятии? (Плести обереги).

III. Работа по теме занятия

Слайд 8

Правила безопасной работы с ножницами.

  1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
  2. Перед работой проверь исправность инструмента.
  3. Следи за движением лезвий во время работы.
  4. Ножницы клади кольцами к себе.
  5. Подавай ножницы кольцами вперёд.
  6. Не оставляй ножницы открытыми.
  7. Не играй с ножницами, не подноси их к лицу.
  8. Используй ножницы по назначению.

IV. Практическая работа в небольших группах

Дети делятся на группы по пять человек так, чтобы в каждой был ученик, умеющий плести обереги. Он будет помогать психологу и одноклассникам в работе.

Слайды 9, 10.

Психолог инструктирует детей.

Для оберега нужно:

а) две палочки;

б) пряжа разных цветов;

в) палочки сложить вместе, по середине обвязать нитью, а затем расположить в форме креста. Закрепить и начать оплетать пряжей по кругу, оборачивая нитку вокруг каждой палочки;

г) потом привязать нить другого цвета и продолжать;

д) обратная сторона имеет такой вид, а лицевая – такой.

Дети работают в группах, помогая друг другу.

V. Выставка поделок

VI. Рефлексия

Сегодня вы все делали обереги. Обратите внимание на то, какие красивые и разные у вас получились работы. Каждый подобрал цвета, которые ему по душе.

Вы приобщились к культуре древних славян, овладели искусством плетения оберегов.

Вы сегодня замечательно работали в группах. Спасибо моим помощникам.

Это умение останется с вами на всю жизнь. Может, вы научите плести обереги своих близких.

Литература.

  1. Педагогические основы АРТ-терапии в образовании учителя : автореферат диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т образования взрослых Рос. акад. Образования
  2. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т; под ред. В. П. Зинченко. М.:  Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004
  3. Современные искания в физиологии нервного процесса/ Н.А. Бернштейн; Под ред. И.М. Фейгенберга, И.Е. Сироткиной; [Предисл. И. М. Фейгенберга] М.: Смысл, 2003
  4. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei/oberegovaja-kukla-bozhe-oko-svoimi-rukami.html