Предмет: Урок окружающего мира (урок изучение нового материала).
Продолжительность: 45 минут
Класс: 3 класс
Технология: личностно-ориентированного обучения, ИКТ
Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии с ФГОС)
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета "окружающий мир".
Задачи урока:
1. Вывести новые понятия "океан", "материк".
2. На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.
3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой и навыка устного составления рассказа.
4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", освоить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, умение находить на глобусе и карте материки, океаны.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умение договариваться, принимая более аргументированную версию при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
- Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
- Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
- Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
- Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, текст из хрестоматии, карта полушарий, ИТКпрограмма для создания презентаций и работы с интерактивной доской ElitePanaboard (Panasonic), раздаточный материал: набор для создания карты полушарий; наборы путешественника, карточки – настроения.
Авторский медиапродукт: презентация 15 слайдов (среда Elite Panaboard (Panasonic))
Структура презентации:
- Титульный слайд.
- Организационный момент. Стихотворение.
- Этап актуализации знаний. Иллюстрация к задаче.
- Тема урока.
- Задачи урока.
- Иллюстрация к задаче.
- Задание: “Собери сумку путешественника”.
- Карта полушарий.
- Иллюстрированное понятие океана.
- Океаны на карте. Путешествие по океанам.
- Таблица происхождения названий океанов - эталон проверки.
- Физминутка для глаз.
- Понятие материка.
- Итог урока. Стихотворение.
- Спасибо за урок.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- Быстрая включаемость в урок;
- Эффективность наглядной и быстрой проверки по итогам групповой работы;
- Повышение эффективности закрепления изученного материала за счет творческого выполнения задания и их наглядной проверки;
- Воспитание эстетического вкуса у учащихся за счет оформления урока в виде презентации.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 2).
Учитель:
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
2. Актуализация знаний и погружение в тему.
На столе у учителя стоит откупоренная бутылка с пробкой и записка (слайд 3).
Учитель:В открытом море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода, попавшая в бутылку, испортила текст, необходимо определить, где находятся потерпевшие кораблекрушение, чтобы отправиться им на помощь.
Поможете понять её и помочь с поиском людей?
Дети: Да.
Учитель читает текст записки.
На партах тексты записки (подмочены и затёрты специально)
Команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов материка Австралии к берегам Северной Америки. Пересекая экватор и находясь в водах Атлантического океана, мы попали в шторм. Нас вынесло к берегам А......
Учитель:Что нам поможет понять, где находятся путешественники и как им помочь? Вспомните понятия, изученные ранее, и выберите самые необходимые сейчас.
Дети: Экватор, карта
У. Что они обозначают?
Дети объясняют
На магнитной доска открывается запись:
Дети: Материк и океан.
Учитель прикрепляет названные понятия во второй столбик.
Знаю | Не знаю |
Карта | Материк |
Экватор | Океан |
3. Определение темы урока.
Учитель: Исходя из нашей таблицы, определите тему урока (слайд 4, 5)
Дети: Материки и океаны. Учимся различать их и находить на глобусе и карте.
Учитель: Выберите вид транспорта для путешествия.
Дети: Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода (слайд 6).
Учитель: Впутешествие мы отправимся на 4 кораблях. (Класс заранее разделен на 4 группы четырёх цветов по цвету маркеров: синий, зелёный, красный, чёрный)
На столе у меня сумка путешественника. Давайте её наполним. Выберите в группе из предложенного набора необходимые вещи.
У детей на парте разрезные наборы путешественника:
Группа 1 Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
|
Группа 2 Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
|
Группа 3 Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
|
Группа 4 Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
|
Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)
Итог задания: капитаны выходят к доске, называют выбранные вещи, аргументируя свой выбор (слайд 7). Затем перемещают выбранную картинку на доске в “чемодан”.
Учитель: Почему не взяли с собой глобус?
Дети: Глобус неудобно брать в дорогу, занимает много места.
Учитель: А что же тогда берется? (Карта). А что она из себя представляет?
- Правильно. Посмотрите сюда. Что можете сказать об этом? Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно онапоможет нам в поиске людей (форзац №1).
4. Изучение нового материала.
Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)
Учитель: Обратимся к карте полушарий (слайд 8).Какой цвет преобладает на карте?
Дети: Голубой
Учитель: Почему на карте синего и голубого цвета больше всего?
Дети: Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.
Учитель: Как можете объяснить понятие “ океан”?
Объяснения детей.
Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 9)
Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана (слайд 10).
- Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан
Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан, который открыт совсем недавно.
Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.
Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.
Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан.
Организация работы в группах
Учитель: Прочитайте текст “Тайны пяти океанов” и заполните таблицу
№ | Название океана | Происхождение названия |
1 | Тихий океан | |
2 | Атлантический океан | |
3 | Индийский океан | |
4 | Северный Ледовитый океан | |
5 | Южный океан |
Подведение итогов по эталону на доске (слайд 11).
Команды сигналом показывают, что справились.
Физминутка для глаз (слайд 12)
Учитель: Обращаемся к следующему понятию. Как можете объяснить понятие “материк”?
Объяснения детей.
Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 13). Сколько материков на карте полушарий?
Дети в группе находят на карте в учебнике все материки.
Работа с интерактивной доской (включаем режим доски).
На интерактивную доску выводится контурная карта полушарий.Дети соотносят материк и его название.
5. Закрепление первичное.
Учитель: А для чего мы проделали эту работу? (найти потерпевший корабль) Мы готовы? Обратимся к сумке путешественника.
Учитель: Все взяли в путешествие? Теперь мы можем найти потерявшееся судно?
Дети: у нас есть просто карта, без маршрута поиска судна.
Учитель: Что же нам тогда делать?
Дети: нанести на карту маршрут и тогда можно будет отправляться на поиски.
(У каждого капитана команды должна быть своя карта для поиска пропавших людей)
Задание “Собери карту” (пазлы)и на основании записки отметь маршрут корабля и дальнейший путь поиска.
Ребята работают в группах, затем капитанпрезентуетсозданные карты у интерактивной доски, отмечая на ней маршрут поиска.
Учитель: На что обратили внимание?
Дети: Маршруты на карте не совпадают.
Учитель. Как вы думаете, почему маршруты не совпадают?
Дети: В записке сказано, что название материка начинается с буквы А, а таких материков несколько: Африка, Антарктида, Австралия, Америка Северная и Южная Америка.
Учитель. Что же делать? Отступить? (Дети:“Если на поиски отправятся все наши команды, то есть шанс найти и спасти команду судна, потерпевшего крушение”)
Учитель: Тогда - вперед.
6. Итог урока.
Учитель: Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?
Дети: Карта полушарий.
Учитель: Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?Какие материки увидели во время плавания?Какие океаны пересекли?Мы достигли своей цели? (обращение к картам, прикреплённым к магнитной доске и интерактивной доске, на которой изображена карта и маршруты для поиска).
Учитель: Оцените свою работу: раскрасьте карточку оценки. Зелёный - работал активно, со всеми заданиями справился, жёлтый работал активно, но были затруднения, которые в ходе урока объяснились, красный - не все задания были понятны, возникли затруднения, ещё необходима помощь.
Учитель: Закончить наше путешествие я хочу стихотворением (слайд 14).А вы подумайте, почему именно им?
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
Учитель: Ребята, берегите нашу Землю.Урок окончен. Спасибо (слайд 15).
Используемая литература.
Учебник "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
Хрестоматия "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
Методическое пособие 3-е издание "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой, Москва Академкнига/учебник 2010
"Окружающий мир" 3 кл. Поурочные планы по учебнику "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В. Лободина, Издательство “Учитель" Волгоград 2010
Материалы участников фестиваля педагогических идей "Открытый урок", "Первое сентября"