Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования и закрепления умения видеть и объяснять орфограмму в слове, закрепления умения ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Планируемые результаты:
- предметные - знают классификацию ошибок, их видов, основные изученные орфограммы, признаки орфограмм, правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- умеют различать ошибки разных видов и классифицировать их, анализировать и находить правильные способы исправления и объяснения ошибок, применять алгоритмы выбора верного написания.
Метапредметные.
- Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и "незнания", стремятся к их преодолению.
- Познавательные - формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы и действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Цели урока.
Образовательные:
- повторить и углубить сведения о сложносочиненном и сложноподчинённом предложениях;
- ввести понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным определительным и местоимённо-определительным;
- находить в СПП главное и придаточное предложения, задавать правильно вопрос и видеть средства связи между частями предложения;
- проверка понимания и степени усвоения материала по теме.
Развивающие:
- развитие мыслительной деятельности учащихся;
- развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.
Воспитательные:
- воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;
- воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.
Ход урока
Слово учителя:
На прошлом уроке мы начали изучать сложноподчинённое предложение. А сегодня я предлагаю начать работу с небольшой разминки, которая позволит определить, как вы усвоили материал предыдущих уроков.
Словарная разминка (Расшифровщик)
Коснуться земли, о(п,пп)озиционер, ко(р,рр)озия, предостережение, досадный, предел, ко(л,лл)едж, предание, выполне(н,нн)а, привычка, преодоление.
ПРОВЕРКА.
Определение.
Что называется определением?
Значение какого слова вам не совсем знакомо?
ОППОЗИЦИОНЕР- представитель оппозиции
ОППОЗИЦИЯ - - партия или общественная группа, выступающая против мнения большинства, господствующей точки зрения, выдвигающая альтернативную политику или иной способ решения проблем.
Устно постройте предложение с данным словом.
(Оппозиционер выдвигает альтернативную политику своей партии).
Работа с текстом
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются:. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, потому что ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. (А. Сент-Экзюпери)
Расставить знаки препинания и объяснить их.
Доказать, что это текст.
- Определить его тему и идею. (Тема: вода; идея: вода - сама жизнь)
- Варианты заглавия. Какой заголовок более точно отражает содержание текста?
- Дать характеристику предложений.
- Какого вида предложения здесь нет? (сложносочинённого)
- Попробуйте образовать сложносочинённое предложение из одного из предложенных. (Тебя невозможно описать, и тобой наслаждаются.)
- Чем отличаются сложносочинённые предложения от сложноподчинённых?
- Начертите схему последнего предложения.
- Какой вопрос мы задаём от главного предложения к придаточному?
- Какой второстепенный член отвечает на вопрос какой? (определение)
- Если мы задаём к придаточному предложению вопрос какой?, то такое придаточное называется придаточным определительным.
Определение темы урока "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".
3) /На экране выведены 4 предложения без вопросов/
- Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной привычки.
- Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.
- И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает.
- И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье.
Расставить знаки препинания.
По какому признаку можно выделить 1-е предложение из четырёх предложенных? (пословица)
Что называется пословицей?
Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалась с образом жизни и мыслями множества людей - такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что всё ими сказанное - твёрдая истина. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, в разных речевых применениях.
По какому признаку можно объединить предложения? (2-е и 3-е предложения - по строению: придаточное находится внутри главного предложения; 3-е и 4-е предложения - строки стихов)
По строению мы объединили 1-е предложение с 4-м, а 2-е - с 3-м. Если представить себе, что это рифмующиеся строки, то как будет называться такая рифма? (опоясывающая)
К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос (учащиеся задают вопросы).
Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?
С помощью союзных слов который, куда, что, где. (Учитель обращает внимание учащихся на то, что в придаточных определительных используются только союзные слова).
Работа с учебником.
Чтение теоретического материала на стр. 73
- Сформулируйте проблемный вопрос, с которым будете работать на данном этапе урока.
- Какова роль указательных и союзных слов в сложносочиненных предложениях с придаточным определительным?
- Что нового вы узнали из статьи учебника?
Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного и придаточного предложения.
Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.
Местоимённо-определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, весь и т.д.) и могут стоять как после, так и до определяемого слова.
Закрепление изученного материала.
Выполнение упр. № 98 (устно).
Пользуясь "Толковым словарем" учебника , составьте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным, раскрывая толкование слов: аквилон, флотилия.
Работа в группе
Каждая группа получает карточку с заданием:
среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Карточка для 1 группы:
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой: (А. Горобец) [ ], (которым).
3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)
Карточка для 2 группы:
1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
Карточка для 3 группы:
1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров: (А.А.Фет)
Карточка для 4 группы:
1.Мила мне осенняя роща:, где каждый березовый лист шелестит надо мной: (Ю. Левитанский)
2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
ПРОВЕРКА ГРУПП. (Построение схем)
Упражнение 103
ПРОВЕРКА УПРАЖНЕНИЯ 103
6. Подведение итогов урока.
- На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (какой?)
- К чему относятся придаточные определительные? (к существительным или другим словам, употреблённым в значении существительного)
- Как придаточные предложения прикрепляются к определяемым словам? (союзными словами который, что, куда, где?)
- Для чего к существительному прибавляется указательное слово тот, такой? (чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение)
- Где стоят придаточные определительные, относящиеся к существительному? (всегда после него)
- Чем отличаются местоимённо-определительные придаточные от определительных? (относятся к местоимениям тот, все, всё, каждый и т.д., придаточное может стоять как до , так и после определяемого слова).
7. Домашнее задание - упр.106. выучит правило параграфа.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Ф.И. (ученика(цы)______________ Дата:________ _____
Индивидуальная работа по карточке | Работа с текстом | Работа в паре | Упражнение 103 (страница 73) | Итог |
Карточка
Задание 1. Спишите. Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков препинания при помощи схем.
Вода может быстро бежать и тихо струиться реветь водопадом и молчать айсбергом дымить гейзером и блистать капельками росы.
Солнце начинает спускаться в море и неугомонные волны играют весело и шумно плескаясь о берег. (М. Горький)
IV. Закрепление. Работа в группах.
Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Карточка для 1 группы.
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой: (А. Горобец)
3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)
Карточка для 2 группы.
Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
Карточка для 3 группы.
Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров: (А.А.Фет)
Карточка для 4 группы.
Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
1. Мила мне осенняя роща:, где каждый березовый лист шелестит надо мной: (Ю. Левитанский)
2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Ф.И. (ученика(цы)_______________________Дата:____________
Индивидуальная работа по карточке | Работа с текстом | Работа в паре | Упражнение 103 (страница 73) | Итог |