Цель: учить сравнивать числовые выражения; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научаться сравнивать числовые выражения; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и товарищей; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
1) - Ребята отгадайте, куда мы сегодня с вами отправимся на уроке:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём! (слайд 2)
- Ну, лес у нас будет не простой я математический.
2) Устный счёт:
- Посмотрите, кто это:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (слайд 3)
- Белочка пришла к вам не с пустыми руками, она принесла угощение: грибы и орешки, а чтобы, отблагодарить белочку надо выполнить несколько заданий:
1) - Посмотрите на экран, (слайд 4), на какие две группы можно разбить все записи?
- Группу числовых выражений я записала на доске. Обратите внимание, что расставлено в них? (порядок действий).
- Расставьте скобки в этих числовых выражениях так, чтобы порядок действий был верным, и вычислите значения этих выражений:
2) - Ребята, в нашем математическом лесу звери любят всё измерять, но переводить единицы длины у них не получается, давайте поможем им в этом: (слайд 5)
1 дм 5 см = ...см | 48 мм = ...см ...мм |
1 м = ... дм | 7 дм = ...см |
4 см = ...мм | 1 м = ... см |
3) – Белочка хочет посмотреть, как вы научились решать задачи. (слайд 6)
- В мире растёт 10 видов грибов зонтиков. Из них 3 – не в России. Сколько видов грибов зонтиков растёт в России?
- Прочитайте задачу, какая схема подойдёт к этой задаче? К каким задачам составлены две другие схемы. Составьте по схемам задачи, обратные данной и решите их. (схемы нарисованы на доске)
III. Самоопределение к деятельности:
1. – А теперь помогите зверям определить, кто из их, Белка или Ёж, сделали больше запасов на зиму, если Белка запасла 12 ягод и 6 грибов, а Ёжик – 16 ягод и 3 гриба. (Составление схем по предложенным условиям, слайд 7)
- Почему они не могут сразу ответить на этот вопрос? (Они не знают, сколько каждый собрал всего ягод и грибов)
- Какое выражение нужно составить, чтобы узнать, сколько всего запасов сделала Белка?
- Какое выражение нужно составить, чтобы узнать, сколько всего запасов сделал Ёжик?
- Почему звери не смогли выяснить, кто больше сделал запасов на зиму? (Не умеют сравнивать числовые выражения)
2. - Назовите тему сегодняшнего урока. (слайд 8)
- А какова цель урока?
(слайд 9)
3. – Что означает запись 12+6? Сколько запасов сделала Белка? Посчитайте.
- Что означает запись 16+3? Сколько запасов сделал Ёж? Посчитайте.
- Сравните числа 18 и 19. Кто же оказался более запасливым? (Ёжик) Почему? (Он собрал больше грибов и ягод).
- Сделайте вывод, что надо сделать, чтобы сравнить числовые выражения?
(Вычислить значение числовых выражений и сравнить полученные результаты)
-Давайте научимся правильно записывать выражения и сравнивать их.
ФИЗМИНУТКА (зарядка для глаз) (слайд 10-12)
IV. Работа по теме урока:
1. – Пока вы делали физминутку, звери уже сравнили несколько числовых выражений, проверьте, правильно ли они справились с заданием: (приложение 1, слайд 13)
12-3>12-4 | 8+5<5+8 |
13-4>11-4 | 10+7<11+7 |
15+0>14+0 | 18-0<18+0 |
17-8>17-7 | 20-4>20-5 |
(найдите ошибки при сравнении числовых выражений, исправьте их, взаимопроверка и оценивание выполненной работы соседа по парте)
2. – А теперь давайте покажем лесным жителям, как вы сами можете составлять числовые выражения и сравнивать их, составьте три пары числовых выражений и сравните их. (Фронтальная проверка.)
V. Закрепление изученного материала:
1. - Откройте учебник на с. 41, прочитайте задачу под чертой:
- Что известно в задаче, что надо найти?
- Самостоятельно составьте схему задачи. (проверка с экраном, слайд 14)
- Что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
- Запишите решение задачи числовым выражением (с комментированием) (слайд 14)
2. С. Р. (по времени): с. 41 (№ 4):
13-7+6 | 80+0+3 | 18-9 |
12-6+7 | 70-0+9 | 17-9 |
11-5+8 | 0+90+5 | 17-8 |
VI. Рефлексия:
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке? (научиться сравнивать числовые выражения)
- Сейчас, мы с вами проверим, как вы это научились делать: (приложение 2, слайд 15)
13-7 | ...6+14 |
12-5... | 13-6 |
5+6... | 13-9 |
20+5 | ...30-4 |
64+3 | ...53+4 |
- Выполните задание, проверьте с помощью образца, оцените свои успехи: ! – все без ошибок, + - всё сделано, верно, но есть исправления или 1-2 ошибки, если допущено более 2 ошибок поставьте знак вопроса.
VII. Подведение итогов урока:
- Оцените, на сколько хорошо, вы научились сравнивать числовые выражения. У вас на столе лежат три листочка, если вам всё было понятно и вы не испытывали затруднений возьмите красный листочек, если вам было немножко трудно, возьмите желтый листочек, а если вам было очень тяжело возьмите зелёный листочек.
- На перемене мы прикрепим листочки к нашему стволу и увидим, насколько осень окрасило его, если наше дерево будет ярко окрашено, то все поняли новый материал урока.
VIII. Домашнее задание:
- Ребята, Белочка и Ёжик, просят еще им помочь, надо дома выполнить тетрадь с печатной основой, с. 42. (слайд 16)
СПАСИБО ЗА УРОК. (слайд 17)