Задачи урока:
- обобщение, повторение пройденного материала;
- осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока
- развивать умения по практическому использованию полученных знаний,
- усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе;
- учиться сопоставлять факты и делать выводы.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование урока: карточки с заданиями, атлас, карта.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
II. Сообщение темы и задач урока.
III. Игра-конкурсы:
- Исторический диктант;
- Блиц-турнир;
- Реставрация сообщения;
- Исторические лица;
- География стран Древнего Востока;
- Разгадай кроссворд;
IV. Подведение итогов игры и урока.
V. Домашнее задание: повторить даты и термины.
Исторический диктант №1.
Египет: 2,7,8,13,14,16,25,26.
Двуречье: 1,5,11,12,20,22,27,30.
Финикия: 4,9,10,18,19,21,24,28,29.
Индия: 3,6,15,17,23.
1. Глина, глина, глина;
2.Папирус;
3.Джунгли;
4.Оливковые деревья;
5.Города Ур и Урук;
6.Мохенджо-Даро;
7.Шадуфы;
8.Дар Нила;
9.Города Тир и Сидон;
10.Знаменитые мастера-ювелиры;
11.Бог солнца Шамаш;
12.Богиня Иштар;
13.Походы в Нубию;
14.Цари-фараоны;
15.Брахма;
16.Приключения вельможи Синухета;
17.Будда;
18.Изобретение прозрачного стекла;
19.Пурпурная краска;
20.Клинопись;
21.Величайшие мореплаватели древнего мира;
22.Хаммурапи;
23.Ашока;
24.Морские пираты;
25.Столица – город Мемфис;
26.Тутмос III;
27.Первые писаные законы (дошедшие до нас);
28.Изобретение букв;
29.Основатели Карфагена;
30.Город Вавилон.
Исторический диктант №2
Египет: 1,7, 8, 16, 18, 23, 24;
Двуречье: 2,3, 4, 9,19, 20;
Ассирия: 11, 14, 15,21, 22, 27, 29, 30;
Китай: 5, 6, 10, 12, 13, 17, 25, 26, 28;
1.Аллея сфинксов;
2.Клинопись;
3.Глиняные статуи богов, мебель и книги из глины;
4.Ворота богини Иштар;
5.Бамбук;
6.Гунны;
7.Кошка – священное животное;
8.Дельта Нила;
9.Бог солнца Шамаш;
10.Конфуций;
11.Библиотека Ашшурбанипала;
12.Янцзы;
13.Компас;
14.Первые орудия труда и оружие из железа;
15.Таран;
16.Тутанхамон;
17.Шелк;
18.Древнейшее из 7 чудес света;
19.Висячие сады Семирамиды;
20. “Работать на хозяина он должен 3 года, а потом его следует отпустить на свободу”;
21.Воины преодолевали реки с помощью кожаных мешков;
22.Невиданная жестокость к подданным;
23.Военные походы в Ливию;
24.Бог Анубис – хозяин царства мертвых;
25.Цинь Ши хуанди;
26.Столица – город Санъян;
27.Ниневия;
28.Лю Бан;
29.Навуходоносор;
30.Крылатый бык охранявший вход в царский дворец.
Блиц-турнир.
Вариант 1.
1.Тростник, из которого делали материал для письма (Папирус);
2.Частицы полусгнивших растений (Ил);
3.Первая столица Египта (Мемфис);
4.Приспособление для полива садов и огородов (Шадуф);
5.Сплав меди и олова (Бронза);
6.Забальзамированное тело умершего (Мумия);
7.Письменность в Двуречье (Клинопись);
8. “Черная земля”. Какую страну так называли (Египет);
9.Название областей Персидской державы (Сатрапии);
10.Группа людей, не входивших ни в одну из каст (Неприкасаемые);
11.Островки зелени в пустыне (Оазис);
12.Огромная статуя льва с головой человека (Сфинкс);
13.Сбор в пользу государства части урожая и приплода скота (Налог).
Вариант 2.
1.Каменистые преграды в реке (Пороги);
2.Правитель Египта (Фараон);
3.Столица Египта при Тутмосе III (Фивы);
4.Мелкие предметы, якобы защищавшие от злых духов и несчастий (Амулет);
5.Служители бога (Жрецы);
6.Гроб, в который клали тело умершего (Саркофаг);
7.Стенобитное орудие (Таран);
8.Страна двух рек, что понятно из ее названия (Междуречье);
9.Непроходимые тропические леса (Джунгли);
10.Гробницы египетских фараонов (Пирамиды);
11.Письменность в Египте (Иероглифы);
12. “Город крови”, “логовище львов” (Ниневия);
13.Замкнутые группы людей в Индии (Касты);
Реставрация сообщения:
“На ... побережье ... моря расположена страна ... Образ жизни финикийцев совершенно другой, чем у египтян или вавилонян. Иная здесь и сама природа. Здесь ... крупных рек и долин с плодородными почвами, мало мест для полей и пастбищ. Сажают финикийцы виноградники и ... деревья. Из ... они выдавливают душистое масло. Славится страна и ... лесом ..., ..., и ... главные портовые города страны. В тех краях, где постоянно бывают финикийцы, они основывают свои поселения - ...”
Исторические лица:
А) Египет; | 1)Тутмос III; |
Б) Ассирия; | 2) Дарий I; |
В) Персия; | 3) Кир; |
Г) Индия; | 4) Ашшурбанипал; |
Д) Вавилон; | 5) Ашока; |
Е) Китай; | 6) Хаммурапи; |
7) Цинь Ши хуанди; | |
8) Конфуций. |
География стран Древнего Востока;
1.На этом полуострове находится государство Индия (Индостан);
2.Эту страну в древности жители Африки называли “Черная земля” (Египет);
3.Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье (Финикия);
4.Эта страна располагалась на севере древнего Междуречья (Ассирия);
5.На этой земле возникло древнее еврейское государство – Израильское царство (Палестина);
6.В какой стране Востока возведены самые длинные стены (Китай);
7.В этой стране до недавнего времени существовало деление общества на касты (Индия);
8.Эти две реки берут начало в горах Тибета (Янцзы и Хуанхе);
9.Столицу этой страны в древности называли “логовищем львов” и “городом крови” (Ниневия);
10.Эти две реки берут начало в Гималайских горах (Инд и Ганг).
Разгадай кроссворд:
По горизонтали:
1.Правитель Израильского царства в X веке;
2.Древнеегипетский злой бог – суховей;
3.Краска для тканей, добываемая финикийцами из морских раковин;
4.Знатные люди, царские советники, военачальники;
5.Самые высокие горы в мире;
6.Еврейский бог;
7.Подневольный человек.
По вертикали: 1.Большое и могущественное государство.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали: 1.Давид;2. Сет; 3.пурпур; 4.вельможа; 5. Гималаи; 6 Яхве; 7 раб.
По вертикали: 1. Держава
Название конкурса | Максим.кол-во баллов | 1 команда | 2 команда |
1. Исторический диктант | 30 | ||
2.Блиц-турнир | 13 | ||
3.Реставрация сообщения | 11 | ||
4.Исторические лица | 8 | ||
5.География стран Древнего Востока | 10 | ||
6.Разгадай кроссворд | 8 |
Литература.
- Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира:5 кл.: Пособие для учителя. – М.:Издательство “Владос”, 1998 г.
- Северина О.А. Поурочные планы по учебнику “История древнего мира. 5 класс” Вигасина А.А. Часть 1, Издательств “Учитель –АСТ” 2003 г.