Общая часть |
|||||||||||||||||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||
Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности. | П. Способность ставить и сохранять
учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. |
Формирование позитивной
“Я-концепции”, образа себя, как доброго
человека. Формирование ценностного отношения к доброте. Развитие ответственности за свое поведение и слова. Способность к адекватной оценки своего поведения. |
|||||||||||||||||||
Цель урока | Знакомство с этическими категориями добра и зла | ||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Добро, зло, насилие, зависимость, свобода | ||||||||||||||||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, интерактивная доска, | ||||||||||||||||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Притча “Добро и зло с давних пор ведут свой древний спор”. Стихотворение О.Хайяма “Ад и рай в Небесах”. Репродукции художников В.Г Перова, В.В. Верещагина, Н.В. Невреева, В.И. Сурикова. Запись песни Б. Савельева на слова М. Пляцковского “Если добрый ты...” стихотворение А. Барто “Человечество”,В.Макурова “Про кота”. |
||||||||||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
11 минут | Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования цветных карандашей. Коррекция эмоционального состояния. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания. Прослушивание песни Б.Савельева на слова М. Пляцковского “Если добрый ты...” |
Регулятивные УУД: “Карандаши” (рефлексия своих чувств). |
|||||||||||||||||||
Беседа с классом. - Как вы поняли, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? - Хорошо или плохо быть добрым? Почему? В жизни мы часто используем слова “добро”, “зло”, “хорошо”, “плохо”. Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит? - Когда вы слышите слово “добро”, каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? - Когда вы слышите слово “зло”, каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? - С каким словом вам приятней, комфортней? - Приведите примеры, что можно назвать добром? А злом? |
Личностные компетенции: “Вижу, слышу, чувствую”. | ||||||||||||||||||||
Работа с притчей “Добро и зло с
давних пор ведут свой древний спор” Рисунок мандалы (рисунок в окружности) после прочтения притчи. О чём ведут спор добро и зло? Что по вашему важнее? Выберите понятия , относящиеся к добру к относящиеся к злу. Слова (примерный перечень): любовь, жадность, уважение, доброжелательность, помощь, ненависть, сочувствие, сопереживание, унижение, жестокость, благодарность, злость, высокомерие. Добро и зло сосуществует в каждом человеке, но какими нам быть зависит от нашего выбора. |
Познавательные УУД: “Визуализация
понятия”.
Познавательные УУД: “Рисунок” (мандала). |
||||||||||||||||||||
Чтение стихотворения Омара
Хайяма “Ад и райв небесах” (до чтения учитель
должен объяснить кто такой ханжа). В истории человечество всегда пыталось бороться со злом и утверждать добро. Это отражено в большинстве сказок. Только в разные времена были отличия в понимании добра и зла. Но есть понимание добра и зла одинаковое во все времена. Давайте попробуем разобраться какое. |
Личностные компетенции: “Вижу, слышу, чувствую”. | ||||||||||||||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
|||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
5 минут | Разделение класса на четыре
группы для коллективной работы с
изобразительным материалом. Учитель предлагает
следующие репродукции: В.Г. Перова “Тройка”, Н.В.
Невреева “Торг”, В.И. Сурикова “Утро стрелецкой
казни”, В.В. Верещагина “Шипка-Шейново”
(возможны варианты). Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы: - Что вы видите на картине (опишите максимально)? - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? - То, что изображено на картине является добром, злом? - Как оно называется? - Как оно называется? - Как чувствуют себя люди на картине? - О чем нам хотел сказать художник этой картиной? - Как ему это удалось? |
Регулятивные УУД: “Сбор информации”. |
|||||||||||||||||||
Этап 3. Практикум |
|||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
8 минут | Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся. | Коммуникативные УУД: работа
в малой группе (умение работать в команде; умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми). |
|||||||||||||||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
|||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
12 минут | Каждая группа выступает по вопросам. (желательно, чтобы на каждый из вопросов отвечали разные учащиеся, а не один за всех). После подведения итогов обсуждения создается таблица.
Учащиеся под руководством учителя заполняют сначала левую колонку, затем правую. Вопрос: Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни? Учитель подводит учащихся к выводу, что зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение, не быть равнодушным. Быть равнодушными к злу – безнравственно. - Если обобщить то, о чем мы говорили, и выразить очень кратко, что же следует отнести к добру? То, что утверждает жизнь и свободу. Чтение притчи “Шрамы на душе”. |
Познавательные УУД: “Прием информации” (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения). |
|||||||||||||||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
7 минут | Томас Мор (выдающийся английский
ученый, писатель, общественный деятель) поучал
своих детей: “Если не можете быть ко всем добры,
то хотя бы не будьте злы”. Как вы это понимаете?
Приведите примеры. - Каким образом мы можем препятствовать проявлениям зла и утверждать добро? Приведите примеры. |
||||||||||||||||||||
Чтение учителем стихотворения
А. Барто “Человечество”. - Что вы представили, когда слушали это стихотворение? - Какие чувства это вызвало? - Почему стихотворение вызывает улыбку? - А какие добрые дела вы можете сделать прямо сегодня? Чтение стихотворения В.Макурова “Про кота”. Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:
|
Личностные компетенции:
“Вижу, слышу, чувствую”.
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. |
||||||||||||||||||||
Домашнее задание 2 минуты |
Прочитать текст учебника. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Сделать 2-3 добрых дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать? Какая реакция окружающих? Написать эссе “Это добро” или “Это зло” по выбору. |
Добро и зло
- Рыкова Евгения Владимировна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа