Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Понимание свободы как возможности выбирать, морального выбора как результата сознательной деятельности человека. | П. Способность ставить и сохранять
учебные цели и задачи, собирать, анализировать и
систематизировать информацию. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. |
Формирование способности к
осознанному и ответственному выбору своего
поведения. Развитие ответственности за свое поведение и слова. |
||
Цель урока | Показать значимость для человека свободы как возможности выбирать | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Свобода, моральный выбор | |||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, интерактивная доска. | |||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Художественные, музыкальные и литературные ресурсы, например, картина В. Васнецова “Витязь на распутье”, восточная притча о мастере и ученике, рассказы Л. Пантелеева “Честное слово”, А. Гайдара “Голубая чашка”, сказка А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, С.Т. Аксакова “Аленький цветочек” и др. | |||
Организационная структура урока | ||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||
7 минут | Диагностика эмоционального
состояния учащихся. Коррекция эмоционального состояния. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания. - Каждый раз, выбирая, как поступить – добродетельно или плохо, человек стоит перед выбором. И каждый раз он сам выбирает, руководствуясь своими соображениями. В связи с этим возникает вопрос о том моральном выборе, который человек вынужден делать, и о его свободе в этом выборе. Сегодня мы с вами узнаем, что такое свобода и как она соотносится с моральным выбором человека. - Слово “свобода” представьте на экране мысленного взора и проделайте технику “Позитивная установка”. - То же самое проделайте с выражением “моральный выбор”. |
Регулятивные УУД: “Карандаши” (рефлексия своих чувств).
Личностные компетенции: “Позитивная установка”. |
||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | ||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||
15 минут | Напоминание сказки С.Т.Аксакова
“Аленький цветочек” и обсуждение по вопросу: - какой выбор стоял перед Настенькой, младшей дочерью купца, когда она узнала правду об аленьком цветке? - что она сделала? Почему? - что вы думаете о ее поступке? - к каким последствиям он привел? - что вы можете сказать о поступке старших дочерей купца, когда они обманом задержали Настю дома? Резюме учителя: Что такое моральный выбор? Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек. Обсуждение восточной притчи “Все в твоих руках”; - какие 2 пути были у ученика? - какой выбор сделали бы вы? Почему? Вывод: моральный выбор – всегда в пользу жизни и блага, часто другого человека. - Что вы представляете себе, когда слышите слова – моральный выбор? Что думаете по этому поводу? - Приходилось ли вам делать моральный выбор? При каких обстоятельствах? Какие чувства вы при этом испытывали? Кто или что заставили вас сделать тот или иной выбор? Восточная притча о мастере и ученике. “Всё в твоих руках” - ответил Мастер. Можно это назвать моральным выбором? Резюме: человек делает выбор, основываясь на тех нормах и правилах, ценностях, которые он усвоил и принял, как свои. Восточная притча о мастере и ученике. “Всё в твоих руках” Обсуждение в парах и в классе вопросов: - чем руководствуются в своем поведении животные, а чем люди? - Свободны ли животные в своем выборе? А люди? Почему? Вывод: животными руководят инстинкты, а человек ориентируется на свои принципы, ценности, усвоенные нормы поведения. Таким образом, человек делает осознанный выбор. В этом состоит его свобода. Подумайте: - что вы представляете, когда слышите слово “свобода”? Что вы думаете о ней? - нужна ли свобода всем живым существам? В чем она проявляется для растений? Животных? Человека? - зачем человеку нужна свобода? - как вы думаете, свободны ли вы? Почему? Вывод: Свобода – это возможность выбора, который человек делает в соответствии со своими ценностями, принципами и нравственными нормами. |
Познавательные УУД: “Прием информации” (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения.
Познавательные УУД: “Визуализация понятия”. Коммуникативные УУД: “Распознавание эмоций” и “Вербализация эмоций”. Личностные компетенции:“Куб”. |
||
Этап 3. Практикум | ||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||
9 минут | Выполнение в группах задания и
обсуждение его в классе: - приведите примеры, когда людям приходилось делать моральный выбор, выбор между различными способами поведения (примеры из истории, художественных произведений, сказок и пр.), поясните, в чем именно этот выбор состоял, опишите свои чувства по этому поводу. Как бы вы поступили на месте героев историй? В качестве примеров использую выбор Чернавки в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкина, - выбор дороги в Киев Ильи Муромца; - поступок русского солдата в бою под Берлином, спасшем девочку. Ему установлен памятник в Трептов-парке; - поступки пионеров-героев, героев-комсомольцев в годы Великой Отечественной войны - выбор мальчика из рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”; - поступок героев рассказа “Голубой чашки” А. Гайдара; |
Коммуникативные УУД: работа в малой
группе (умение работать в команде; умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми). Познавательные УУД: “Прием информации” (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения. |
||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | ||
7 минут | Подведение итогов обсуждения и
выводы: - моральный выбор всегда непрост; - моральный выбор всегда заставляет человека вспомнить, что для него важно и ценно; - выбор в пользу правды и блага другого делает человека лучше и др. Чтение и обсуждение притчи “Утренний выбор” - какой выбор каждый день делал Учитель? - как вы думаете, что давал Учителю его выбор? Был ли он труден? - какой выбор каждое утро делаете вы? Почему? - пользуетесь ли вы своей свободой выбора при этом? Как? Что дает вам ваш выбор? |
Познавательные УУД: “Прием
информации”.
Личностные УУД: “Вижу, слышу, чувствую”. |
||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | ||
5 минут | Индивидуальная и групповая
рефлексия по пунктам: Сегодня я узнал (а). Я понял (а)... Я почувствовал (а)... Я научился (лась)... Я смог (смогла)... Было интересно... Меня удивило... Мне захотелось... Урок дал моей жизни... По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени). |
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | ||
Домашнее задание 2 минуты |
Прочитать текст учебника. Приведите примеры известного вам морального конфликта. |
Свобода и моральный выбор человека
- Рыкова Евгения Владимировна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа