Свобода и моральный выбор человека

Разделы: Начальная школа


Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Понимание свободы как возможности выбирать, морального выбора как результата сознательной деятельности человека. П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, собирать, анализировать и систематизировать информацию.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование способности к осознанному и ответственному выбору своего поведения.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.

Цель урока Показать значимость для человека свободы как возможности выбирать
Основные понятия, изучаемые на уроке Свобода, моральный выбор
Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке Художественные, музыкальные и литературные ресурсы, например, картина В. Васнецова “Витязь на распутье”, восточная притча о мастере и ученике, рассказы Л. Пантелеева “Честное слово”, А. Гайдара “Голубая чашка”, сказка А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, С.Т. Аксакова “Аленький цветочек” и др.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
7 минут Диагностика эмоционального состояния учащихся.

Коррекция эмоционального состояния.

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

- Каждый раз, выбирая, как поступить – добродетельно или плохо, человек стоит перед выбором. И каждый раз он сам выбирает, руководствуясь своими соображениями.

В связи с этим возникает вопрос о том моральном выборе, который человек вынужден делать, и о его свободе в этом выборе.

Сегодня мы с вами узнаем, что такое свобода и как она соотносится с моральным выбором человека.

- Слово “свобода” представьте на экране мысленного взора и проделайте технику “Позитивная установка”.

- То же самое проделайте с выражением “моральный выбор”.

Регулятивные УУД:

“Карандаши” (рефлексия своих чувств).

 

 

 

 

 

 

 

Личностные компетенции: “Позитивная установка”.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
15 минут Напоминание сказки С.Т.Аксакова “Аленький цветочек” и обсуждение по вопросу:

- какой выбор стоял перед Настенькой, младшей дочерью купца, когда она узнала правду об аленьком цветке?

- что она сделала? Почему?

- что вы думаете о ее поступке?

- к каким последствиям он привел?

- что вы можете сказать о поступке старших дочерей купца, когда они обманом задержали Настю дома?

Резюме учителя:

Что такое моральный выбор?

Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек.

Обсуждение восточной притчи “Все в твоих руках”;

- какие 2 пути были у ученика?

- какой выбор сделали бы вы? Почему?

Вывод: моральный выбор – всегда в пользу жизни и блага, часто другого человека.

- Что вы представляете себе, когда слышите слова – моральный выбор? Что думаете по этому поводу?

- Приходилось ли вам делать моральный выбор? При каких обстоятельствах? Какие чувства вы при этом испытывали? Кто или что заставили вас сделать тот или иной выбор?

Восточная притча о мастере и ученике. “Всё в твоих руках” - ответил Мастер. Можно это назвать моральным выбором?

Резюме: человек делает выбор, основываясь на тех нормах и правилах, ценностях, которые он усвоил и принял, как свои.

Восточная притча о мастере и ученике. “Всё в твоих руках”

Обсуждение в парах и в классе вопросов:

- чем руководствуются в своем поведении животные, а чем люди?

- Свободны ли животные в своем выборе? А люди? Почему?

Вывод: животными руководят инстинкты, а человек ориентируется на свои принципы, ценности, усвоенные нормы поведения.

Таким образом, человек делает осознанный выбор. В этом состоит его свобода.

Подумайте:

- что вы представляете, когда слышите слово “свобода”? Что вы думаете о ней?

- нужна ли свобода всем живым существам? В чем она проявляется для растений? Животных? Человека?

- зачем человеку нужна свобода?

- как вы думаете, свободны ли вы? Почему?

Вывод:

Свобода – это возможность выбора, который человек делает в соответствии со своими ценностями, принципами и нравственными нормами.

 

Познавательные УУД: “Прием информации” (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: “Визуализация понятия”.

Коммуникативные УУД: “Распознавание эмоций” и “Вербализация эмоций”.

Личностные компетенции:“Куб”.

Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
9 минут Выполнение в группах задания и обсуждение его в классе:

- приведите примеры, когда людям приходилось делать моральный выбор, выбор между различными способами поведения (примеры из истории, художественных произведений, сказок и пр.), поясните, в чем именно этот выбор состоял, опишите свои чувства по этому поводу. Как бы вы поступили на месте героев историй?

В качестве примеров использую выбор Чернавки в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкина,

- выбор дороги в Киев Ильи Муромца;

- поступок русского солдата в бою под Берлином, спасшем девочку. Ему установлен памятник в Трептов-парке;

- поступки пионеров-героев, героев-комсомольцев в годы Великой Отечественной войны

- выбор мальчика из рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”;

- поступок героев рассказа “Голубой чашки” А. Гайдара;

Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде;

умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми).

Познавательные УУД: “Прием информации” (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
7 минут Подведение итогов обсуждения и выводы:

- моральный выбор всегда непрост;

- моральный выбор всегда заставляет человека вспомнить, что для него важно и ценно;

- выбор в пользу правды и блага другого делает человека лучше и др.

Чтение и обсуждение притчи “Утренний выбор”

- какой выбор каждый день делал Учитель?

- как вы думаете, что давал Учителю его выбор? Был ли он труден?

- какой выбор каждое утро делаете вы? Почему?

- пользуетесь ли вы своей свободой выбора при этом? Как? Что дает вам ваш выбор?

Познавательные УУД: “Прием информации”.

 

 

 

Личностные УУД: “Вижу, слышу, чувствую”.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
5 минут Индивидуальная и групповая рефлексия по пунктам:

Сегодня я узнал (а).

Я понял (а)...

Я почувствовал (а)...

Я научился (лась)...

Я смог (смогла)...

Было интересно...

Меня удивило...

Мне захотелось...

Урок дал моей жизни...

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
Домашнее задание

2 минуты

Прочитать текст учебника. Приведите примеры известного вам морального конфликта.

Приложение.