Россия – наша Родина

Разделы: Начальная школа


Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Усвоение понятий “Отечество”, “Родина”, “малая родина”, “культурные традиции”, “духовный мир человека”, “нравственные ценности”. П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; воспитание патриотизма; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.
Цель урока Формирование представления учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве, воспитание патриотизма.
Основные понятия, изучаемые на уроке Отечество. Родина. Малая родина. Культурные традиции. Духовный мир человека. Нравственные ценности.
Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер, проектор, экран, электронная презентация
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке Информационные и литературные ресурсы, музыка, видеофильм.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
5 минут Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием цветных карандашей. Коррекция состояния. Проверка готовности к уроку.

Присоединение к теме. Просмотр слайд 5 №20, слушание песни о России. Беседа.

Просмотр иллюстраций на фоне песни.

- Ребята, вам понравилась песня? Чем?

- Что вы чувствовали, когда слушали эту песню?

- О чем прозвучавшая песня?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Регулятивные УУД:

Карандаши (6 цветов: синий, чёрный, зелёный, красный, жёлтый, коричневый.

Личностные компетенции: “Вижу, слышу, чувствую”.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
10 минут Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.

- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Что вы знаете о стране, в которой мы живём?

Просмотр слайда№ 3презентации. Беседа.

Мы живём в замечательной стране – России.

Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?

- Почему мы считаем Россию своей Родиной?

- Слово “родина” происходит от слова “род”. Какие родственные слова можно подобрать к этому слову?

Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися.

Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине.

  • Родина - мать, умей за нее постоять.
  • Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Человек без Родины - соловей без песни.
  • Своя земля и в горсти мила.

А какие пословицы о Родине вы ещё знаете? Слайд №14

Подберите синонимы к слову “Родина”.

- От какого слова происходит слово “Отечество”?

Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю, страну, в которой мы сейчас живём.

Послушайте стихотворение Т.Боковой“Родина”. Что для вас означает “Родина”?

- Запишите в тетрадь:

Родина – Отечество, родная сторона.

Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновения чего-нибудь.

Обсуждение новых понятий с использованием метода беседы. Слайд№4. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Слово учителя: Окружающий нас мир разнообразен. Вещи, предметы, явления природы – материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Как вы думаете, что это такое?

Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир ещё называется миром культуры.

Духовный мир отражается в человеке и образует его внутренний мир.

Регулятивные УУД: “Сбор информации”.

 

 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

 

 

Познавательные УУД: “Прием информации”.

Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
15 минут

I

Совместное обсуждение учащимися темы в парах.

Просмотр слайдов № 13-14. Обсуждение.

- Прочитайте на с.4-5 третий абзац и подумайте, что это такое - внутренний мир человека?

Слово учителя: В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции.

Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Слово учителя: Издавна в России в каждом народе особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи.

- Какие традиции существуют в вашей семье? Назовите те, которые вы знаете.

- Для чего хранят и соблюдают традиции?

- Побеседуйте дома с родителями о семейных традициях.

Слово учителя: Россия – необъятная страна. Её площадь – 17 млн. кв.км.

На её территории проживают люди около 180 национальностей. Все они вместе составляют одну дружную семью народов России.

- Какие национальности вы знаете, которые живут на территории России?

- Как вы объясните понятие “малая родина”?

Слово учителя: Малая родина - это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину).

II

Самостоятельное чтение и изучение содержания стихотворения Н.Рубцова “Тихая моя родина”

учащимися. Аудиозапись стихотворения Н. Рубцова в исполнении автора. Знакомство с образцом художественного чтения. Беседа по содержанию.

– С каким чувством поэт говорит о своей “тихой родине”?

– О чем он вспоминает с грустью, с тоской?

– Что вспоминает с улыбкой?

– Какова главная мысль этого стихотворения?

- Какого человека называют патриотом?

- Можно ли сказать, что стихотворение написано поэтом- патриотом?

III

Работа в малой группе. Совместное выполнение действий (демонстрация слайда с ребусом).

ОТВЕТ

Своя земля и в горсти мила.

- Разгадайте ребус, и вы узнаете основную мысль стихотворения.

н а т а е д е
н е л ш т м м
а и а з и ч р
н к ш р е о б

 

1 24 3 11 5 19 15
21 2 7 12   6 16
22 20 26 4 8 14 17
23 9 25 10 13 18  

Справка: Каждому числу соответствует буква в той же ячейке.

Ответ: “Нет земли краше, чем Родина наша”.

 

Познавательные УУД: “Визуализация понятия”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: “Распознавание эмоций” и “Вербализация эмоций”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: “Визуализация понятия”.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
5 минут Творческая работа.

- Дома вам предстоит написать с чего начинается Родина для вас?

Для этого мы выполним упражнение “Слово-магнит” и заполним речетворческую карту.

Упражнение “Слово-магнит”.

- Какие слова “притягиваются” к слову “Россия”? (ассоциации) (семья, дом, мама, родители, друзья, детство, родной город, деревня, чистое небо, бескрайние просторы, рощи, озеро, река и т.д.)

- Запишите в тетрадь. (Дети дополняют друг друга.)

Речетворческая карта.

- Какой у России цвет? (Цвет: радужный, светлый, нежно-розовый (на рассвете), золотистый (поля пшеницы), голубой (небо), зеленый (поля, леса), чистый, прозрачный (реки и озера), разноцветный (осенью) и т.д.)

- А какой у России звук? (Звук: колокольный звон, тишина, журчание ручья, шелест листьев, детский смех, раздольные песни, пение птиц, трели соловья и т.д.)

- Какой запах у России? (Запах: ветра, дождя, росы, цветов, свежего сена, хлеба, меда, молока, родного дома и т.д.)

- Какой характер у России? (Характер: добрый, любящий, миролюбивый, радостный, веселый, мужественный, героический, милосердный, честный, справедливый и т.д.)

- Какая Россия по размеру? (Размер:просторная, широкая, бескрайняя, необозримая, огромная, неоглядная и т.д.)

- Запишите в тетрадь. (Дети дополняют друг друга.)

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: “Визуализация понятия” в форме групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам. Формируемые УУД
10 минут Практическая итоговая работа. Сотрудничество в группе.

Слайд № 17

С сегодняшнего урока мы отправляемся в увлекательное путешествие, где мы познакомимся с культурными традициями народов нашей страны. Каждый человек – это отдельный мир. Давайте представим этот мир с помощью своих ладоней. (Обвести ладошку на цветной бумаге и вырезать.Оформить на доске – ватмане – символ дружбы народов)

Все мы разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Прослушивание учащимися Гимна России, сопровождающееся презентацией с видами Москвы

(на слайдах - строчки Гимна) (как караоке)

- Рефлексия

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

- Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить? Почему вы так считаете?

- Продолжите предложения:

  • Мне было легко...
  • Мне помогло...
  • Было трудно...
  • В будущем я бы хотел (а)...
  • - Вам понравился наш урок? Поднимите карточку.(Карточки с лицами у каждого).
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: “Прием информации”.

Домашнее задание Подумайте и напишите с чего начинается Родина для вас?

Учебник с 6-7 прочитать.

Приложение.