Цель: дать учащимся представление об экологической ситуации в мире, стране, крае; подвести учащихся к мысли о том ,что мир стоит у критической черты, иллюстрируя это утверждение конкретными примерами; продолжить формирование у учащихся критического мышления, умение нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию; формировать активную экологическую позицию по охране окружающей среды.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: лекция с элементами дискуссии и беседы.
Эпиграф: Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить потребности какого-либо человека, однако слишком мал, чтобы удовлетворить человеческую жадность. М.Ганди
Ход урока
- Организационный момент урока
- Мотивация учебной деятельности
- Работа с эпиграфом урока.
- На экране - слайды компьютерной презентации о губительном влиянии человека на природу.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “природа”?
- Изучение нового материала.
- Работа в группах.
1-я группа
На основе текста учебника и дополнительной литературы, формулируется определение понятия “ЭКОЛОГИЯ”, ознакомление с историей возникновения науки - экологии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ 1-Й ГРУППЫ
Уровень влияния человека на окружающую среду зависит, в первую очередь, от технической оснащенности общества.XXI в. – век научно технического прогресса, которая существенно увеличивает возможные и реальные масштабы влияния общества на природу, ставит перед человечеством ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь, - экологическую.
Что такое экология? Это термин в первые употребил в 1866 г. немецкий биолог Э.Геккель (1834-1919). Это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый считал, что новая наука будет исследовать отношения животных и растений, среду их обитания. Термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX в. Однако сегодня мы фактически говорим о социальной экологии- науке, которая изучает проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
2-я группа.
На основе текста учебника и доп. информации выделяет основные экологические проблемы современности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ 2-Й ГРУППЫ
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем следует назвать следующие:
Продолжается уничтожение тысячи видов растений и животных.
В значительной мере уничтожен лесной покров.
Cтремительно сокращается имеющийся запас ископаемых.
Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов.
Атмосфера во многих местах загрязнена до погранично допустимых масштабов, а чистый воздух становится дефицитом;
Частично нарушен озоновый слой, который защищал от пагубного для всего живого космического излучения.
Загрязнена поверхность Земли, изменены природные ландшафты: на Земле невозможно найти ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные человеком объекты
Стала целиком очевидна пагубность потребительского отношения человека к природе только как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым смена самой философии отношения к природе.
3-я группа на основе текста учебника и дополнительного материала выделяет плюсы и минусы влияния человека на природу.
Дополнительный материал для 3-й группы
Между понятиями “природное” и “общественное” нет пропасти – общество остается частью большого целого- природы. Но каждое при этом имеет свою специфику. Человек живет на Земле в границах ее тонкой оболочки – географической среды. Она является зоной пребывания человека и сферой применения его сил. Со времени своего возникновения человеческое общество подчинило окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь передало ее в наследство будущим поколениям. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Влияние общества на природу обусловлено развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей ,а так же характером общественных отношений. Если лишить современную географическую среду ее особенностей, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, потому что, человек геохимически преобразил мир и этот процесс уже необратим.
В свою очередь географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. Человеческая история наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или наоборот препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере человек вырывает у негостеприимной суровой природы средства существования ценой значительных усилий, то в тропиках нетронутая пышность природы создаёт благоприятные условия для человека. Географическая среда, как условия хозяйственной деятельности общества, в определенной мере влияет на хозяйственную специализацию стран и регионов.
Природная жизнь общества не ограничивается только географической средой. Качественно другой средой его жизни является сфера всего живого – биосфера, которая включает населенную микроорганизмами поверхность земли, воды, рек, морей и океанов, а так же нижнюю часть атмосферы. История жизни на нашей планете свидетельствует, что существенные преобразования уже происходили неоднократно и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению определенных видов животных и растений и появлению новых. Процесс эволюции биосферы имеет необратимый характер, к составу биосферы, кроме растений и животных, включено и человечество, которое в последние время оказывает интенсивное влияние на нее, в результате невиданного ранее развития науки и техники.
Подведение итогов урока.
Выполнение задания.
1. Можно ли преодолеть экологический кризис?
- 1-я группа – альтернатива №1 – Да, я уверен...
- 2-я группа – альтернатива №2 – Нет, потому что...
- 3- группа – альтернатива №3 – Возможно, но для этого необходимо...
2. Завершить мысль:
Природа стоит у фатальной границы, потому что...
Домашнее задание.
- Обработать соответствующий материал учебника.
- Составить сенкан к слову экология.