Цель:
- Уточнить представления детей о песке, камнях, глине, почве, о значении этих материалов для жизни растений.
- Формировать бережное отношение к комнатным растениям, трудовые навыки. Развивать желание ухаживать за ними.
Ход занятия
Воспитатель укладывает в широкие коробки камни, песок, чернозём, подготавливает лейки с водой и растения. В группу “приходит” Дед из сказки “Репка”, здоровается с детьми, в руках у него коробка. Он просит угадать, что у него лежит в коробке.
Игровое упражнение “Части - Целое” (Метод развития творческого мышления, воображения). Дед называет части целого: корни, стебель, листья, бутон, лепестки = цветок. Дед хвалит детей и предлагает собрать цветок из частей.
Игровое упражнение “Собери целое”. Метод, основанный на системном подходе. Перед детьми рассыпанный набор подсистем (корни, стебель, листья, бутон, лепестки) системы цветок. Дед помогает детям нанизывать на стебель – листья, корни, бутон. Дед хвалит детей.
Воспитатель вносит коробки с камнями, песком, чернозёмом. Рассматривает вместе с детьми, обсуждает их свойства. Даёт каждому ребёнку камень, просит нажать на него пальцем, погладить, рассмотреть. Уточняет: камни твёрдые, неровные, разной формы и цвета.
Затем обращает внимание на песок, просит потрогать его, нажать на него, взять щепотку и сделать движение – как будто солишь. Уточняет: песок мелкий, сыпучий, жёлтый. Затем рассматривает землю. Воспитатель, задавая детям вопросы, уточняет: Это земля, чернозем. Она чёрная, мягкая – не похожа ни на камни, ни на песок. Предлагает прикоснуться ладонью к земле, почувствовать какая она мягкая, пушистая. Спрашивает у Деда, такая ли она в огороде.
Затем воспитатель показывает детям и Деду растение, показывает его, говорит, что это не огородное, а комнатное растение. Показывает его корни, стебель, листья, говорит, что оно живое, с ним надо осторожно обращаться, чтобы не поломать, не поранить. Это молодое растение, его надо посадить. Оно вырастет, станет большим, красивым.
Физкультминутка. Игра “Цветочки”. Метод развития творческого мышления и воображения.
Воспитатель показывает пчёлку, которая ищет цветочки, чтобы напиться нектара, но никак их не может найти. Воспитатель предлагает детям помочь пчёлке и самим стать цветочками. Дети выполняют движение под слова стихотворения.
Вот растут цветочки,
На длинных стебелёчках,
А на стебелёчках
Зелёные листочки.
Ветер прилетит
Листочки шевелит.
А в земле корешки,
Очень сильные они
И бутончик у цветка
Это просто красота.
Он сейчас зацветёт
Лепесточки развернёт
Пчёлка прилетала
Нектар собирала.
Дети садятся за столы. Воспитатель продолжает. Комнатные растения сажают в горшки (показывает). Для посадки нужны камни, песок, земля, а потом и вода. В горшок нужно положить сначала камни, затем немного песка, а потом землю. Сверху посыпаю ещё песка, а потом смешаю. Земля даёт растению питание, песок хорошо пропускает воду. В такой почве корням растения будет хорошо, и оно начнёт расти.
Воспитатель с детьми и Дедом сажают растения. Воспитатель поясняет, что корни должны быть в земле, нужно обжать землю у основания стебля, предлагает детям полить растение.
“Дедушка, мы всё правильно сделали?”. Дед одобряет, хвалит всех. На растение надевают широкий целлофановый пакет, поясняет: “Растение, мы только что, посадили, оно сейчас болеет. Надо, чтобы ему было тепло, спокойно, чтобы на него не дул ветер, поэтому несколько дней оно постоит под пакетом – ему так лучше, как в хорошей больнице”. Дедушка, мы правильно делаем? Затем воспитатель говорит, как важны камни, песок, земля и вода для растения – без них они расти, не могут.
Все прощаются с Дедом.