Путешествие на поезде "Здоровье"

Разделы: Внеклассная работа


Каждый класс – команда с капитаном. Остальные – болельщики. Команды получают маршрутные листы с названием станций, с которыми передвигаются от одной станции к другой. Работает жюри.

Штрафные очки за:

  • Шумное поведение на конкурсах и в пути;
  • Несвоевременное прибытие;
  • Грубость;

Станции располагаются на площадках школы (залах). На станциях таблички с названиями. Вопросы оцениваются для команды от 1 до 3 баллов, болельщики – 1 балл.

I станция “Зеленая аптека”

Оборудование: гербарий лекарственных растений, картинки – иллюстрации.

Плакат:

Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека
Помогает вам, ребята!

Вопросы:

  1. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).
  2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца).
  3. У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Аир, валериана, девясил, женьшень, лопух, солодка),
  4. У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина).
  5. Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман, ландыш майский).
  6. Это прозвище недаром у красивого цветка,
    Капля сочного нектара и душиста и сладка,
    От простуды излечиться
    Вам поможет ........ (Медуница)
  7. Появились бубенчики -
    Белые горошки.
    Распустились колокольчики
    На зеленой поляне. (Ландыш майский)
  8. Почему в бане парятся березовым веником? (Фитонциды листьев березы убивают микробы).
  9. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его? (Сосна).

II станция “Мойдодыр”

  1. Чем чистить зубы в лесу? (Древесным углем, мятой, расщепленной веточкой сосны, ели, дуба).
  2. Как спастись от комаров? (Дымовая завеса, ветка ромашки, запах гвоздики, черемухи).
  3. Какое дерево избавляет ноги от запаха пота? (Кора дуба).
  4. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой? (Земляника).
  5. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем умываются, моют голову? (Чистотел).
  6. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе? (Лопух, подорожник).
  7. Листья этого растения обжигают нас,
    Сок листьев этого растения спасает нас.
    Весной его используют на суп,
    Голову мыть его отваром – волосы растут. (Крапива – кровоостанавливающее, витаминное средство, ускоряет рост волос).
  8. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании кожа становится бархатной. (Цветы ромашки).
  9. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло).

III станция “Кафе “Робинзон”

Раздаются открытки, картинки, рисунки с изображением и названием растения. Дети должны назвать блюда, которые можно приготовить из них.

  1. Крапива – суп, салат.
  2. Борщевик – напоминает куриной бульон, листья похожи на морковь, корневище заменяет сладкие плоды).
  3. Дуб – из желудей приготавливают кашу, лепешки, оладьи.
  4. Одуванчик – салат из листьев, варенье, чай.
  5. Черемуха – ягоды добавляют в пироги, варят кисель, напитки.
  6. Лопух – корень заменяет морковь, петрушку.
  7. Дикий лук, чеснок – витаминное средство.

IV станция “Скорая помощь”

  1. Остановить кровотечение с помощью жгута.
  2. Оказать первую помощь при переломе.
  3. Какие растения используют для остановки кровотечения? (Пастушья сумка, крапива, тысячелистник).
  4. Какие растения используют для лечения нарывов? (Алоэ, подорожник, календула, каланхое, капуста).
  5. Какие растения используют при сердечном приступе? (Настойка ландыша, валерианы, пустырника).
  6. Какие растения используются как жаропонижающие средства? (Малина, лимон).
  7. Какие растения используются при расстройстве желудка, кишечника? (Подорожник, черемуха, черника – плоды).
  8. Оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.
  9. Оказать первую помощь при укусе ядовитыми животными.

V станция “Спортивная”

  1. Показать комплекс гимнастики для глаз.
  2. Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой.
  3. Показать комплекс гимнастики на внимание.
  4. Показать комплекс гимнастики на релаксацию (расслабление).
  5. Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.
  6. Назвать виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры (Хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон).
  7. Назвать виды спорта, входящие в Летние Олимпийские игры (Плавание, легкая атлетика, футбол, велосипед).
  8. Что такое культуризм? (Развитие определенных мышц тела).

VI станция “Неболейка”

  1. Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?
  2. Назовите болезни “грязных рук” (Желудочно-кишечные расстройства, дизентерия, гепатит (желтуха)).
  3. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (Холера, дизентерия, гепатит, сальмонеллез, гельминты).
  4. Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? (Резкое охлаждение может вызвать ангину).
  5. Как избежать заболевания педикулезом? (Мыть чаще голову, не пользоваться чужими расческами, не ложиться в чужую постель).
  6. Почему нельзя гладить незнакомых собак? (Возможно заражение глистами, блохами, лишаем).
  7. Признаками какого заболевания может быть покраснение, зуд? (Возможна чесотка, обратиться к врачу).
  8. Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор и не находиться долго на солнце).

VII станция “Вредные привычки”

На плакате аккуратно одетый, причесанный человек. Сверху плаката - накладные рисунки к вопросам. При ответе на вопрос о вредных привычках убираются соответствующие картинки и остается только рисунок на плакате.

Ведущая: Перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к этому облику.

  1. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (Зубы будут неровными, инфекции,...).
  2. Почему нельзя курить? (Желтые зубы, запах изо рта, кашель).
  3. Как влияет на здоровье и внешний вид употребление алкоголя? (Расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка).
  4. Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет лица и глаз, расширенные зрачки, агрессивность, худоба, бледность, прыгающий взгляд).
  5. Как часто и зачем нужно мыть голову?
  6. Подружка просит Вас дать ей свою расческу. Что Вы сделаете?
    - Предложите ей свою расческу – 0 баллов;
    - Отдадите ей расческу, но потом ей пользоваться не будете, пока не помоете – 1 балл;
    - Вежливо откажете, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расческами – 3 балла;
  7. Почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями микробы, яйца глистов).
  8. Почему нельзя брать в рот несъедобные предметы? (Можно проглотить, проколоть небо или щеку, заразиться болезнями).
  9. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, головными уборами? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибком).

VIII станция “Клуб закаливания”

Оборудование: губка, полотенце, мыло, ведро, тазик, вода, табличка “Водные процедуры”:

  1. Умывание холодной водой лица,
  2. Умывание холодной водой до пояса.
  3. Обливание всего тела.
  4. Холодные ванны ног.
  5. Купание в водоеме.
  6. Контрастный душ.
  7. Обтирание до пояса.
  8. Выберите правильный ответ:
  9. Вы решили закаливать свой организм. С чего начнете?
  10. Посоветуетесь с врачом и родителями.
  11. Начнете обливание холодной водой всего тела.
  12. Будете купаться в реке пока не замерзнете.

VIII станция “Туристическая”

Узкая тропинка.

Обозначают 2 узкие “тропинки” длиной 3–6 м и шириной 25 см (шнурами, веревками, мелом). Тропинки заканчиваются кругом в 1м.

В каждой команде равное и четное количество участников. По команде “Марш” один из игроков каждой команды берет на спину “живой груз”, т.е. члена своей команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там “груз”, вернуться к месту старта. Только после этого вступает в действие следующая пара, не выходя за “тропинку” (штраф 1 очко).

Переправа. (Тренировка равновесия).

Переправляется по бревну (дереву) каждый участник отдельно. За сход с переправы начисляется штрафное очко.

Бег по кочкам.

По команде ребята бегут наперегонки по “кочкам”, которые обозначены кругами или расчерчены мелом. Круги располагаются на расстоянии 80-100 см.

Участники штрафуются, если наступят на границу круга или за его пределы. В таком случае игрок возвращается на старт и начинает бег сначала.

Укладка рюкзака.

По команде укладывают рюкзак с туристическими принадлежностями. Затем застегнуть, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: “Готов!”. Проверяется руководителем, он штрафует за ошибки.

Тяжелые вещи внизу. Мыло, кружка – в боковых карманах.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ

 Спортивное мероприятие “Форд Байярд”

На роль ведущих приглашаются родители, заранее оборудуют кабинеты готовят инвентарь. В игре принимают участие 5 команд (5 классов).

Цель игры - составить четверостишье, из полученных при прохождении этапов слов на тему здорового образа жизни.

Заданий в игре 5. Для выполнения очередного задания в кабинет входит один игрок, а остальные могут давать советы, стоя у двери. На подготовку ответа дается 1 минута. Время можно увеличить проделав физическое упражнение. Если и с дополнительным временем игрок не справился с заданием он остается пленником в этом кабинете. Команда продолжает дальше выполнять задания, после прохождения всех этапов команда спасает пленников пойдя в комнату к Мэтру Теней, где должна выполнить несколько заданий, после этого пленник спасен. В конце игры все 5 команд   складывают из полученных слов стихотворение

Я выбираю жизнь!
Я выбираю свет!
Я выбираю путь,
Где наркотиков нет!

1 комната.

  • 1 задание. Перечислите на какие системы организма человека влияет алкоголь, наркотики, табак? ( На сердечно-сосудистую, органы дыхания, нервную систему, пищеварительную, органы чувств, репродуктивную систему, печень, почки.
  • 2 задание. К каким заболеваниям приводит курение, употребление алкоголя, наркотиков. ( Малокровие, повышение кровяного давления, ишемическая болезнь сердца, поражение глотки, отек легких, хронический бронхит, пневмония, нервно-психические расстройства, ухудшение памяти, внимания, язва, нарушение зрения, слуха, неполноценное потомство, цирроз, моче-каменная болезнь, и другие заболевания)
  • Физическое упражнение. Держа гантель массой 1 кг., вытяните руку вперед, а затем согните, дотронувшись до плеча. Дополнительное время в секундах равно числу упражнений.

2 комната.

  • 1 задание .Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней ежегодно теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет?(30 дней)
  • 2 задание Если средняя продолжительность жизни в России 72 года, то на сколько сокращает свою жизнь курильщик, выкуривающий в день 20 сигарет (2 часа в день исходя из первой задачи) (минимум 6 лет)
  • 3 задание. Каковы ежемесячные потери в семейном бюджете, если в семье есть курильщик, выкуривающий в день 1 пачку по цене 17 рублей?
  • Физическое упражнение. Отжимайтесь от пола. Дополнительное время в секундах определяется числом отжиманий. (10 раз отжался -10 секунд дополнительного времени.)

3 комната.

  • 1 задание. Перечислите все вредные привычки. (Табакокурение, употребление алкогольных напитков, пива, коктейлей, наркотиков, токсикомания, злоупотребление кофе, неправильное питание, употребление нецензурной брани и др.)
  • 2 задание. Перечислите все ,что относится к здоровому образу жизни.
  •  Физическое упражнение. Прыгайте на скакалке .Дополнительное время (в с) определяется по числу прыжков.

4 комната.

  • 1 задание. Алколоид, названный известным французским ученым Ж.Гей-Люссаком в честь древнегреческого бога сна.( морфин)
  • 2 задание. Главное действующее начало табака.(никотин)
  • 3 задание. Представитель спиртов, злоупотребление которым разрушает физическое и психическое здоровье.(этанол)
  • 4 задание Белок крови, отвечающий за транспортировку кислорода, при курении соединяющийся с оксидом углерода(2) (гемоглобин)
  • Вспомните пословицы. Муж пьет - полдома горит. Жена пьет- весь дом горит. Пьяному море по колено, а лужа по уши. Пьянство начинается с церемонии, а кончается дракой. Пьяным натворишь- трезвым ответишь.
  • Физическое упражнение. Положите обруч на пол, встаньте внутрь. Поднимите обруч, снова положите его на пол перед собой, переступите вовнутрь. Дополнительное время (в с) определяется числом таких шагов.
  • 5 комната. Придумайте кричалки, речевки, вспомните пословицы за здоровый образ жизни. (В здоровом теле, здоровый дух! За здоровье и за спорт, будет весь честной народ! Если хочешь быть здоровым, занимайся спортом. Спорт-жизнь, наркотики- смерть. Здоровое питание улучшает состояние. Пить здоровью вредить. Курению - нет, алкоголю - нет, спорту – да!!! и др.)

После выполнения этого задания ребятам дается каждой команде по фразе из стихотворения

Я выбираю жизнь!
Я выбираю свет!
Я выбираю путь,
Где наркотиков – нет!

Комната Мэтра Теней.

В ведерке с водой плавает крышка. Мэтр и игрок по очереди кладут кости домино на крышку. Проигрывает тот, от чьей кости крышка пойдет ко дну.

На столе 20 карандашей. Каждый по очереди убирает от 1-3 карандашей. Кому останется последний карандаш, тот проигравший.

На столе разложены 10 предметов. На их запоминание дается 10 секунд, после чего один предмет убирается, назвать этот предмет.

После этого все собираются в спортивном зале где складывают и произносят все вместе это стихотворение. И зачитывают все что написали на 5 станции.

Приз всем ребятам - это конфеты в пакете, который висит на баскетбольном кольце, нужно допрыгнуть порвать пакет и приз ваш.

Игры народов Камчатки.

Цель:

  • Научить учащихся играть в национальные игры .
  • Развивать у ребят ловкость, смелость .быстроту, меткость.
  • Воспитывать дисциплинированность.

Инвентарь: магнитофон, гимнастические палки, скакалки , мячи, обручи,6 саней, 2 пары лыж.

Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего праздника.! Мы с вами живем в одном из красивейших мест нашей Родины , на Камчатке. Этот край богат лесом, рыбой, грибами и ягодами. Здесь очень много красивых и живописных мест. Здесь проживает много северных народов -это и коряки, и чукчи, и ительмены, и эвенки. И сегодня на нашем уроке мы познакомимся с загадками, национальными играми, легендами народов Севера.

Хотите научиться этим играм?

Наш урок мы построим в виде соревнования двух команд.

В жюри мы приглашаем ваших родителей.

На 1,2 рассчитайсь!

В две шеренги становись!

  • 1 шеренга -1 команда . Команда “Льдинка”, капитан ...
  • 2 шеренга -2 команда. Команда “Снежинка”, капитан...

За победу в каждом этапе даем команде очко. Капитанам команд приготовится к первому соревнованию - физкультурной разминке.

Дружно солнцу улыбнись,
На разминку становись!

Капитан: Команда “Льдинка”, к разминке готова?

Команда: Готова!

На разминку шагом марш!

Капитан.

Всё у нас готово, всё у нас в порядке.
Мы в Атласово каждый день
Делаем зарядку.
Мы с красивым мячом
Упражнения начнем!

Капитан: Команда “Снежинка” к разминке готова?

Команда: Готова!

На разминку шагом марш!

Капитан.

Для занятий, как известно
Обруч нам необходим.
И красиво и полезно
Упражненья делать с ним.

Учитель:

В две шеренги становись!
Все дышите. Не дышите!
Всё в порядке! Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я довольна.
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
К состязаниям готов!

Первая игра: “Веселое многоборье”

  • Перепрыгнуть через трое нарт.(саней)
  • Набросить маут оленям на рога.

Ребята показывают свою сноровку, ловкость, точность движений.

Жюри подводит итоги.

Игра: “Камчатские гонки”. Послушайте легенду об отважном охотнике, у которого сломалась лыжа, когда он преследовал лису. Но он на одной лыже догнал зверя. Камчатские дети часто устраивают гонки на одной лыже. Условия просты: надо скользить на одной ноге, отталкиваясь палками, пройти дистанцию, дойдя до черты, попасть снежком (мячом) в мишень.

Жюри подводит итог.

Сейчас познакомимся со следующей игрой – “Охотники и куропатки”

На полу обозначается несколько кружков - гнёзда куропаток. Выбираются 2 охотника и по 10 человек из каждой команды-куропатки. Под музыку куропатки летают, выполняют движения. На сигнал “Охотник” куропатки прячутся в свои гнезда. Охотник ловит ту куропатку, которая пошевелилась. Игра повторяется 2 раза. Побеждает та команда, где меньше пойманных куропаток.

После игры жюри подводит итог.

А теперь отгадайте загадки:

В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла,
Ни единого угла.(Чум)

Проводится игра “Кто быстрее построит чум” .

Дети берут гимнастические палки и под музыку начинают строить чумы. Выигрывает команда быстрее построившая по два чума.

Кто по снегу ,по траве
Носит лес на голове? (Олень)

Проводится игра “Оседлай оленя”. Играют по 6 человек из команды. Сначала под музыку дети маршируют , затем бегут по кругу, и по сигналу каждый должен сесть на оленя.

Ну, ребята, тренировку
Провели вы очень ловко.
Получайте – ка награды...
Поздравляем! Очень рады!

Члены жюри награждают ребят.

Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься!
Закаляйся, детвора!
В добрый час!
Физкульт-ура!