Каждый класс – команда с капитаном. Остальные – болельщики. Команды получают маршрутные листы с названием станций, с которыми передвигаются от одной станции к другой. Работает жюри.
Штрафные очки за:
- Шумное поведение на конкурсах и в пути;
- Несвоевременное прибытие;
- Грубость;
Станции располагаются на площадках школы (залах). На станциях таблички с названиями. Вопросы оцениваются для команды от 1 до 3 баллов, болельщики – 1 балл.
I станция “Зеленая аптека”
Оборудование: гербарий лекарственных растений, картинки – иллюстрации.
Плакат:
Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека
Помогает вам, ребята!
Вопросы:
- Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).
- У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца).
- У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Аир, валериана, девясил, женьшень, лопух, солодка),
- У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина).
- Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман, ландыш майский).
- Это прозвище недаром у красивого цветка,
Капля сочного нектара и душиста и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет ........ (Медуница) - Появились бубенчики -
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой поляне. (Ландыш майский) - Почему в бане парятся березовым веником? (Фитонциды листьев березы убивают микробы).
- Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его? (Сосна).
II станция “Мойдодыр”
- Чем чистить зубы в лесу? (Древесным углем, мятой, расщепленной веточкой сосны, ели, дуба).
- Как спастись от комаров? (Дымовая завеса, ветка ромашки, запах гвоздики, черемухи).
- Какое дерево избавляет ноги от запаха пота? (Кора дуба).
- Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой? (Земляника).
- Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем умываются, моют голову? (Чистотел).
- Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе? (Лопух, подорожник).
- Листья этого растения обжигают нас,
Сок листьев этого растения спасает нас.
Весной его используют на суп,
Голову мыть его отваром – волосы растут. (Крапива – кровоостанавливающее, витаминное средство, ускоряет рост волос). - Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании кожа становится бархатной. (Цветы ромашки).
- Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло).
III станция “Кафе “Робинзон”
Раздаются открытки, картинки, рисунки с изображением и названием растения. Дети должны назвать блюда, которые можно приготовить из них.
- Крапива – суп, салат.
- Борщевик – напоминает куриной бульон, листья похожи на морковь, корневище заменяет сладкие плоды).
- Дуб – из желудей приготавливают кашу, лепешки, оладьи.
- Одуванчик – салат из листьев, варенье, чай.
- Черемуха – ягоды добавляют в пироги, варят кисель, напитки.
- Лопух – корень заменяет морковь, петрушку.
- Дикий лук, чеснок – витаминное средство.
IV станция “Скорая помощь”
- Остановить кровотечение с помощью жгута.
- Оказать первую помощь при переломе.
- Какие растения используют для остановки кровотечения? (Пастушья сумка, крапива, тысячелистник).
- Какие растения используют для лечения нарывов? (Алоэ, подорожник, календула, каланхое, капуста).
- Какие растения используют при сердечном приступе? (Настойка ландыша, валерианы, пустырника).
- Какие растения используются как жаропонижающие средства? (Малина, лимон).
- Какие растения используются при расстройстве желудка, кишечника? (Подорожник, черемуха, черника – плоды).
- Оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.
- Оказать первую помощь при укусе ядовитыми животными.
V станция “Спортивная”
- Показать комплекс гимнастики для глаз.
- Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой.
- Показать комплекс гимнастики на внимание.
- Показать комплекс гимнастики на релаксацию (расслабление).
- Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.
- Назвать виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры (Хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон).
- Назвать виды спорта, входящие в Летние Олимпийские игры (Плавание, легкая атлетика, футбол, велосипед).
- Что такое культуризм? (Развитие определенных мышц тела).
VI станция “Неболейка”
- Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?
- Назовите болезни “грязных рук” (Желудочно-кишечные расстройства, дизентерия, гепатит (желтуха)).
- Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (Холера, дизентерия, гепатит, сальмонеллез, гельминты).
- Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? (Резкое охлаждение может вызвать ангину).
- Как избежать заболевания педикулезом? (Мыть чаще голову, не пользоваться чужими расческами, не ложиться в чужую постель).
- Почему нельзя гладить незнакомых собак? (Возможно заражение глистами, блохами, лишаем).
- Признаками какого заболевания может быть покраснение, зуд? (Возможна чесотка, обратиться к врачу).
- Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор и не находиться долго на солнце).
VII станция “Вредные привычки”
На плакате аккуратно одетый, причесанный человек. Сверху плаката - накладные рисунки к вопросам. При ответе на вопрос о вредных привычках убираются соответствующие картинки и остается только рисунок на плакате.
Ведущая: Перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к этому облику.
- Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (Зубы будут неровными, инфекции,...).
- Почему нельзя курить? (Желтые зубы, запах изо рта, кашель).
- Как влияет на здоровье и внешний вид употребление алкоголя? (Расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка).
- Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет лица и глаз, расширенные зрачки, агрессивность, худоба, бледность, прыгающий взгляд).
- Как часто и зачем нужно мыть голову?
- Подружка просит Вас дать ей свою расческу. Что
Вы сделаете?
- Предложите ей свою расческу – 0 баллов;
- Отдадите ей расческу, но потом ей пользоваться не будете, пока не помоете – 1 балл;
- Вежливо откажете, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расческами – 3 балла; - Почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями микробы, яйца глистов).
- Почему нельзя брать в рот несъедобные предметы? (Можно проглотить, проколоть небо или щеку, заразиться болезнями).
- Почему нельзя меняться одеждой, обувью, головными уборами? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибком).
VIII станция “Клуб закаливания”
Оборудование: губка, полотенце, мыло, ведро, тазик, вода, табличка “Водные процедуры”:
- Умывание холодной водой лица,
- Умывание холодной водой до пояса.
- Обливание всего тела.
- Холодные ванны ног.
- Купание в водоеме.
- Контрастный душ.
- Обтирание до пояса.
- Выберите правильный ответ:
- Вы решили закаливать свой организм. С чего начнете?
- Посоветуетесь с врачом и родителями.
- Начнете обливание холодной водой всего тела.
- Будете купаться в реке пока не замерзнете.
VIII станция “Туристическая”
Узкая тропинка.
Обозначают 2 узкие “тропинки” длиной 3–6 м и шириной 25 см (шнурами, веревками, мелом). Тропинки заканчиваются кругом в 1м.
В каждой команде равное и четное количество участников. По команде “Марш” один из игроков каждой команды берет на спину “живой груз”, т.е. члена своей команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там “груз”, вернуться к месту старта. Только после этого вступает в действие следующая пара, не выходя за “тропинку” (штраф 1 очко).
Переправа. (Тренировка равновесия).
Переправляется по бревну (дереву) каждый участник отдельно. За сход с переправы начисляется штрафное очко.
Бег по кочкам.
По команде ребята бегут наперегонки по “кочкам”, которые обозначены кругами или расчерчены мелом. Круги располагаются на расстоянии 80-100 см.
Участники штрафуются, если наступят на границу круга или за его пределы. В таком случае игрок возвращается на старт и начинает бег сначала.
Укладка рюкзака.
По команде укладывают рюкзак с туристическими принадлежностями. Затем застегнуть, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: “Готов!”. Проверяется руководителем, он штрафует за ошибки.
Тяжелые вещи внизу. Мыло, кружка – в боковых карманах.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ
Спортивное мероприятие “Форд Байярд”
На роль ведущих приглашаются родители, заранее оборудуют кабинеты готовят инвентарь. В игре принимают участие 5 команд (5 классов).
Цель игры - составить четверостишье, из полученных при прохождении этапов слов на тему здорового образа жизни.
Заданий в игре 5. Для выполнения очередного задания в кабинет входит один игрок, а остальные могут давать советы, стоя у двери. На подготовку ответа дается 1 минута. Время можно увеличить проделав физическое упражнение. Если и с дополнительным временем игрок не справился с заданием он остается пленником в этом кабинете. Команда продолжает дальше выполнять задания, после прохождения всех этапов команда спасает пленников пойдя в комнату к Мэтру Теней, где должна выполнить несколько заданий, после этого пленник спасен. В конце игры все 5 команд складывают из полученных слов стихотворение
Я выбираю жизнь!
Я выбираю свет!
Я выбираю путь,
Где наркотиков нет!
1 комната.
- 1 задание. Перечислите на какие системы организма человека влияет алкоголь, наркотики, табак? ( На сердечно-сосудистую, органы дыхания, нервную систему, пищеварительную, органы чувств, репродуктивную систему, печень, почки.
- 2 задание. К каким заболеваниям приводит курение, употребление алкоголя, наркотиков. ( Малокровие, повышение кровяного давления, ишемическая болезнь сердца, поражение глотки, отек легких, хронический бронхит, пневмония, нервно-психические расстройства, ухудшение памяти, внимания, язва, нарушение зрения, слуха, неполноценное потомство, цирроз, моче-каменная болезнь, и другие заболевания)
- Физическое упражнение. Держа гантель массой 1 кг., вытяните руку вперед, а затем согните, дотронувшись до плеча. Дополнительное время в секундах равно числу упражнений.
2 комната.
- 1 задание .Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней ежегодно теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет?(30 дней)
- 2 задание Если средняя продолжительность жизни в России 72 года, то на сколько сокращает свою жизнь курильщик, выкуривающий в день 20 сигарет (2 часа в день исходя из первой задачи) (минимум 6 лет)
- 3 задание. Каковы ежемесячные потери в семейном бюджете, если в семье есть курильщик, выкуривающий в день 1 пачку по цене 17 рублей?
- Физическое упражнение. Отжимайтесь от пола. Дополнительное время в секундах определяется числом отжиманий. (10 раз отжался -10 секунд дополнительного времени.)
3 комната.
- 1 задание. Перечислите все вредные привычки. (Табакокурение, употребление алкогольных напитков, пива, коктейлей, наркотиков, токсикомания, злоупотребление кофе, неправильное питание, употребление нецензурной брани и др.)
- 2 задание. Перечислите все ,что относится к здоровому образу жизни.
- Физическое упражнение. Прыгайте на скакалке .Дополнительное время (в с) определяется по числу прыжков.
4 комната.
- 1 задание. Алколоид, названный известным французским ученым Ж.Гей-Люссаком в честь древнегреческого бога сна.( морфин)
- 2 задание. Главное действующее начало табака.(никотин)
- 3 задание. Представитель спиртов, злоупотребление которым разрушает физическое и психическое здоровье.(этанол)
- 4 задание Белок крови, отвечающий за транспортировку кислорода, при курении соединяющийся с оксидом углерода(2) (гемоглобин)
- Вспомните пословицы. Муж пьет - полдома горит. Жена пьет- весь дом горит. Пьяному море по колено, а лужа по уши. Пьянство начинается с церемонии, а кончается дракой. Пьяным натворишь- трезвым ответишь.
- Физическое упражнение. Положите обруч на пол, встаньте внутрь. Поднимите обруч, снова положите его на пол перед собой, переступите вовнутрь. Дополнительное время (в с) определяется числом таких шагов.
- 5 комната. Придумайте кричалки, речевки, вспомните пословицы за здоровый образ жизни. (В здоровом теле, здоровый дух! За здоровье и за спорт, будет весь честной народ! Если хочешь быть здоровым, занимайся спортом. Спорт-жизнь, наркотики- смерть. Здоровое питание улучшает состояние. Пить здоровью вредить. Курению - нет, алкоголю - нет, спорту – да!!! и др.)
После выполнения этого задания ребятам дается каждой команде по фразе из стихотворения
Я выбираю жизнь!
Я выбираю свет!
Я выбираю путь,
Где наркотиков – нет!
Комната Мэтра Теней.
В ведерке с водой плавает крышка. Мэтр и игрок по очереди кладут кости домино на крышку. Проигрывает тот, от чьей кости крышка пойдет ко дну.
На столе 20 карандашей. Каждый по очереди убирает от 1-3 карандашей. Кому останется последний карандаш, тот проигравший.
На столе разложены 10 предметов. На их запоминание дается 10 секунд, после чего один предмет убирается, назвать этот предмет.
После этого все собираются в спортивном зале где складывают и произносят все вместе это стихотворение. И зачитывают все что написали на 5 станции.
Приз всем ребятам - это конфеты в пакете, который висит на баскетбольном кольце, нужно допрыгнуть порвать пакет и приз ваш.
Игры народов Камчатки.
Цель:
- Научить учащихся играть в национальные игры .
- Развивать у ребят ловкость, смелость .быстроту, меткость.
- Воспитывать дисциплинированность.
Инвентарь: магнитофон, гимнастические палки, скакалки , мячи, обручи,6 саней, 2 пары лыж.
Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего праздника.! Мы с вами живем в одном из красивейших мест нашей Родины , на Камчатке. Этот край богат лесом, рыбой, грибами и ягодами. Здесь очень много красивых и живописных мест. Здесь проживает много северных народов -это и коряки, и чукчи, и ительмены, и эвенки. И сегодня на нашем уроке мы познакомимся с загадками, национальными играми, легендами народов Севера.
Хотите научиться этим играм?
Наш урок мы построим в виде соревнования двух команд.
В жюри мы приглашаем ваших родителей.
На 1,2 рассчитайсь!
В две шеренги становись!
- 1 шеренга -1 команда . Команда “Льдинка”, капитан ...
- 2 шеренга -2 команда. Команда “Снежинка”, капитан...
За победу в каждом этапе даем команде очко. Капитанам команд приготовится к первому соревнованию - физкультурной разминке.
Дружно солнцу улыбнись,
На разминку становись!
Капитан: Команда “Льдинка”, к разминке готова?
Команда: Готова!
На разминку шагом марш!
Капитан.
Всё у нас готово, всё у нас в порядке.
Мы в Атласово каждый день
Делаем зарядку.
Мы с красивым мячом
Упражнения начнем!
Капитан: Команда “Снежинка” к разминке готова?
Команда: Готова!
На разминку шагом марш!
Капитан.
Для занятий, как известно
Обруч нам необходим.
И красиво и полезно
Упражненья делать с ним.
Учитель:
В две шеренги становись!
Все дышите. Не дышите!
Всё в порядке! Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я довольна.
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
К состязаниям готов!
Первая игра: “Веселое многоборье”
- Перепрыгнуть через трое нарт.(саней)
- Набросить маут оленям на рога.
Ребята показывают свою сноровку, ловкость, точность движений.
Жюри подводит итоги.
Игра: “Камчатские гонки”. Послушайте легенду об отважном охотнике, у которого сломалась лыжа, когда он преследовал лису. Но он на одной лыже догнал зверя. Камчатские дети часто устраивают гонки на одной лыже. Условия просты: надо скользить на одной ноге, отталкиваясь палками, пройти дистанцию, дойдя до черты, попасть снежком (мячом) в мишень.
Жюри подводит итог.
Сейчас познакомимся со следующей игрой – “Охотники и куропатки”
На полу обозначается несколько кружков - гнёзда куропаток. Выбираются 2 охотника и по 10 человек из каждой команды-куропатки. Под музыку куропатки летают, выполняют движения. На сигнал “Охотник” куропатки прячутся в свои гнезда. Охотник ловит ту куропатку, которая пошевелилась. Игра повторяется 2 раза. Побеждает та команда, где меньше пойманных куропаток.
После игры жюри подводит итог.
А теперь отгадайте загадки:
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла,
Ни единого угла.(Чум)
Проводится игра “Кто быстрее построит чум” .
Дети берут гимнастические палки и под музыку начинают строить чумы. Выигрывает команда быстрее построившая по два чума.
Кто по снегу ,по траве
Носит лес на голове? (Олень)
Проводится игра “Оседлай оленя”. Играют по 6 человек из команды. Сначала под музыку дети маршируют , затем бегут по кругу, и по сигналу каждый должен сесть на оленя.
Ну, ребята, тренировку
Провели вы очень ловко.
Получайте – ка награды...
Поздравляем! Очень рады!
Члены жюри награждают ребят.
Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься!
Закаляйся, детвора!
В добрый час!
Физкульт-ура!