Технологическая карта изучения темы (название темы)
Тема: | по информатике | по русскому языку |
Классификация | Виды писем | |
Цель: | Расширить представление о классификации | Осознание процесса, форм и способов общения через письмо |
Основное содержание темы, термины и понятия | Классификация, естественная и вспомогательная классификация, | Эпистолярный жанр, адрес, адресат, адресант, благодарственное, деловое, поздравительное, литературное, историческое, личное письмо. |
Планируемый результат | |||
Предметные умения, УУД | Регулятивные: научатся различать особенности писем разных жанров, соблюдать нравственные нормы переписки и общения с адресатом; научатся постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | ||
Коммуникативные: научатся инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации; формированию конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством написания писем. | |||
Познавательные: научатся осмыслению процесса, форм и способов общения через письмо; будут созданы условия для изучения стилевого разнообразия писем, истории возникновения письма; научатся применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, преобразовывать объект из образной формы в модель с выявлением существенных и второстепенных признаков | |||
Личностные: произойдет осознание восприятия человека в процессе вербального и невербального общения, исследование и принятие жизненных ценностей эпистолярного жанра. | |||
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Информатика + русский язык + риторика | Групповая, поисковая, исследовательская | Компьютерный класс, Интернет |
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей | Формируемые УУД |
I. Организационный этап | Учитель информатики: Инструктаж
учителя информатики по технике безопасности (слайды 1-6) |
Проводит инструктаж с использованием ИКТ. | Повторяют правила безопасной работы за компьютером | Личностные: установка на здоровый образ жизни |
Слайд 7 (заставка, тема урока) Учитель русского языка (входит в класс с большим прозрачным пакетом, в нем письма). - Здравствуйте, дети! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? О письмах. Эти письма – для вас. Но пакет пока разбирать не будем, сделаем это позже. |
Выбор эффективного способа концентрации внимания. | Проявляют заинтересованность. | Регулятивные: волевая саморегуляция |
|
Учитель русского языка: - Скажите, Вы любите писать письма? Нет? А почему? |
Мотивация деятельности. | Отрабатывают навыки построения рассуждения и привлечения доказательств. | Познавательные: расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
|
Учитель информатики: - Наверное, потому, что сейчас есть невербальные способы общения. Можете перечислить их разновидности? |
Мотивация рассуждения. | Дети перечисляют: SMS, MMC, электронное письмо, сообщения в онлайн, аудиописьмо, голосовая почта и др. | Личностные: перенос на свой жизненный опыт Познавательные: мотивация к исследованию |
|
II. Постановка учебной проблемы | Учитель русского языка: - Неужели традиция писать письма от руки умирает? Ведь письмо – это целый пласт нашей культуры, и без него мы никак не можем обойтись. Не верите? Без письма не было бы эпистолярного жанра, многих крылатых фраз, как, например, Чеховского: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Всем известно о трагической гибели В.В.Маяковского. А о причине самоубийства узнали из предсмертного письма: “Любовная лодка разбилась о быт”. |
Подготовка детей к самостоятельному формулированию темы.
На слайдах 8-9 показывает портреты упомянутых писателей. |
Высказывают своё мнение | Познавательные: анализ ситуации; постановка проблемы |
- А что вы знаете о письме? В рабочем листе к сегодняшнему уроку в графе “Что я знаю о письмах?” напишите все, что вам известно о письмах. | Раздает рабочие листы | Записывают в тетрадях: Письмо - средство общения. Обычно они начинаются с обращения, заканчиваются словами “До свидания”. Письма обычно пишут родным. Сейчас мало кто пишет письма, потому что есть сотовая связь и электронная почта. |
Личностные: демонстрация знаний на основе личного жизненного опыта |
|
Учитель русского языка: - Давайте посмотрим, что вы знаете о письмах. Кто хочет поделиться с нами своими записями? |
Желающие читают свои записи. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. | ||
Слайд 10 (понятия) Учитель информатики: - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Понятия, записанные на ней, вам о чем-нибудь говорят? |
Слова для работы: адресат, адресант, аноним, сургуч, облатка, эпистола, штемпель, ямская гоньба, почтмейстер, постскриптум |
Высказывают своё мнение, дают определение понятиям | Познавательные: закрепление знаний по теме “понятие – форма – содержание” |
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности | Учитель информатики: - Некоторые понятия вы объяснили, молодцы; а вот некоторые вам незнакомы. Какие способы решения проблемы вы можете предложить? Что надо сделать, чтобы они стали нам понятны? |
Создает проблемную ситуацию. | Дети предлагают обратиться к толковым словарям. | Личностные: перенос на свой жизненный опыт |
Учитель русского языка: - Вы абсолютно правы – найти значение слова можно в толковом словаре. Но есть еще один способ определения понятия – по тексту. Раз у нас бинарный урок, то и с этим заданием поступим так: одна половина учеников будет искать понятия так, как делают это на информатике – в Интернете. Другая половина будет заниматься русским языком и определит значения слов по тексту. Посмотрим, кто с заданием справится быстрее. |
Создает проблемную ситуацию. | Проявляют заинтересованность, разделяются на 2 группы. | Коммуникативные: умение и понимать речь других
Личностные: постановка задачи и поиск путей ее решения |
|
Групповая работа с лексическим материалом | Учитель информатики напоминает алгоритм работы с электронным словарем в Интернете | Ученики создают документ в Word, копируют найденную в него информацию и сохраняют ее. | Регулятивные: навыки работы с компьютером, Интернет по заданному алгоритму | |
Учитель русского языка: раздает текст и листы для записи, напоминает о том, как работать с текстом, контролирует процесс поиска. |
Ученики читают текст, выписывают из него определения неизвестных слов. | Регулятивные: навыки работы с текстом по заданному алгоритму | ||
Учитель информатики: - Давайте проверим, какие слова вам были незнакомы и что вы о них узнали? |
Проверка выполнения задания | Дети (по очереди) зачитывают ту информацию, которую они нашли в Интернете | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других |
IV. Получение нового знания | Учитель русского языка: - А какие определения вы нашли на основе текста? |
Проверка выполнения задания | Дети (по очереди) зачитывают ту информацию, которую они нашли в тексте | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других |
Учитель информатики: - Давайте посмотрим на расположение ваших слов. Оно одинаково? |
Ставит вопрос. | Дети отвечают: нет, потому что у тех, кто искал в Интернете, слова расположены в алфавитном порядке, у других – по времени. | Регулятивные: умение строить ответ на поставленный вопрос | |
Учитель русского языка: - На самом деле вы, ребята, не просто составили словарик, а уже начали изучать новую тему по информатике “Классификация”. Может, у вас есть предположение, что такое классификация? |
Ставит вопрос. | Учащиеся выдвигают свои версии. | Регулятивные: построение ответа по схеме: “тезис – доказательство – вывод” | |
Учитель информатики: - Классификация – это распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей. Так как каждое понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятий, то и классифицировать понятия можно по-разному. Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная). Место, занимаемое объектом в естественной классификации, позволяет судить и его свойствах. Вспомогательная классификация не позволяет судить о свойствах объектов; она служит для более легкого поиска объектов. |
Подводит детей к самостоятельной
постановке учебных задач, знакомит с принципом
классификации.
Объясняет новый материал, опираясь на Слайд 11 |
Сопоставляют свои предположения и слова учителя | Познавательные: знакомство с новой
информацией
Личностные: самостоятельное формулирование темы урока; принятие целей урока |
|
Учитель русского языка: - Если мы расположим наши слова по алфавиту, то это будет.... , а по принципу “устаревшие – современные слова” .... классификация. |
Выжидает паузу | естественная вспомогательная |
Коммуникативные: умение слушать и сопоставлять |
V. Актуализация опорных знаний | Учитель русского языка: - Ну, что же, думаю, настало время почитать письма. Начнем с этого. Как вы думаете, от кого и кому оно адресовано? |
Слайд 12 Ставит проблемный вопрос |
Выдвигают версии | Коммуникативные: умение
строить ответ
Регулятивные: построение ответа по схеме: “тезис – доказательство – вывод” |
- Это письмо от А. С. Пушкина, потому что запечатано “облаткой” с изображением фамильного герба поэта. А адресат – его жена Наталья Гончарова. Она - самый частый корреспондент поэта. За 17 месяцев разлуки с ней в 1830 году Пушкин написал 78 писем! | ||||
Учитель информатики: - Давайте внимательнее рассмотрим это письмо. Чем оно отличается от современного? |
Слайд 12 | Дети выдвига-ют свои пред-положения | ||
Учитель информатики: - Начнем с марки. Почтовые марки были придуманы в Англии в 1840 году, поэтому в пушкинское время их еще не было. Конверты уже были, но поэт ими не пользовался. |
Слайд 13 | Слушают учителя | Коммуникативные: умение
слушать и понимать речь других
Познавательные: приобретение новых знаний |
|
Учитель информатики: - Теперь об адресе. До 1834 года в русских городах не было нумераций домов, а отправной точкой указывалась церковь, к приходу которой адресат относится (“У Харитонья в переулке”, “Живет у Самсона”). |
Слушают учителя | |||
Учитель русского языка: - Конечно, читать чужие письма нельзя. Исключение - корреспонденция великих людей. В этом письме поэт сообщает жене о своей работе над историей Пугачевского восстания. Из него мы узнали, как тщательно собирал материал Пушкин для “Капитанской дочки”. Вот почему личная переписка стала всеобщим достоянием и объектом исследования. |
Слайд 14 (текст письма) |
Слушают учителя | ||
Учитель русского языка: - А вот еще одно необычное письмо. Конечно, вы сразу скажете, почему? |
Показывает бутылку, затем слайд 15 (текст письма) |
Это письмо капитана Гранта, а почта называется бутылочной | Познавательные: анализ письма (логическое сопоставление) |
V. Актуализация опорных знаний | Учитель русского языка: - Да, писем тут много, самой мне с ними не управиться. Может, вы мне поможете? Подойдите ко мне, разберите письма, сядьте на место и прочтите их. |
Заинтриговывает учащихся Динамическая минутка (разбор писем). |
Принимают игровую ситуацию | Регулятивные: анализ и поиск закономерностей Личностные: формирование правильной осанки |
Учитель русского языка: - Обратите внимание на наш слайд. В нем представлена классификация писем. Перед вами стоит задача: определить тип письма, которое досталось вам. |
Слайд 16 | Рассматривают слайд, определяют тип письма | ||
Учитель информатики: - Таблица нашей классификации писем заполнена только частично. Нам ее надо заполнить всю. Ваша задача – открыть на рабочем столе файл “Классификация писем” и заполнить ту часть таблицы, которая касается именно вашего письма. Не забудьте сохранить ваши данные. |
Динамическая минутка | Дети пересаживаются к компьютеру | Личностные: формирование
правильной осанки Коммуникативные: сотрудничество с учителем Регулятивные: умение работать с текстом и компьютером по заданному алгоритму. |
|
Работа с таблицей (в парах) | Контролирует процесс заполнения таблицы | Дети печатают текст | ||
Учитель русского языка: - Прошу вас пересесть за парты. Вы уже догадались, что у нас было по 2 письма каждого вида. Фактически, вы работали в парах. Сейчас Татьяна Федоровна объединит ваши таблицу в одну общую. У нас получится не только классификация писем, но и учебное пособие по стилистике, которое вам пригодится и на ГИА, и на ЕГЭ. Во взрослой жизни вам тоже понадобятся знания о разных видах писем, потому что в офисах и на предприятиях вы встретитесь с гарантийными, коммерческими, уведомительными письмами, а если будете хорошо работать, то и с благодарственными. Все они – на нашей доске. Подойдите сюда. |
Динамическая минутка
Просмотр наглядного материала на доске |
Дети пересаживаются за парты
Дети подходят к доске, рассматривают письма. |
Личностные: формирование
правильной осанки
Познавательные: расширение представлений о письмах |
VI. Закрепление полученных знаний | Учитель информатики: - Прошу садиться. Давайте рассмотрим, что у нас всех получилось. - Перед вами классификация писем. А какие еще классификации вы можете назвать? В каких областях науки и искусства применяется классификация? - Разрешите продемонстрировать вам научно- исследовательскую работу такого же, как вы, шестиклассника по теме “Классификация”. Как видите, такая классификация просто необходима в биологии. |
Раздает таблицы учащимся Подведение итогов по выполнению поставленных учебных задач.
Демонстрирует слайды 17-20. |
Учащиеся рассматривают таблицу
Учащиеся анализируют увиденное. |
Регулятивные: анализ и самоконтроль деятельности Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала |
VII. Рефлексия учебной деятельности | Учитель информатики: - А теперь наступило время проверить, как вы усвоили новый материал. Пересядьте к компьютеру, откройте файл “Проверочная работа по теме “Классификация писем” и соотнесите тип и вид письма. |
Динамическая минутка
Контролирует процесс |
Выполняют тест с самопроверкой |
Личностные: самоконтроль; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом |
Учитель русского языка: - прошу вас занять свои места за партами. Сегодня на уроке вы не только узнали, что такое классификация, но и научились классифициро-вать письма. И всё-таки я за то, чтобы письма писались. По старинке, от руки, на бумаге, ручкой... Давайте напишем письмо ... самому себе в будущее. А вскроем их после того, как вы окончите школу в 2018 году и придете на первую встречу выпускников. Каким будет это письмо – дружеским, поздравительным, деловым, решать вам. Приступайте. |
Динамическая минутка Организация обратной связи по итогам работы. Учитель складывает письма учащихся и запечатывает их в большой конверт с надписью “Вскрыть в 2018 году” |
Анализируют и оценивают свою
деятельность на уроке. Учащиеся выстраивают собственные высказывания в форме письма. Написание письма |
Личностные: формирование
правильной осанки Регулятивные: анализ и самоконтроль деятельности Личностные: установка на нравственные позиции человека |
|
Учитель информатики: - Наш урок подошел к концу. Осталось только записать домашнее задание: 2.3 стр.54 РТ 28 стр. 60 (По Босовой Л.Л) |
Слайд 21 Учитель задает домашнее задание. |
Записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные: самоконтроль | |
Учитель русского языка: - Понравился ли вам наш урок? Конечно, свое мнение вы можете тоже оформить в виде письма – благодарственного или с претензией. Но давайте вернемся к началу нашего урока. Помните, вы говорили, что информацию можно передать и невербальным способом? Предлагаю вам выразить свое мнение об уроке через ... смайлик: веселый – всё понравилось, нейтральный – обычный урок, грустный – было скучно и неинтересно. - Спасибо за урок! До новых встреч! |
Регулятивные: давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные: Строить отношения с учителем на основе сотрудничества |