Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.
Планируемые результаты: учащиеся научаться находить и выделять в словах окончание и основу.
Форма работы: Коллективная, групповая, работа в паре.
Применение оборудования и инструментария: учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки с заданием для работы в группе, паре; мультимедийный проектор; ноутбуки; учебное универсальное мультимедийное пособие по русскому языку для 3-го класса к учебнику Р.Н. Бунеева и др. Издательство "Экзамен".
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные (П.) УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные (Р.) УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные (К.) УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты (Л.)
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Ход урока |
I. Организационный момент |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова “Классная работа”. – Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.) Р. |
II. Актуализация знаний. Планирование деятельности |
Орфографическая минутка в
узоре спрятано название параграфа, попробуйте
его найти. П. Л. К. - Из чего состоит узор? (Из букв, элементов). - Какое слово спряталось в узоре? - Напишите слово на строчке без элементов. (Части слова.) Сформулируйте тему урока. (Части слова.) – Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.) - Давайте вспомним, что мы ещё знаем о частях слова. Корень - это главная часть слова в нём заключено основное лексическое, общая часть однокоренных слов значение, смысл всех однокоренных слов. Корень обязательная часть слова - слов без корня нет. Приставка - это часть слова, стоит перед корнем, со словами пишется слитно и образует новые слова. Суффикс - это часть слова, находится после корня и образует новые слова. |
III. Формулирование проблемы | Словарная работа. - Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они.
- Что вы знаете о снегирях? - Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря. - Как запишите слово снегирь? Снегирь - Можно ли проверить написание? ( Нет, это непроверяемая безударная гласная написание которой надо запомнить.) - А как можно запомнить это слово чтобы не ошибаться? (Например со словом снег, потому что птицы прилетают с первым снегом. Обращаем внимание детей что это не проверочное слово, а способ запоминания - мнемонический приём.) - Определите корень слова. - Что знаете о корне? - Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.) - Как правильно подобрать однокоренные слова? - Подберите. (Варианты детей). - В современном толковом словаре под ред. С. А. Кузнецова Снегирь- ям; м. Небольшая лесная певчая птица сем. вьюрковых с красной грудью (у самцов). Красногрудые снегири. За окном свистят снегири. - и; ж. Разг. Самка снегиря. - В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова. - Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный, снегириха, снегирята). - Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир-). Работа в группе - Ребята вам сейчас предстоит поработать в группе, распределите роли и приступайте. Я даю вам на эту работу 5 мин. У каждой группы карточки с данным текстом. Прочитай. Озаглавь текст. Попробуй изменить слова, чтобы получился понятный текст. Вставь недостающие части слова, чтобы предложения были понятны. Подумай! Это одно и то же слово или это разные слова? Снегири. Снегири живут в лесах с густым подлеском. Также со снегирем можно встретиться в садах и парках городов . Летом птица обитает как в густых лесах, так и в редколесьях, но заметить снегиря удаётся редко. Зимой стаи снегирей очень хорошо различимы на белоснежном фоне. У самцов снегирей грудка розовато-красного цвета, у самок — буровато-серого. Необходимое питание снегирю это - семена, почки, некоторые паукообразные и ягоды. Проверка. - Ребята что вы узнали из текста о снегирях? - А что вам нужно было сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы получился понятный текст). - Какие слова у вас получились? ( выписываем в строчку в тетрадь, у учителя появляются на слайде по порядку проверенных предложений.) - Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-). - Выделите корень. - Почему нельзя было оставить слово снегирь без изменений? (Потому что у слова снегирь изменилась роль в предложении.) - При помощи чего она изменилась? (Предполагаем - дети могут сказать что это ещё одна часть слова которую мы не знаем пока, возможно сильные ученики скажут что это окончание.) - Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить.) |
IV.Открытие нового знания | Работа с правилом. - С чего начнём? Что нам может помочь? (Учебник). Откройте учебник, на стр.144 прочитайте название раздела. (Части слова. Окончание и основа.) - Добавляем к нашей теме Окончание и основа. - Кто сформулирует цель урока? (Мы будем учиться находить и выделять в словах окончание и основу.) - Прочитайте правила на стр. 144, 145. - А теперь попытайтесь в паре составить опорную схему, следуя алгоритму. Окончание это.... Окончание служит.... Чтобы найти... 3нак..... Оно может быть.... Часть слова без окончания это... - Что вы можете сказать про окончание? - Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? - Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.) - Вернёмся к нашим словам и выделим окончание. - Что такое основа? Как найти основу? (В основе заключён смысл, значение слова.) - Как графически обозначается основа? - Выделите в словах основу. - Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу? Физминутка |
V. Развитие умений и применение знания | П.К. Работа в учебнике. Упр. 178, стр. 146 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу. Упражнение на ноутбуках в паре (У каждой пары на столе ноутбук, в папке сетевой диск есть учебное универсальное мультимедийное пособие по русскому языку для 3 -го класса к учебнику Р.Н. Бунеева и др. Издательство "Экзамен". Ребята запускают пособие, находят раздел "Части слова. Окончание и основа", открывают папку - самопроверка и приступают к выполнению упражнения. Если ребёнок неверно нашёл окончание звучит грустный сигнал, если ребёнок выполнил верно- звучит весёлый сигнал и появляется слово- молодец!) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты нашёл все окончания сам или с помощью товарища? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с... (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |
VI. Рефлексия | Р. П. Работа с сигнальными карточками: да–нет. – Ответьте кратко: да или нет (зелёная карточка – да, красная – нет): – Окончание – изменяемая часть слова? (Да.) – Окончание входит в основу слова? (Нет.) – Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.) – У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.) – С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. - Ребята, к нам сегодня в гости на урок прилетали кто? Снегири. - Вот как раз снегири нам помогут себя оценить. |
VII. Итог урока | - Перед вами дерево, на самые верхние
веточки посадят своих снегирей те ребята,
которые считают, что урок прошёл для вас
плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой
и можете научить выделять окончание и основу
слова, и помочь другим. - На веточки которые находятся внизу посадят своих снегирей те, кто считает, что на уроке работал хорошо, научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь. - И своих птиц оставят на снегу возле дерева те, кто считает, что мог бы работать лучше, вам было трудно на уроке. |
VIII. Домашнее задание | 1) Повторить правило на с. 144, 145. и по
опорной схеме которую мы сегодня составили
подготовиться рассказать правило. (устно) 2) Упр. 2, с. 162. (письменно) |
Использованные источники и литература.
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1. Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс., 2013. – 144с.: илл.
2. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя Р.Н.Бунеева, / Е.В.Бунеева, Н.А. Исаева. - М.: Баласс, 2013 - 320с. (Образовательная система "Школа 2100").
3. Современный толковый словарь под ред. С. А. Кузнецова.
4. http://ru.wikipedia.org/ Текст о снегирях.