Цель: формирование позитивного отношения к школьной форме и воспитание осознанного отношения к внешнему виду.
Задачи:
- познакомить с историей школьной формы в Великобритании и России.
- расширить словарный запас по теме “Одежда”
- развивать умение выражать свое мнение на английском языке
- способствовать формированию уважительного отношения к традициям гимназии.
Оборудование: (Приложение 1)
- Презентация.
- Мультимедийный комплекс (компьютер, экран, проектор).
- Листы со словами по теме “Одежда”.
- Два ватмана для эскизов школьной формы.
- Восковые мелки.
- Цветные квадратики желтого и синего цвета.
- Фрагмент видеофильма о школьной форме.
Ход урока
Оргмомент.
Учитель английского языка: Good morning everybody! Today we have an unusual lesson. It is English and Psychology together. And the topic of our lesson is “A School uniform in Great Britain and in Russia”. (Слайд 1)
Педагог – психолог: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые гости! Всем известно, что к школьной форме многие относятся по-разному. Некоторые уважительно и считают, что школьную форму необходимо носить в образовательном учреждении, а некоторые, напротив, уверены, что школьную форму следует отменить и не делать ее обязательной. А мы начнем наш урок с того, что выясним, кто из вас на данный момент “за” школьную форму, а кто “против”. Для этого мы раздадим вам цветные квадратики желтого и синего цвета. Тот, кто “за” школьную форму выбирает желтый квадрат, а кто “против” выбирает синий квадрат, берет его и наклеивает на доску. А мы после всего подведем итог. Какое количество обучающихся “за”, а какое “против”. Итак, начнем.
Действия обучающихся: Дети разбирают цветные квадратики и наклеивают на доску.
Учитель английского языка и педагог-психолог подсчитывают количество “желтых” и “синих” и озвучивают результат.
Фонетическая разминка. (Слайд 2). Учитель английского языка.
Установка: Take the lists with the words. Listen to me and read after me.
- Крапчатый – spotted
- Клетчатый – chequered/checkered
- Полосатый – striped
- В складку – pleated
- Цветная ткань – coloured stuff
- Водолазка – a rollneck sweater (брит.)
- Одного цвета – one-colour
- Юбка – a skirt
- Блузка – a blouse
- Бледно-розовый – pastel-pink
- Брюки – trousers
- Пиджак – a jacket
- Жилетка – a waistcoat
- Безрукавка – (вязаная) sleeveless pullover
- Сарафан – a pinafore
- Платье – a dress
- Прямой – straight
- Расклешенный – bell-shaped; (о брюках) bell-bottomed
- Рубашка – a shirt
- Пуловер – a pullover
Педагог-психолог. Скажите, пожалуйста, а какой смысл вы вкладываете в понятие “Школьная форма”?
Ответы детей.
Педагог-психолог: Таким образом, цель нашего урока: формирование позитивного отношения к школьной форме и воспитание осознанного отношения к внешнему виду.
Учитель английского языка. And now children let’s start listening the information about school uniform in Great Britain.
Pupil 1. History (Слайд 3)
School uniform in England for the first time was introduced on a national scale during the reign of king Henry VIII, the basis was taken soldiers uniforms, this form was a long cloak-coat of blue colour. The blue paint at that time was the cheapest and accessible, and to the children of humility. The first school, which has introduced at itself this form, has become the hospital of Christ.
(Слайд 4) In 1870, the decree on Primary education introduced free primary education for all children. The demand for school uniform increased sharply, and in the end it will be accepted by the majority of British schools. In this period, the school form reflects the age – specific features: so, boys, wore shorts and the blazers up to adult age, and then, years from 14 – 15, long pants. Girls, mainly, wore a blouse, dress tunic and apron, which by the beginning of the XX century, developed to dress – sarafan (“gymslip”).
(Слайд 5) The evolution of school uniforms lasted until the 1950s, when due to the reforms Butler secondary education became available, and the age of the graduate of secondary schools was raised to 15 years. The reform of the offered all schools to adopt common standards. In school uniform set “summer” and “winter” style, which was especially necessary for girls dresses were worn during the summer, and dress in winter.
Pupil 2. Rationale (Слайд 6)
The current government of England believes that form a single plays an important role in the promotion of school spirit: the Department of childhood, family and school strongly recommends that you maintain a single school uniform, because it can help the positive behavior and discipline; to encourage the class cohesion and the ideals of the school; to ensure equality of students of all races and social classes, so that everyone can fell welcome; protect children from social tension promotes good relations between different group of students.
Pupil 3. (Слайд 7) In our days in most British schools students wear a school uniform. Girls usually wear a white blouse with a dark skirt and a pullover. Boys wear a shirt and a tie, dark trousers and a pullover. The colours of the pullover may be grey, brown, blue or green. Boys often wear school caps and girls sometimes wear hats. Shoes are usually black or brown. Children of ten and eleven don’t often like their school uniform, especially the hats and shoes. Sometimes they do not wear correct uniform. Schools often give them a warning the first time this happens. But the second time they are punished if they don’t wear the correct uniform.
Учитель английского языка. (Слайд 8) Well, thank you very much for such information. And now children answer the questions please:
Do British school children wear a school uniform?
What are the most popular colors for school uniform in Britain?
Do British school children like to wear a school uniform?
What do British schools do to children who don’t wear the correct uniform?
Would you like to wear a school uniform like British school children do? Why/ Why not?
Учитель английского языка. Thank’s a lot. Your answers are very good.
Педагог-психолог. А теперь дети я хотела бы, чтобы вы послушали информацию об истории школьной формы в России. И начнем мы свой разговор со времен Российской империи.
Ученик 4. (Слайд 9) В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с чёрным козырьком цветным кантом и эмблемой. Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастёрки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной чёрным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены чёрной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме.
(Слайд 10) В женских гимназиях также существовала форма. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой.
Ученик 5. (Слайд 11) 1920–1950-е годы: От эксперимента к классике. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими наработками в области образования.
(Слайд 12) Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году.
(Слайд 13) Эта форма существовала до конца 1962 учебного года. И за тем была изменена в сторону отхода от "военизированности". Мальчики получили серый полушерстяной костюм - брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка. В младших классах было принято нашивать белый воротничок поверх пиджачного воротника. Фуражку заменил тёмно-синий берет. Форма для девочек осталась прежней.
(Слайд 14) В 1975-1976 годах произошли изменения в школьной форме у мальчиков: серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета.
(Слайд 15) Для девочек изменения произошли в 1984 году: был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Санкт-Петербурга, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. (Слайд 16) Современная Россия. Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года, однако с 1 сентября 2013 года вновь была введена обязательная школьная форма, но каждое образовательное учреждение само решает, какой она должна быть.
Учитель английского языка. Школьная форма существует не только в Англии или России, но и в других зарубежных странах. Поэтому давайте посмотрим фильм о школьной форме за рубежом. (Документальный фильм “Школьная форма: за и против” Приложение 2).
Педагог-психолог. А как же со школьной формой обстоят дела в нашей гимназии?
Ученик 6. (Слайд 17) А в нашей гимназии форма была введена в 1998 году, которая остается неизменной и по сей день. Форма (фасон, цвет, ткань) была выбрана самими обучающимися и их родителями при помощи опытных психологов. Для начала всем обучающимся с 5 по 11 класс было предложено нарисовать модель школьной формы. Однако, когда подсчитали средства, которые придется заплатить на пошив такой одежды, то оказалось, что расходы будут внушительными. Администрация же школы хотела найти оптимальный вариант, доступный всем. Тогда в гимназию были приглашены представители Беловской фабрики “Малыш”. Но и те условия, по которым фабрика согласна была сотрудничать с гимназией, оказались неподходящими. Следующей фирмой, с которой так же не был подписан контракт, стала фабрика “Силуэт” города Кемерово. Оптимальным решением этой проблемы явилось сотрудничество с фабрикой “Одежда” города Ленинск-Кузнецкого. Цвет формы – цвет спелой вишни – был предложен психологами. Видимо, расчеты психологов относительно цвета оказались верными, так как на протяжении всего существования гимназии форма ни разу не менялась.
Педагог-психолог. Понятие “школьная форма” является составляющим понятия “дресс-код”. Что же это такое?
Ученик 7. (Слайд 18) “Дресс-код” - слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, т.е. систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя ходить на работу в брюках, или можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне приобщились к корпоративному духу, но их дети ходят в школу в “ чем попало”. Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?
(Слайд 19) “Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, - считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно для повышения собственной самооценки школьный “дресс-код” может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго”.
Педагог-психолог. Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется “Игра по кругу”. Для этого вам необходимо встать в круг. Правила игры: Мы передаем по кругу карандаш, переворачивая его разной стороной. (Школьная форма – это хорошо, потому что ..., школьная форма – это плохо, потому что ...).
Дети. Играют, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.
Педагог-психолог. Мы услышали в ваших ответах положительные и отрицательные стороны введения школьной формы. А сейчас, я предлагаю вам разделиться на четыре команды (дети тянут одинаковые фигуры четырех разных цветов). Каждая команда получает свое задание:
- 1 команда – “учителя” доказывают положительные стороны школьной формы.
- 2 команда – “ученики” доказывают отрицательные стороны школьной формы.
- 3 команда – “врачи и психологи” делают выводы о необходимости школьной формы.
- 4 команда – “родители” высказывают свое мнение о школьной форме.
Дети выбирают делегата, который будет озвучивать мнение каждой команды (выступление делегата).
Педагог-психолог. (Слайд 20) А сейчас подведем итог всему вышесказанному. Я приведу для вас таблицу, в которой вы увидите преимущества и недостатки школьной формы.
Преимущества | Недостатки |
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. | Нежелание детей ее носить. |
Форма дисциплинирует человека. | “Потеря индивидуальности”. |
Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде. | Повышение финансовых расходов на обучение ребенка. |
Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. | Затрата времени и сил родителей в связи с приобретением формы. |
Нет проблемы “в чем идти в школу”. У детей возникает позитивный настрой. Спокойное состояние активизирует желание учиться. | Низкое качество материалов и пошива школьной формы. |
Школьная форма помогает ребенку чувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. | |
Если одежда придется ребенку по вкусу, он так же будет испытывать гордость за свой внешний вид. | |
Школьная форма сэкономит деньги родителей. |
Педагог-психолог. (Слайд 21) Итак, я хочу вам опубликовать критерии, по которым рекомендуют выбирать школьную форму.
- Качество материала.
- Школьная форма должна быть удобной, не стесняющей движений.
- Школьная форма должна быть красивой и модной.
- Школьная форма должна приучать детей к деловому общению, дисциплине и порядку.
- Цвет одежды должен быть спокойный, однотонный. Благотворно влияют на нервную систему и настраивают на рабочий лад темно-синий, темно-зеленый, серый, бордовый и светло-коричневый цвет. И особенно рекомендуют материал в клеточку. Клетка сама по себе радует детей и повышает им настроение.
- Экономить на школьную форму не надо.
- Школьная форма для ребенка – это здоровье, успех и уверенность в себе.
Учитель английского языка. (Слайд 22) Work in two groups. The first group should design an ideal school uniform for girls and the second group should design an ideal school uniform for boys.
Дети (работают в группах и проектируют свою школьную форму).
Дети (представляют свои работы и защищают их).
Педагог-психолог. А теперь, мы хотели бы узнать, поменялось ли ваше мнение о необходимости школьной формы в образовательном учреждении или нет. Для этого мы вновь раздадим вам цветные квадратики желтого и синего цвета. Тот, кто “за” школьную форму выбирает желтый квадрат, а кто “против” выбирает синий квадрат, берет его и наклеивает на доску. А мы после всего подведем итог. Какое количество обучающихся “за”, а какое “против”.
Действия обучающихся: Дети разбирают цветные квадратики и показывают их.
Учитель английского языка и педагог-психолог подсчитывают количество “желтых” и “синих” и озвучивают результат.
Педагог-психолог. (Слайд 23) Форма – это знак престижа, уникальности той или иной школы. Свою форму имеют и Оксфорд и Кембридж. У футбольных команд тоже есть своя форма. Даже вручение Нобелевской премии обязывает номинантов являться на церемонию во фраках. Форма сама по себе лишь знак чего-то. Важно, зачем ее надевают. В нашем случае школьная форма – это символ гимназии № 1, ее традиции, ее история, и мы рады, что ее история продолжается в вас.
Учитель английского языка. And your homework for the next lesson will be writing an article about the ideal school uniform and the best one will be published in our “School site” and the “Mega express” newspaper.
Педагог-психолог и учитель английского языка. (Слайд 24) Thank you for such an unusual lesson. You are free. Good-bye!