Цели:
- повторить и обобщить знания о приставках, составе слова, антонимах;
- формировать навыки логического мышления, учить работе с алгоритмом;
- обобщить знания об осенних изменениях в природе;
- продолжить формирование элементов экологической культуры на примере произведений живописи.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, тетради, иллюстрации к упражнениям гимнастики “Брейн Джим” (по д-ру Полу Деннисону) , карточки с приставками (раз-,рас-, без-, бес-), приложение.
Ход урока
1. Организационный момент.
Чем вы хотели бы заниматься на уроке? (писать, читать, играть). Желаю вам удачи на уроке.
Слайд №2
Выполнение упражнений настройки “Точки мозга”, “Перекрестный шаг”, “Поза Кука”.
(Слайды № 34, 35, 36. Переход к упражнениям – “клик” на картинку, возврат-кнопка “домой”)
Справка:
“Brain Gym” (“Брейн Джим”). В переводе с английского – гимнастика для мозга. Гимнастика разработана американским кинесиологом Полом Дэннисоном и признана в 1991 году Национальным Фондом образования США одной из 12 лучших инновационных программ по образованию.
Комплекс упражнений “Brain Gym” улучшает процессы мозгового кровообращения, поставку кислорода тканям мозга. Тем самым усиливается функция слуха, достигается его фиксация. Повышается работоспособность мозга и руки за счет их скоординированной работы. Комплекс настраивает детей на восприятие материала, помогает расслабляться и очень быстро снимать утомляемость на уроках. Увеличивается зрительная активность и концентрация внимания.
Упражнения могут выполняться как перед началом урока, так и во время него. Они с успехом могут заменить обычные физкультминутки. Помимо этого, упражнения можно выполнять и в домашних условиях во время подготовки к контрольным и проверочным работам, а также для снятия усталости при выполнении домашнего задания. Ниже представлены отдельные упражнения. (Иллюстрации Маркаровой Т.Р.)
2. Минутка каллиграфии.
Слайд №3
- Какое сейчас время года? (осень)
- На сколько периодов делят осень? (начало осени, золотая осень и глубокая осень или поздняя).
- Какой период осени сейчас? (начало или золотая)
Говорят, что предвестником золотой осени является первый иней.
Посмотрите внимательно на слово “осень”.
Есть ли одинаковые элементы букв в этом слове? (овал и полуовал)
В тетрадях пропишите буквы о, с, е
3. Повторение и обобщение знаний об осенних изменениях в природе.
Отгадайте загадки, а отгадки запишите.
Слайд №4-5
Эту истину помни от роду:
Береги, друг, родную... (природу)
Слайд №6-7
Падают с ветки
Золотые монетки. (листопад)
Слайд №8-9
Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет. (ветер)
Слайд №10-11
Меня ждут - не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
Свои бусинки, друзья,
Рассыпаю щедро я. (дождь, дождевые капли)
Признаки какого времени года характеризуют эти слова? (Признаки осени)
Какие еще признаки осени в неживой природе вы знаете? (С наступлением осени ночи становятся длиннее, а дни короче. Постепенно понижается температура воздуха, почвы, остывают водоёмы.
Днем может быть еще очень тепло, особенно в ясную солнечную погоду, но ночи становятся все холоднее. Дожди идут чаще.)
Какое слово получится из выделенных букв? (приставки)
п | р | и | р | о | д | а | л | и | с | т | о | п | а | д | в | е | т | е | р | к | а | п | л | и |
Что вы знаете о приставках? Какие еще части слова вы знаете?
4. Повторение знаний о составе слова.
Слайд №12
Задание. Выпиши только слова с приставками.
Разлом, беседа, известный, разный, беззубый, рассмешить, изумруд, искривить, бесшумный, искра.
- Назовите приставки. (без,-бес-, из-, ис-, раз-, рас-)
- Что общего? (оканчиваются на з//с)
- Сформулируйте темы нашего урока.
5. Определение тем и целей урока.
Тема “Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с”.
Тема “Осенние изменения в природе”
- С какой целью мы проводим сегодняшний урок? (Чтобы научиться правильно писать приставки, оканчивающиеся на з//с).
- Что можно сказать о согласных з//с? (парные по глухости-звонкости)
Слайд №13 Повторим о звонких и глухих согласных звуках (на экране таблица).
На уроке мы будем изучать не только правописание приставок, но и вспомним об осенних изменениях в природе.
6. Работа с алгоритмом “Правописание приставок, оканчивающихся на з//с”.
Слайд №14
(Детям предлагается сложить из табличек и стрелок алгоритм на интерактивной доске)
7. Физкультминутка. Упражнения гимнастики “Брейн Джим”.
Слайд №15
Выполнение упражнений “Ленивые восьмерки”, “Симметричные рисунки”, “Слон”.
(Слайды №37,38,39. Переход к упражнениям – “клик” на картинку, возврат-кнопка “домой”)
8. Подобрать подходящие по смыслу приставки (раз-, рас-, без-, бес-)
Слайд №16
Ребята, у вас на партах лежат карточки с приставками. В следующем задании надо будет поднять карточку с той приставкой, которая подходит по смыслу к данному слову и предложению.
Дети показывают карточки с подходящими по смыслу приставками. Предложения записывают.
Слайд №17
(Рас)красавица осень!
Слайд №18
На (рас)трёпанных деревьях блестит золотой луч солнца.
Слайд №19
(Без)заботный ветерок (рас)кидал сухие листья.
Слайд №20
(Без)звучно набежала туча. Послышались (рас)каты грома и пошёл дождь. От (бес)конечных дождей кругом (рас)путица.
Объясните значение слова “распутица”.
Слайд №21
(Распутица бывает весной и осенью, когда из-за обильных осадков или таяния снега дороги становятся труднопроходимыми).
9. Фронтальная работа.
- Какие изменения происходят в жизни растений? (Осенью наиболее заметное явление в жизни растений – листопад.)
- Какое значение для растения имеет листопад? (Опадение листьев с деревьев спасает их ветки от лишнего испарения воды и повреждения при обильном снегопаде. А также удаляются вредные вещества, накопившиеся в листьях. Некоторые деревья сбрасывают осенью не только листья, но еще и часть своих ветвей. Дерево намеренно избавляется от некоторых мелких лишних ветвей, как от пожелтевших листьев. Такое явление называется “ветвепад”)
- У каких растений, растущих около школы вы наблюдали это явление? (у вяза, ивы, тополя.)
- Что общего у слов листопад и ветвепад? (эти слова образованы при помощи сложения двух корней и соединительной гласной)
Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте букву, объясните.
Слайд №22
Насекомые уютно ра...местились под корой и в трещинках деревьев.
Слайд №23
Земноводные и пресмыкающиеся устраиваются на зимовку.
Слайд №24
Птицы покидают леса и парки. Теперь им предстоит трудное и...пытание – далёкий перелет. Трудно ра...ставаться с родными краями.
Слайд №25
Некоторые звери делают на зиму запасы пищи. Белка ра...весила грибы на сучках деревьев.
Слайд №26
Ёж, барсук и бурый медведь устраивают себе норы и берлоги.
Слайд №27
Маленький зайчишка и...пугался шороха осенних листьев. Сначала он ра...терялся, а потом быстро ускакал.
Слайд №28
Зайцы, белки и лисы осенью линяют. Новая шерсть хорошо сохраняет тепло.
(Разместились, испытание, расставаться, развесила, испугался, растерялся.)
10. Работа в парах.
Слайд №29
Перед тем, как вы приступите к работе, предлагаю послушать песню о правописании приставок на з/с. (“Веселые уроки Радионяни”)
Подбери противоположные по смыслу слова. Как называются такие слова? (антонимы)
Связать – (развязать) | Закат – (рассвет) | Породистый – (беспородный) |
Сдвинуть- (раздвинуть) | Умный – (бестолковый) | Конечная – (бесконечная) |
Цветной – (бесцветный) | Сложить- (разложить) | Зубастый – (беззубый) |
Завернуть - (развернуть) | Слепить –(разлепить) | Слететься – (разлететься) |
Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполненных заданий.
Слайд №30
Проверь себя. (На экране ответы к заданию)
11. Самостоятельная работа.
Слайд №31
Составь слова с данными приставками (по вариантам).
РАЗ- | РАС- | ИЗ- | ИС- | БЕЗ- | БЕС- |
- 1 вариант: -купаться, -бежаться, -сказ, -писание, -ветренный, -пугать, -бег,
- 2 вариант: -бавить, -пустить, -бежать, -дать, -пользовать, -домный, -шумный,
- 3 вариант: -правление, -сильный, -людный, -головье, -дорожье, -цветный, -спорный
Слайд №32
Проверка
раз | рас | из | ис | без | бес |
разбежаться разбег разбавить раздать |
рассказ расписание распугать распустить |
избавить избежать издать изголовье |
искупаться испугать испустить(дух) использовать исправление |
безветренный бездомный безлюдный бездорожье |
бесшумный бессильный бесспорный бесцветный |
12. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание
Слайд №33
- Чем занимались на уроке? Что узнали? Чему научились? Что запомнилось больше всего?
- Какое задание было самое трудное (легкое)? Довольны ли вы своей работой на уроке?