Цели урока:
Образовательные:
- повторить положительные и отрицательные числа;
- изображение чисел на координатной прямой;
- сравнение положительных чисел;
- выведение правила сравнения чисел с помощью их ряда;
- формировать умение сравнивать числа с помощью их ряда, приводить примеры;
Развивающие:
- развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе.
Знать: правила сравнения двух чисел с помощью их ряда.
Уметь: сравнивать числа с помощью их ряда, аргументируя свой ответ.
Тип урока: изучение нового материала и урок первичного закрепления.
Оборудование: экран, мультимедиа, презентация, раздаточные материалы
№ п/п | Этап урока | Время | Задачи этапа |
1 | Организационный момент. | 1 мин. | Поприветствовать друг друга, настроить учащихся на урок. |
2 | Актуализация знаний. | 7 мин. | Определить тему урока, цели и этапы совместно с учениками. Повторить положительные и отрицательные числа, изображение их на координатной прямой, повторить правило сравнения положительных чисел. |
3 | Изучение нового материала. | 13 мин. | Выведение правил сравнения целых чисел с помощью их ряда. |
4 | Закрепление изученного материала. | 10 мин. | Формировать умение сравнивать целые числа, приводить примеры, аргументировать ответ. |
5 | Физкультминутка. | 1 мин. | Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
6 | Итоговое закрепление | 9 мин | Проверить полученные навыки и умения |
7 | Итог урока | 3 мин. | Подведение итога. Выставление оценок. Рефлексия |
8 | Домашнее задание. | 1 мин. | Инструктаж по домашнему заданию. |
Ход урока
1) Организационный момент.
Добрый день. Сегодня отличная погода. Надеюсь, у вас такое же настроение и мы продуктивно поработаем. Напоминаю, за данные правильно ответы ученики ставят себе на полях “+” и в конце урока, за 5 “+” - оценка “5” и за 4 “+” - оценка “4”. Всем удачи.
2) Актуализация знаний.
Вы дома выполняли домашнюю лабораторную работу. Что вы делали? – Сравнивали температуру воздуха, высоту гор, глубину озёр. – Правильно, всем удалось найти данные и заполнить таблицу? – Да. – Молодцы. Скажите, а на математическом языке, что вы делали? – Сравнивали числа. – Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим сравнивать числа. Мы повторим то, что знаем и пройдём новый материал. Скажите, какие числа мы уже умеем сравнивать, а какие еще нет? – Положительные умеем, а отрицательные нет. – Правильно. Итак, какова тема урока сегодня? – Сравнение отрицательных чисел. – Молодцы. Запишем в тетрадь (слайд 1).
Какие цели вы ставите себе на этот урок? – Научиться сравнивать отрицательные числа, повторить правила сравнения чисел. – Правильно, молодцы. Приступим к первому этапу урока. Как он у нас называется? – Устная работа. – Да. Молоды.
I Устная работа (слайд 2).
Фронтальный опрос:
- Как называется прямая, на которой отмечена точка, принятая за нуль, выбрано положительное направление и выбран единичный отрезок?
- Какие числа называются целыми?
- Каким числом будет нуль?
- Какие числа называются противоположными?
- Какое число противоположно нулю?
- Как называют числа, расположенные в ряду целых чисел справа от нуля? А слева от нуля?
- Как сравнить целые положительные числа? Приведите примеры.
Молодцы. Переходим к следующему этапу. Что мы будем делать? – Изучать новый материал. - Да, молодцы, изучать новый материал.
3) Изучение нового материала.
Обратимся к вашим домашним лабораторным работам (слайд 3).
- Высота горы Эльбрус 5642 м, а горы Балиал 4007м. Какая гора выше? – Эльбрус. – Как математически записать данные о высотах? - +5642 и +4007 – Правильно, а если мы запишем неравенством, то как оно будет выглядеть? - 5642 > 4007. - Верно. Запишите неравенство себе в тетрадь.
- 31.01.14 г. термометр в Санкт-Петербурге показал максимум 17°С мороза, а уже 01.02.14г. Показал всего лишь 9°С мороза.– Как математически записать данные температур? - -17 и -9 - Повысилась или понизилась температура? – Повысилась. – Правильно, а если мы запишем неравенством, то как оно будет выглядеть? – 17 < -9. – Верно. Запишите неравенство себе в тетрадь.
- В Барнауле вчера термометр на улице показывал 0°C, а сегодня он показывает -5°C. Повысилась или понизилась температура? – Понизилась. – Правильно, а если мы запишем неравенством, то как оно будет выглядеть? – 0 > -5. – Верно. Запишите неравенство себе в тетрадь.
- В Майкопе 28 февраля термометр на улице показывал -2°C, а 01 марта он показывал 3°C. Повысилась или понизилась температура? – Повысилась. – Правильно, а если мы запишем неравенством, то как оно будет выглядеть? – -2 < 3. – Верно. Запишите неравенство себе в тетрадь.
Про какое из этих неравенств вы совершенно точно можете сказать, что оно верное? – Первое. – Почему? Давайте повторим правила сравнения натуральных чисел. – Из двух натуральных чисел больше то, которое при счёте появляется позже и меньшим то, которое при счёте появляется раньше.
Давайте рассмотрим ряд положительных чисел (слайд 4): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и т.д. Какие знаки можно поставить между числами? – Меньше – Правильно. Существует ли наибольшее положительное целое число? А наименьшее? – нет, да.
Теперь рассмотрим ряд отрицательных чисел (слайд 5): ...-6, -5, -4, -3, -2, -1, 0. Какие знаки можно поставить между числами? – Меньше – Правильно. Существует ли наименьшее целое отрицательное число? А наибольшее? – нет, да.
Теперь посмотрим на ряд целых чисел (слайд 6). Какие знаки можно поставить между числами? – Меньше – Правильно. Таким образом, правило сравнения и для отрицательных и для положительных чисел одно и то же.
Давайте ознакомимся с правилом в учебнике и посмотрим, правильно ли мы составили неравенства в начале урока (стр. 163 Учебник). После прочтения правила. Возвращаемся к неравенствам и проговариваем правило.
Мы изучили новый материал, теперь давайте перейдём к следующему этапу урока. Как он называется? – Решение заданий.- Да, правильно, будем закреплять полученные знания.
4) Закрепление изученного материала (слайд 7).
А)Выполним упражнения из учебника № 725, 726 (у)
Б) Работа индивидуально в тетрадях с последующей взаимопроверкой по слайду 7.
Сравнить целые числа:
- -2 и -6;
- 5 и -4;
- -1 и 3;
- 0 и 5;
- -7 и -8;
- -2 и 0.
Проверка:
- -2 > -6
- 5 > -4
- -1< 3
- 0 < 5
- -7 > -8
- -2 < 0
Не забудьте поставить себе “+” те, у кого всё верно.
В) Работа в парах. Петя Ленивцев невнимательно слушал объяснения учителя, и поэтому при сравнении целых чисел сделал несколько ошибок. Проверьте неравенства, составленные Петей, и если нужно, исправьте ошибки (слайд 8).
Ученики получили раздаточный материал (Приложение 1) - Вы отмечаете верное или неверное неравенство и если оно неверно рядом напишете правильное.
Проверка по слайду 8.
- Верно
- Верно
- Неверно -3 < 2
- Неверно 4 > -8
- Неверно -7 > -10
- Неверно -12 < -2
Не забудьте поставить себе “+” те, у кого всё верно. Молодцы, пришло время отдохнуть.
5) Физкультминутка (слайд 9).
1. Крепко зажмурьте глаза на 3 секунды, а затем откройте их на такое же время. Повторите 3 раза.
2. Быстро поморгайте в течение 10 секунд. Откройте глаза, отдохните 10 секунд. Повторите 3 раза.
3. Закройте глаза, помассируйте мочки ушей с помощью легких круговых движений пальцев.
6) Итоговое закрепление.
Теперь пришло время, поверить чему мы научились.
Тест по вариантам с дифференцированными заданиями. Ученикам выданы раздаточные материалы, выполнение на листочках. Время 8 минут (Приложение 2).
Работа окончена.
Ответы:
А1 | А2 | А3 | А4 | В1 | В2 | С1 | |
В1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 4 |
В2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 |
7) Подведение итогов.
Вот наш урок подходит к концу. Как называются заключительные этапы урока? – Итоги урока и домашнее задание. – Верно. Подведём итоги (слайд 10):
1. Как расположены в ряду целых чисел относительно 0 положительные и отрицательные числа?
2. Можно ли найти самое большое положительное число? А самое большое маленькое отрицательное число?
3. Сформулируйте правило сравнения целых чисел.
Молодцы, теперь выставим оценки. Подсчитайте, пожалуйста, ваши плюсы. Выставление оценки “5” за 5 пюсов, “4” - за 4 плюса.
Нарисуйте, пожалуйста, под датой сегодняшнего урока смайлик, показывающий ваше настроение в конце урока.
8) Домашнее задание (слайд № 11).
Обратитесь к доске и запишите домашнее задание.
1) Правила выучить
2) По выбору:
а) № 727, 728, 730
б) № 730, 736, 737.
Посмотрите, пожалуйста, номера, все ли задания вам понятны?
Спасибо за урок. До свидания.