Цели: познакомить с биографией автора и новым произведением; провести полный анализ текста; развивать речь детей; воспитывать умение видеть красоту родного края, любовь к родной природе.
Оборудование: мультимедийное устройство, портрет М.М.Пришвина, картинки с изображением деревьев в зимнем лесу, текст, памятка по работе с текстом.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
2. Работа с выставкой писателей – орловцев.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством наших земляков. Объясните значение слова “земляк”. (Земляки-земля. Родились и жили на Орловской земле.)
- Каких писателей орловцев вы знаете? (Фет, Бунин, Тургенев, Тютчев, Пришвин, Блынский и т.д.)
3. Объявление темы урока.
- У одного из этих писателей в этом году юбилей. 4 февраля ему исполнилось бы 130 лет. Как вы думаете, о ком идет речь?
4. Знакомство с биографией автора.
Работа с мультимедийным устройством. Презентация биографии выполнена Афониным Д.
- Запишите фамилию автора в тетради.
На этом этапе урока ученик не только рассказывает, но и показывает слайды с наиболее значительными событиями в жизни автора, что подготавливает детей к восприятию произведения данного автора. Современные технологии делают усвоение биографии более доступным и увлекательным.
5. Первоначальное знакомство с отрывком.
- Как называется этот рассказ? (Кружевные арки).
- Как вы объясните, что такое “арки”? Где мы можем узнать точное значение этого слова? (В толковом словаре.)
Арка – дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между 2-мя опорами; сооружение в виде больших ворот такой формы.
- А что такое “ кружева”?
Кружева – узорное сетчатое плетение из нитей.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в отрывке? ( дугообразное узорное плетение из нитей).
Чтение отрывка подготовленным учеником.
- Как вы считаете, правы ли мы оказались?
- Запишите название рассказа.
Задача данного этапа урока – объяснить значение слов из названия текста, высказать предположение о теме текста и содержании отрывка, соотнести предположительные ответы детей с настоящим содержанием текста.
6. Работа по содержанию отрывка.
А) работа с памяткой:
1. Докажите, что это текст.
- несколько предложений;
- связаны по смыслу и грамматически;
- объединены одной темой;
- можно озаглавить.
2. Определите тему и основную мысль текста.
Тема – природа зимой.
Основная мысль – красота зимнего леса.
3. Каким типом речи является данный текст?
Это текст-описание, потому что описываются деревья в зимнем лесу, можно поставить вопрос: какая ель? Какая береза?
4. Найдите выделенные слова и объясните их значение с помощью словаря.
Мутовка – группа листьев, ветвей или частей цветка, расположенных на стебле на одной высоте.
- Подберите к нему синонимы.
Данный этап урока учит детей работать с памяткой, характеризовать текст с точки зрения уже известного детям.
Б) анализ текста.
- Какая погода стоит в лесу? (тихо, тепло).
- Что автор пишет про деревья? Прочитайте. (Деревья окружены снегом.)
- Что значит “ окружены”? Подберите однокоренные слова к этому слову.
Окружены – окружность - круг – вокруг.
- Какие деревья описывает автор?
- Что автор говорит про ели? Прочитайте.
На доске
Ель
- свесила лапы
- не склонится
- сломится
- царствует
- Запишите в тетради.
- Прочитайте, что М.М. Пришвин пишет о березах.
Береза
- склонилась
- согнулась макушкой до земли
- (макушка – верхушка)
- стала кружевной аркой
- плачет
- Запишите в тетради.
- Какое многозначное слово использует автор в этом отрывке?
Лапы– у животных, у хвойных растений.
- Какие лапы у елей? (громадные, тяжелые).
- Что значит громадные? Подберите синонимы. (Огромные, очень большие).
- Почему свесили? (Вес, масса, тяжесть).
Возвращаемся к описанию деревьев.
- Найдите среди этих слов олицетворения, подчеркните их. Почему вы так считаете?
- Прочитайте про себя оставшуюся часть и найдите там еще олицетворения.
(не скажут, заметили, ожидают).
- Кто совершает эти действия? (Снежные фигуры).
- Как автор описывает снежные фигуры? (Они выразительны.)
- Насколько они выразительны? (Кажутся живыми).
- Какие они еще? (Странные.)
- Почему?
- Что услышал автор, когда пошел снег?
- Какое слово употребил М.Пришвин, говоря о снеге? ( Полетел.)
- Как вы думаете, почему? ( Ветерок.)
( В тишине он ничего не услышал, а при ветре услышал шепоток).
- Найдите в тексте сравнения:
- березы – кружевные арки,
- шепоток – как разговор между странными фигурами.
- Что хотел сказать автор этим произведением? (Тот, кто умеет слышать и видеть природу, может увидеть и услышать много интересного в обычном.)
На данном этапе урока осуществляется подробный анализ текста, что формирует способность к лучшему пониманию содержания. Разные способы и средства выразительности помогают лучше усвоить отрывок, почувствовать звуки и краски зимнего леса и подготовить детей к следующему этапу.
В) Выразительное чтение отрывка.
- Прочитайте последний пункт нашей памятки. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Чтение текста.
7. Словесное рисование.
- Что можно нарисовать по данному произведению?
- А теперь послушайте, какую картину нарисовала бы я.
Отрывок Пришвина про лес
Пришлось мне прочитать.
И сразу захотелось мне
Пейзаж нарисовать.Сначала нарисую ель
В безмолвии лесном,
И ей на лапы положу
Огромный снежный ком.Березка рядышком стоит,
Склонилась до земли.
От холода переплела
Все веточки свои.Деревья в дымке ледяной
Мечтают об одном!
Запахло чтоб скорей весной,
Согрело бы теплом.
8. Изображение на бумаге.
- Посмотрите, как изображали зимний лес известные художники.
Рассматривание репродукций картин.
- Дома я попросила вас подготовить листы, залить их черной краской. Сейчас при помощи мела вы попробуете изобразить, как вы представляете кружевные арки.
- Какие деревья мы будем рисовать? (Березы.)
Выставка рисунков.
На данном этапе урока ученики пытаются выразить свои чувства от прочитанного на бумаге. Теперь они могут не только представить красоту зимнего леса, но и увидеть его и передать при помощи мела.
9. Задание на дом.
- Написать небольшой рассказ или стихотворение о зиме.
10. Итог урока.
- В своей сказке-были “Кладовая солнца”, которую нам с вами еще предстоит прочитать, М.М.Пришвин написал: “Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни, - и их надо открывать и показывать. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И сохранить природу – значит охранять родину.
- Как вы это понимаете?
11. Рефлексия.
- А теперь мне очень важно знать, каким был для вас этот урок: интересным, познавательным или трудным. У каждого на парте есть 3 карточки разного цвета: красная – интересный урок, синяя – познавательный урок и зеленая – трудный урок. Выберите одну карточку и отдайте дежурным.