Ключевые слова: информатика, компьютерный вирус, вредоносные программы, деловая игра.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по темам: “Компьютерные вирусы”.
Вид урока: деловая игра.
Технология: игровая технология.
Цели урока:
Обучающие:
- формирование знаний по теме “Компьютерные вирусы” с помощью проведения деловой игры как активной формы обучения на уроках информатики;
- закрепление полученных знаний с помощью практической работы с антивирусным программным обеспечением.
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие навыка анализа информации (на базе навыков сравнения и наблюдения);
- развитие познавательного интереса;
- развитие умения презентовать результаты своих исследований, грамотно выражать мысли и оценивать работу других;
- развитие умения обоснованно убеждать других.
Воспитательные:
- воспитание дисциплинированности, целеустремленности;
- воспитание сознательности, уважительного отношения к мнению других.
Целевая аудитория: 10-11 классы.
Методы обучения: наглядно демонстрационный, частично-поисковая самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративные, разнообразные источники знаний: программы телевидения, научная литература, мультимедийные курсы, интернет-технологии.
Формы работы:
- парная, индивидуальная, игровая.
- практическая работа с раздаточным материалом;
- творческая домашняя работа;
Оборудование: проектор, экран, компьютеры, столы и стулья расставить как в зале заседаний.
Материалы урока: конспект учителя, раздаточный материал (Приложение 1.doc), конспект учащегося для примера (Приложение 2.doc).
Программное обеспечение: MS Office: PowerPoint (Презентация.pptx), Антивирусное программное обеспечение – Kaspersky Anti-virus.
Актуальность использования средств ИКТ: использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Ознакомление с правилами игры (1 мин).
- Создание игровой ситуации: “Суд над компьютерными вирусами” (30 мин).
- Проведение практической работы (5 мин).
- Подведение итогов занятия, домашнее задание (3 мин).
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих. Объявление темы урока, цели, задач. (Презентация.pptx, Слайды 1-2)
2. Ознакомление с правилами игры.
Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры – в форме суда над компьютерными вирусами. Учащиеся дома подготовили информацию о некоторых типах вирусов и сегодня они предстанут перед вами.
Внимательно слушайте выступающих, анализируйте информацию, делайте выводы, потому что после игры каждый из вас выразит своё мнение по той проблеме, которую мы сегодня будем решать.
Распределение ролей: судья, прокурор, секретарь, подсудимые-вирусы, докрора, представители защиты, обвинения, присяжные.
Уважаемые присяжные вам предстоит вынести решение по судьбы участников деловой игры. Свое решение вы внесете в протокол суда. (см. Приложение 1).
3. Создание игровой ситуации: “Суд над компьютерными вирусами”
Вступительное слово учителя.
Учитель предлагает учащимся поразмыслить над вопросами “Кто виновен в действиях компьютерных вирусов? Как наказать виновного? Как предотвратить компьютерные преступления?” (Слайд 3). Ответы на вопросы мы получим в течение урока, активно участвуя в игре. Итак, приглашаем всех в зал судебных заседаний (Слайд 4).
Учащиеся активно включаются в игру.
Ответственный секретарь: Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Обвиняемые вирусы “Червь”, “Троян”, “Стелс-вирус”, “DDos-атака”, “Почтовый вирус”, “Фишинг-атака”. Всех прошу занять свои места. Всех присутствующих прошу записывать ход судебного заседания в виде конспекта по предложенному протоколу. В конце заседания протоколы надо сдать для принятия объективного решения по слушаемому делу. Начинаем судебное заседание. Слово имеет главный судья.
Судья: Сегодня в этом зале вершится суд над компьютерными программами. (Слайд 5)
Они обвиняются в:
1) заражении персональных компьютеров честных пользователей,
2) нарушении нормальной работы
3) хищении конфиденциальной информации и денег
Суду необходимо:
- Понять состав преступления.
- Подтвердить состав преступной деятельности.
- Заслушать показания обвиняемых.
- Познакомиться с показаниями защитников обвиняемых.
- Принять справедливое решение.
- Провести анализ действий по борьбе с компьютерными нарушениями.
(Слайд 6)
Прокурор: Напомню всем собравшимся, что
Компьютерное преступление – это предусмотренное Уголовным Кодексом виновное нарушение чужих прав и интересов в отношении автоматизированных систем обработки данных, совершенное во вред подлежащим правовой охране правам и интересам физических и юридических лиц, общества и государства.(ст. 272-274 УК РФ)
Компьютерный вирус – это специально созданный программный код, встроенный в другую программу или документ, или определенные области памяти и предназначенный для выполнения несанкционированных действий.
Итак, Прокуратура учебного суда возбудила уголовное дело против вируса “Червь”. Сетевой червь — разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные компьютерные сети. Он совершил преступное деяние –нанес ущерб 10 % всех компьютеров, подключённых в то время к Интернету, оцененный порядка 90 мил. долларов.
Показания обвиняемого “Червь”: (Слайд 7. Учащиеся готовят ответ. См. Приложение 2)
Прокурор: Прокуратура учебного суда возбудила уголовное дело против вируса “Троян”.
Троян — вредоносная программа, которая отличается от самопроизвольно распространяющихся вирусов и червей тем, что большинство троянских программ маскируется под безвредные или полезные программы, чтобы пользователь загрузил/уcтановил их на свой компьютер. Трояны чаще рассылаются по электронной почте. Они воруют конфиденциальную информацию пользователей.
Показания обвиняемого “Троян”: (Слайд 8. Учащиеся готовят ответ. См. Приложение 2)
Прокурор: Прокуратура учебного суда возбудила уголовное дело против “Стелс-вируса”.
Стелс-вирус - вирус, полностью или частично скрывающий свое присутствие в системе, путем перехвата обращений к операционной системе, осуществляющих чтение, запись, чтение дополнительной информации о зараженных объектах Stealth-вирусы фальсифицируют информацию прочитанную из диска так, что программа, которой предназначена эта информация получает неверные данные.Название данного типа вирусов происходит от названия малозаметных истребителей “Стелс”. Оно подчеркивает, что такие вирусы могут оставаться незамеченными для антивирусных программ.
Показания обвиняемого “Стелс-вирус”: (Слайд 9. Учащиеся готовят ответ. См. Приложение 2)
Прокурор: Прокуратура учебного суда возбудила уголовное дело против вируса “почтовый вирус”.
Почтовый вирус специально создается таким образом, чтобы распространяться по каналам электронной почты. Заражение почтовым вирусом происходит в результате действий пользователей, просматривающих почту, а также из-за ошибок в почтовых программах и операционных системах.
Вместе с сообщением электронной почты можно предать любые файлы. Попав на компьютер пользователя, почтовый вирус может разослать свой код по адресам, извлеченным адресной книги почтовой программы. Это позволяет почтовому вирусу быстро распространяться по Интернету.
Показания обвиняемого почтовый вирус: (Слайд 10. Учащиеся готовят ответ. См. Приложение 2)
Прокурор: Прокуратура учебного суда возбудила уголовное дело против в “DDos атаки”.
DDoS-атака (от англ. Distributed Denial of Service) — это распределенная атака типа “отказ в обслуживании”, осуществляемая путем организации большого количества запросов к веб-серверу или отдельным его службам, в результате которых сайт становится частично или полностью недоступным. Атака, связанная с большим количеством обычно бессмысленных или сформированных в неправильном формате запросов к компьютерной системе или приводящая к отказу в работе системы из-за исчерпания системных ресурсов — процессора, памяти или каналов связи. Цель DoS-атаки, или атаки типа отказ в обслуживании, - исчерпать ресурсы информационной системы. В случае успешного проведения DoS-атаки система перестает выполнять свои функции, становится недоступной и иногда непредсказуемой. Чаще всего объектом атаки типа отказ в обслуживании является web-сервер, например Интернет-магазин. Технология DDoS-атак изначально была разработана отнюдь не для преступных целей. Напротив, она использовалась для тестирования пропускной способности каналов передачи данных и максимальной нагрузки, с которой узел сети может справиться.
Показания обвиняемого DDoS атака: (Слайд 11. Учащиеся готовят ответ. См. Приложение 2)
Прокурор: Прокуратура учебного суда возбудила уголовное дело против в “Фишинг-атаки”.
Фишинг — это вид мошенничества, при котором злоумышленники путем обмана заставляют человека раскрыть персональную информацию, такую как номер банковского счета и пароль. Часто сообщения фишинга содержат ссылки на подставные веб-узлы, на которых пользователей склоняют к тому, что бы они ввели и передали свою персональную информацию. Эта информация может быть использована злоумышленниками для того, чтобы украсть их личные данные, деньги или то и другое.
Показания обвиняемого Фишинг-атака: (Слайд 12. Учащиеся готовят ответ. См. Приложение 2)
Судья: Мы заслушали признания всех обвиняемых и просим судейскую коллегию принять решение. Главный судья объявит будет ли дана возможность вирусам вылечиться, либо они будут изолированы и помещены в карантин либо удалены навсегда. Выслушаем решение.
Спасибо суду за принятое решение.
Выслушаем мнение медперсонала. Сегодня в зале присутствуют Доктор Вэб и Доктор Нод – эксперты в антивирусной области. Спросим их мнение?
Речь Докторов (Слайд 13. Учащиеся готовят ответ. См. Приложение 2)
Спасибо нашим медэкспертам.
Судья: Сегодня суд вынес приговор вирусам, но есть последнее слово в защиту обвиняемых и это слово предоставим Джону Фон-Нейману, основоположнику и отцу всех вирусов. Именно он придумал теорию самовоспроизводящихся механизмов и впервые описал метод создания такого механизма. (Слайд 14).
Он завещал следующие строки:
“В своих исследованиях по созданию структуры персональных компьютеров я коснулся и теоретического обоснования возможности появления искусственного интеллекта и компьютерных вирусов. В 1949 году меня заинтересовала проблема роста интеллектуальной мощности и развития вычислительной техники. В том числе и возможность саморазмножения компьютеров или отдельных команд. Скажем, из-за какой-либо невероятнейшей ошибки или сбоя программы компьютер в процессе работы формирует некую команду, способную уничтожать другие программы, оставаясь при этом невредимой, а потом из-за другой системной ошибки она приобретает способность к саморазмножению. Вероятность возникновения подобной ошибки, по моим подсчетам, отлична от нуля, особенно с усложнением ЭВМ, но, как я понял, на современном уровне развития, вычислительной техники это практически невозможно. Теоретическое построение, что "вирусы – продукт развития самого компьютера" было всего лишь игрой ума. У настоящего компьютерною вируса должны быть вполне человеческие родители. Компьютерные вирусы появляются лишь с помощью человека”.
Итак, можно считать заседание оконченным. (Слайд 15)
4. Проведение практической работы. (Слайд 16)
Учащиеся на компьютерах изучают программу Kaspersky Anti-Virus. Настройки уровней защиты, виды защиты от вирусов, анализируют принцип работы антивирусной программы
5. Подведение итогов занятия, домашнее задание
Вспомним начало наше сегодняшней беседы (Слайд 17). Какое мнение учащихся теперь на слова Шекспира? Учащиеся делают выводы.
Подведем итоги нашей работы. (Слайд 18)
Домашнее задание: тема “Компьютерные вирусы”, рассуждение на тему: “Киберпреступность”.
“Гимн хакеров”
“Наша работа во тьме - мы делаем, что умеем,
Мы отдаём, что имеем, наша работа во тьме.
Сомнения стали страстью, а страсть стала судьбой.
Всё остальное - искусство в безумии быть собой.Наша работа во тьме - каждый знает, что нужно делать,
Каждый делает это умело, наша работа во тьме.
Права нет на ошибку, Ошибка - это тюрьма.
Но сейчас наше время, сейчас на улице тьма.Наша работа во тьме - мы делаем, что умеем,
Мы отдаём, что имеем, наша работа во тьме.
Сомнения стали страстью, а страсть стала судьбой.
Всё остальное - искусство в безумии быть собой.Стук клавиш затаившейся ночью посылает пакеты в сети.
Мы уйдём не дождавшись ответа, чтоб нас не успели найти.
Мы уйдём, чтоб следующей ночью снова отправиться в сеть.
Сомненья разрываем в клочья, для нас свобода как плеть.Наша работа во тьме - мы делаем, что умеем,
Мы отдаём, что имеем, наша работа во тьме.
Сомнения стали страстью, а страсть стала судьбой.
Всё остальное - искусство в безумии быть собой.”
(из произведения С.Лукьяненко “Лабиринт отражений”)
Учитель благодарит всех за работу на уроке, прощается с учащимися.