Цели и задачи:
- Ознакомить учащихся с тем, что может быть в лесу полезным для здоровья человека, научить правилам безопасности в природе.
- Формировать информационно-коммуникативные умения (работа с текстом, умение делать выводы, классифицировать, обосновывать свой ответ)
- Развивать наблюдательность, мышление, речь.
- Воспитывать стремление заботиться о своём здоровье и сохранении своей жизни.
Ход мероприятия
1. Орг. момент, приветствие.
2. Вступительная беседа учителя.
- Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы совершим прогулку в лес. Идти мы будем по следам, которые нам оставил Старичок – Лесовичок. (Слайд 2)
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то нам Лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок. (Слайд 3)
- Присмотритесь и прислушайтесь. Лес полон загадок и таинств. Приглашаю всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый лесной воздух, послушать пение птиц. (Нажать на звук)
Ход путешествия
1 остановка“Грибная полянка”
- Гуляя по лесу, мы с вами попали на грибную полянку. (Слайд 4)
Давайте посмотрим, как растут грибы, полюбуемся их красотой. (Слайд 5)
Люди используют грибы в пищу. В них много питательных веществ. Грибы жарят, варят, сушат, солят, маринуют.
- Старичок – Тундровичок приготовил вам загадки о грибах. (Слайд 6)
- Какой гриб здесь лишний? Почему?
Сообщение о несъедобных грибах
Мухомор.
Мухомор очень красив. Он имеет ярко-красную шляпку с крупными белыми или слегка желтоватыми бородавками. Ножка у него белая, сплошная. И, конечно же, всем известно, что гриб этот ядовит. И все же не стоит сшибать его ногой или палкой, когда встречается в лесу. Пусть этот красавец растет и множится. Он может пригодиться другим людям, а еще им лечатся звери, например, лоси. Все мухоморы появляются из земли в чехлах, как и бледная поганка, отличительная черта – остатки пленки на нижней части ножки. (Слайд 7)
Бледная поганка.
Бледная поганка — смертельно ядовитый гриб! Большинство отравлений заканчивается смертельным исходом. Главный признак бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки белый или зеленоватый, желтый или оливковый. Старые грибы с неприятным сладковатым запахом, шляпка с возрастом становится более сероватой.
(Слайд 8)
2 остановка “Ягодное болотце”
Старичок – Тундровичок ведёт нас по болоту. А вот и первые ягодки. Это... (дети называют ягоды, которые растут в тундре ) (Слайд 9)
Знакомство с ягодами
Морошка (Слайд 10)
В заполярье растёт вкусная ягода – морошка. Все северяне её любят. Мы даже свою тундру иногда называем морошковой землёй.
Ягоды морошки похожи на солнышко. Они вкусные и сладкие.
Морошка обладает целебными свойствами.
Чтение стихотворения А. Пичкова “ За морошкой”
По тропинке, по дорожке
Собирать идём морошку.
У речушек,
У озёр
Выткан розовый узор.
Этих вкусных спелых ягод
Нам не съесть, наверно,
за год.
Брызжет,
брызжет алый сок,
две морошки в туесок.
Ну, а третью –
эх, народ,
Собираем прямо в рот!
- С чем автор сравнивает морошку, которая растёт на болоте, у озёр?
Клюква (Слайд 11)
Эта ягода очень полезна всем людям.
Пейте сок из ягоды, кладите её свежей в чай, заваривайте листочки и пейте вместо чая – это пойдет на пользу всем членам семьи.
Брусника (Слайд 12)
Ягоды брусники едят свежими, сушат, замачивают в кипяченой воде, варят из них варенья и маринады.
Брусника – лекарственное растение.
Черника (Слайд 13)
Черника является популярнейшим народным лекарственным растением, особенно её ягоды, как сушеные, так и свежие, а также засыпанные сахаром. В ягодах и листьях черники обнаружено немало полезных веществ.
- Лесовичок предлагает вам собрать в корзинку ягоды. Но будь очень внимательным. (Нажать на рисунок ягоды, которую называют дети)
(Слайд 14)
- Почему не все ягоды собрали?
Сообщение о ядовитых ягодах (Слайд 15)
Вороний глаз.
В наших лесах довольно часто встречается это невысокое растение с четырьмя широкими листьями, расположенными крест - накрест, а в центре, где они сходятся — одна единственная лилово- сизая ягода, чернеющая к поздней осени. Очень ядовитая ягода, как и все растение вместе с длинным и ползучим корневищем.
Волчье лыко.
Это красивое, но опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд – дафнин. При попадании на кожу вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок попадет в глаза. Поздней осенью, там, где красовались сиреневые или розовато-фиолетовые цветы, на кустах появляются ярко-красные ягоды. Они так же очень ядовиты и называются волчьими ягодами. Люди должны быть очень осторожными и не пробовать незнакомые ягоды на вкус.
Памятка “Не знаешь - не бери!” (Слайд 16)
- Не собирай неизвестные тебе растения, грибы, ягоды - они могут быть ядовиты.
- Никогда не пробуй их на вкус.
- Ну, а если всё же случилась беда. Вы отравились грибами или ягодами. Помощь окажет только врач.
Физминутка
Сделаем привал, немного отдохнём у озера. (Слайд 17)
Мы по лесу прогулялись
И немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
3 остановка “Зелёная аптека”
- В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства .
Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу.
Давайте поищем лекарственные растения. (Слайд 18)
Знакомство с лекарственными растениями.
Загадка и стихотворение о подорожнике (Слайд 19)
Загадка о подорожнике, как его используют (Слайд 20)
Багульник (Слайд 21)
Загадка о ромашке, где используют (Слайд 22)
- Вот и закончилось наше путешествие в лес за здоровьем.
В корзинках у нас грибы, ягоды, травы, полезные для здоровья. До свидания, лес, до новых встреч! (Слайд 23)
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли вам в лесу?
- Дополните предложение.
- Я понял...
- Я узнал...
- Я хочу сказать спасибо...