Цель урока: сформировать представления учащихся о музыкальном жанре – мюзикл.
Решаемая проблема: что такое мюзикл, что роднит и что отличает два музыкальных жанра: мюзикл и оперу?
Личностные УУД:
- привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;
- интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Познавательные УУД:
- осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
- участие в индивидуальных мини-исследованиях;
- владение формами рефлексивной оценки.
Регулятивные УУД:
- проявление способности к саморегуляции в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке;
- формирование эмоционально-осознанного отношения музыкальному искусству, к собственной деятельности и деятельности одноклассников в различных формах взаимодействия.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
- формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе её анализа.
Тип урока: открытие новых знаний.
Новые понятия: мюзикл
Музыкальный материал: “Звуки музыки” Р. Роджерса, м/ф “Волк и семеро козлят на новый лад”, Хор “Семеро козлят” из оперы М.Коваля.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная (пение, восприятие, анализ музыки, пластическое интонирование, рассуждение, работа с учебником, с раздаточным материалом).
Оборудование: презентация.PPT, компьютер, медиа проектор, музыкальный инструмент, учебник “Музыка” 3 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный этап
а) Приветствие:
- Прозвенел звонок, начался урок!
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
Слайд 1
У.– Р. Послушайте внимательно музыку, скажите, знакома она вам?
б) Слушание “Звуки музыки” Р.Роджерса
У. – О чем эта песня?
Д. - О нотах, о звукоряде.
Слайд 2
У. – Р., давайте вспомним стишок про нотыи проговорим его:
в) Распевание:
По полутонам “До, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до”
“Звукоряд” (сверху в низи наоборот)
г) Исполнение “Звуки музыки” Р. Роджерса
Слайд 3
У. – Р. Эту забавную песенку о нотах, сочинил американский композитор Ричард Роджерск мюзиклу “Звуки музыки”.Вам знакомо слово мюзикл?
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
У. – Узнать нам об этом сегодня поможет тема нашего урока.
Слайд 4
Учащиеся читают хором тему урока: “В современных ритмах. Мюзикл”
Слайд 5
У: - Продолжите предложения:
1. На уроке мы узнаем, что такое ......;
2. Когда и где они ........ впервые;
3. Что общего и различного у ....... с оперой.
III. Первичное усвоение новых знаний
Слайд 6
У. – Посмотрите на экран, героикакой сказки на нем изображены?
У. – Давайте вспомним кратко сюжет этой сказки (рассказы детей)
Слайд 7- 8
У. – На сюжет этой сказки поэт Юрий Энтин написал сценарий для спектакля(слайд 8), а композитор Алексей Рыбников сочинил к нему музыку.Таким образом, появился мюзикл “Волк и семеро козлят на новый лад”.Но, прежде чем мы к нему обратимся, давайте узнаем, что такое мюзикл. Откройте учебник на стр. 90.
Слайд 9 (Мюзикл)
Слайд 10
У.- И так, “Волк и семеро козлят на новый лад”.
Просмотр м/ф “Волк и семеро козлят на новый лад”.
IV. Первичная проверка понимания
Слайд 11
У.- Р. Как ведут себя герои мюзикла, как общаются друг с другом?
У. -Кто исполняет мюзикл – симфонический оркестр или современные музыкальные инструменты?
У.- Чем заканчивается мюзикл?
Д: - Волк вместе с козлятами поет и танцует на опушке.
У.- Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Вот вам какая мелодия запомнилась?
а) Разучивание “Песенки козлят”
У. – Р., в каком музыкальном произведении,мы встречались с героями этой сказки?
У. - Какие песенки вы помните из оперы “Волк и семеро козлят” М. Коваля?
б) Исполнение песен из оперы М. Коваля
в) Инсценировка хора “Семеро козлят”
V. Первичное закрепление
У: - Р., заполнитекарточки, которые лежат у вас на столе.(Приложение 1)
Слайд 12
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
У. – С каким музыкальным жанром мы познакомились сегодня на уроке?
У. – Где и когда появились первые мюзиклы?
У. – Как называется мюзикл, который слушали?
У. – Назовите авторов мюзикла “Волк и семеро козлят на новый лад”?
Слайд 13
У. - Проверим,что у вас получилось. Что такое мюзикл?
У. – Что такое опера?
У. - Что общего у мюзикла и у оперы?
Д. – Оба жанра относятся к музыкальным спектаклям.
Д. – Действующие лица в них поют.
Д.– В мюзикле, как и в опере, есть хоровые и сольные номера.
Д. - Оперы и мюзиклы сочиняют на сюжеты сказок.
У. - Чем мюзикл отличается от оперы?
Д. – Все герои мюзикла, когда поют, всегда находятся в движении.
Д.- Мюзикл, в отличие от оперы исполняют электронные музыкальные инструменты, поэтому его мелодии звучат современно.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Слайд 14
Д/з:В учебнике с.90-91 прочитать, таблица в тетради запомнить;
Дополнительно (по выбору): изобразить героев мюзикла “Волк и семеро козлят”
VIII. Рефлексия Слайд 15
У: - Р., заполните небольшую анкету. (Приложение 2)
IX. Подведение итогов занятия