Цели урока:
обучающие:
- сформировать представление о признаках деления;
- совершенствование вычислительных навыков и навыков устного счета;
- отрабатывать практическое применение свойств и признаков делимости при решении задач;
развивающие:
- развитие умения аргументировать собственное мнение;
- развитие умения самостоятельно работать: анализировать,
- систематизировать; выполнять самоконтроль;
- развитие логического мышления;
- развитие умений работать в группах, в парах;
- способствование развитию желания углубленно изучать математику;
воспитательные:
- способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся;
- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
- воспитание культуры общения.
Тип урока: урок закрепления.
Оборудование: учебник С.М. Никольский “Математика. 5 класс”, рабочая тетрадь, карточки для устного счета, карточки с тестовыми заданиями, мультимедийный проектор, презентация, светофоры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (слайд №1-2).
– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их, улыбнемся им и пожелаем всем успеха.
Проверка готовности к уроку!
– Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Посмотри скорей, дружок,
А ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!
– Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Признаки делимости) (слайд №3).
– Молодцы! Вот сегодня мы повторим и обобщим изученное. Но у нас сегодня необычный урок, девизом которого являются слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно! (слайд №4)
II. Устный счет. (слайд №5)
“Счет и вычисления – основа порядка в голове”. Песталоцци И.
1) – Возьмите листочки с примерами, решаем, выполняя РЕЛЛИ Тейбл (Rally Table) (письменная работа в парах на одном листочке бумаги по очереди). (слайд № 6).
– Работаете с партнером по плечу. Начинает участник А. (Время 3 мин.) (Приложение 1)
а) 48+12 (60) : 10 (6) * 20 (120) – 9 (111) |
б) 78:3 (26) +54 (80) -12 (64) :2 (32) |
в) 120-35 (85) :5 (17) +43 (60) * 12 (720) |
г) 95:19 (5) +88 (93) * 2 (186) – 36 (150) |
– Проверим, что у вас получилось. Отвечает стол №2 участник № 3.
– У вас 4 числа. Найдите лишнее. Отвечает стол №1, участник, у кого волосы темнее. (32). Почему? (111, 720, 150 делятся на 3, а 32 не делится на 3).
– Молодцы. Поблагодарите друг друга.
2) – Участники № 2, возьмите разноцветные листочки, которые лежат на столах, раздайте остальным. Задание: посмотрите на экран, среди данных чисел найдите лишнее и запишите на листочках. (слайд №7)
а) 12,18,25,26,34 (25)
б) 5,15,30,45,35 (30)
в) 10,20,100,120,115 (115)
3) Давайте вспомним свойства делимости. (слайд №8). Определите, не считая, делятся эти суммы на 10 или нет?
- 200+12+18? (да)
- 200+50+18? (нет)
- 452+10+40? (нет)
- 90+500+50? (да)
- 120+400+56? (нет)
- 300+440+670? (да)
– Думаем 5с. РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin). Обсудите с партнером по лицу. Стол №2, партнер по лицу участника №1 (№4), ответь пожалуйста на вопрос. Кто думает иначе? Молодцы! Поблагодарите Друг друга.
4) Гимнастика для глаз. (слайд № 9-13)
III. Актуализация опорных знаний.
1) – А теперь вспомните, какие признаки делимости мы изучали на предыдущих уроках? (признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9). Думаем 10с. (слайд №14)
– Проведем Таймд раунд робин (Timed Round Robin) (каждый ученик проговаривает ответ в команде в течение определенного времени). Время даю по 30с. Начинают участники № 2, продолжает участник № 3, участник №4, участник № 1.
– Стол №2, участник № 2, какие признаки делимости рассказал тебе участник № 1? (Cheer).
– Стол №3, партнер по плечу участника № 4, какие признаки делимости рассказал тебе участник № 1? (Cheer). Молодцы! Поблагодарите друг друга за работу.
– А для чего нужны признаки делимости?
IV. Основная часть.
1) – Продолжаем работу. Запишите в тетрадях число, месяц, год, классная работа.
– Проверим, умеете ли вы применять эти признаки делимости при решении задач? (слайды № 14-15).
Задание 1. Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2; на 5; на 10: 285, 78, 140, 147, 95, 612, 3100, 2005, 6420, 2156, 3134, 101. (3 ученика у доски). (слайд №16). Спасибо. Проверка.
Задание 2. Вместо звездочек вставьте пропущенные цифры так, чтобы числа делились 1 столбик на 3, 2 столбик на 9. (и на слайде, и на доске). (2 ученика работают у доски). Спасибо. Проверка. (слайд №17)
34* (2,5,8) 5*7 (3, 6, 9) 9*45 (0, 3, 6, 9) *674 (1,4,7) 1*79 (1, 4,7) |
34* (2) 5*7 (6) 9*45 (0, 9) *674 (1) 1*79 (2) |
Вопрос
а) Если число делится на 3, то оно обязательно ли разделится на на 9? (нет)
б) Если число делится на 9, оно разделится на 3 или нет? (да)
3) Физкультминутка. МИКС – ФРИЗ – ГРУПП. (слайд № 18)
(Дети танцуют, СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка останавливается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос учителя.
– Замрите. Первый вопрос:
Продолжаем танцевать. Замрите. Петух весит на одной ноге 5 кг. Сколько весит петух на двух ногах? (5). Второй вопрос: У треугольника три угла. Если один срезать, сколько останется? (4). Третий вопрос: Чему равно частное чисел 250 и 125? (2) Поблагодарите друг друга. Пройдите на свои места.
Задание 3. Решите задач. (слайд № 19).
а) Коля принёс несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35 яиц? 43 яйца? 50 яиц?
б) Купили 5 одинаковых коробок цветных карандашей. Может ли в них оказаться: всего 32 карандаша? 90 карандашей? 75 карандашей?
в) Какие из чисел 200, 320, 3000, 50000, 861, 76540 делятся на 100? Какие из них делятся на 1000?
Сформулируйте признаки делимости на 100, на 1000.
г) Назовите три числа, которые:
а) делятся на 2;
б) делятся на 5;
в) делятся на 2 и на 5;
г) делятся на 3;
д) делятся и на 2 и на 3.
Вывод: Числа, которые делятся и на 2 и на 5, делятся на 10; числа, которые делятся и на 2 и на 3, делятся на 6.
V. Закрепление.
1) Тестирование. Время 5 мин. (слайд № 20). (Приложение 2)
2) КЛОК БАДДИС. Встретьтесь с другом, с которым у вас назначена встреча на 12 часов. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте по ключу на экране. Поставьте оценку. (слайд № 21-22)
- Поблагодарите своего партнера
Спасибо, ты просто молодчина!
VI. Итог урока. (слайд № 23)
– Многие спросят, зачем мы изучаем признаки делимости, все равно в жизни они не пригодятся. На самом деле мы в жизни часто сталкиваемся с ситуациями, в которых нам помогут признаки делимости. Рассмотрим такие ситуации и представим их в виде задач. (Вызывается по одному ученику).
Ситуация №1. (Ты купил в магазине 3 одинаковых блокнота. Продавец назвал тебе стоимость покупки - 158 рублей. Прав ли продавец?
Ситуация №2. (Ты с двумя друзьями решил купить футбольный мяч и разделить его стоимость между собой поровну. Получиться ли у вас деление поровну, если мяч стоит 559 рублей?
На уроках математики признаки делимости помогут при решении задач, связанных с разложением числа на простые множители. Это тема наших последующих уроков.
VII. Домашнее задание. (слайд № 24)
– Запишем домашнее задание.№626,628,630*, стр.141
VIII. Парковка. (cлайд № 25-26)
– Наш урок подошел к концу.
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выбираете сердечко.
Если иногда были трудности, сомнения – кружок и рисуете смайлики. С обратной стороны подписываетесь и ставите себе оценку.
– Прикрепите на доску.
– Молодцы, спасибо за урок! (слайд № 27)