Первый маршрут пятигорского трамвая

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Форма проведения: экскурсия по маршруту первого пятигорского трамвая

Цель мероприятия:

познакомить обучающихся с достопримечательностями и интересными фактами из истории старого Пятигорска;

провести экскурсию по забытому историческому трамвайному маршруту;

развивать у учащихся навыки исследовательской работы при изучении родного края.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

Слайд №1

Мы многое знаем об истории города Пятигорска. Но всегда очень интересно открывать для себя что-то новое и удивительное. Например, пятигорский трамвай. Яркие вагончики деловито снуют по улицам Пятигорска. Мы настолько к ним привыкли, что порой даже не замечаем их. Но представить жизнь нашего города без трамвая уже невозможно.

Это одна из достопримечательностей города, часть его истории, его очарование и курортная изюминка.

А что же мы знаем из истории Пятигорского трамвая ? Пятигорский трамвай уникален. Он – один из старейших в России. 1 сентября 2013 года пятигорскому трамваю исполнилось 110 лет.

При подготовке к данной экскурсии были использованы различные исторические документы (фото, путеводители, исторические справки), проанализирована литература и интернет- ресурсы по проблеме исследования.

На основании архивных исторических документов составлено описание ныне не существующего трамвайного маршрута и достопримечательностей, расположенных по пути следования трамвая.

При подготовке работы использованы точные технические характеристики первых трамвайных вагонов, различные исторические данные о достопримечательностях Пятигорска.

ЭКСКУРСИЯ “110-ЛЕТИЮ ПЯТИГОРСКОГО ТРАМВАЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ...”

Слайд №2

Ведущий 1

Друзья, давайте перелистаем страницы истории на 110 лет назад и совершим уникальное путешествие по нашему родному городу Пятигорску. Как вы думаете, на чем же удобнее всего путешествовать по городу ? Конечно, на трамвае. Пятигорский трамвай – это одна из достопримечательностей города, часть его истории, его очарование и курортная изюминка. История пятигорского трамвая начинается еще в 1898 году, когда был поднят вопрос об оснащении быстро развивающегося курортного города электрическим транспортом. В 1903 году, пока жители Санкт-Петербурга еще пользовались конкой, а в Москве действовала единственная линия, где конная тяга была заменена электрической, по улицам Пятигорска уже тянули контактные провода и прокладывали рельсы. Еще одна особенность – метровая колея. Такого расстояния между рельсами , кроме Пятигорска и Калининграда нет больше ни в одном из городов России.Пуск первого трамвая 1 сентября 1903 года явился событием настолько значительным, что был приурочен к столетию курортов Кавминвод.

Слайд №3

Ведущий 2

Посмотрите, перед вами первый трамвайный вагон. Его называли “босоножка”. Самый первый вагон был привезен из Бельгии известным предпринимателем, создателем Кавказского горного общества Рудольфом Лейцингером.Он принимал личное активное участие в закладке трамвайного депо в Пятигорске напротив железнодорожного вокзала. Рельсы подходили прямо к железнодорожной платформе. Это было сделано для комфортного перемещения отдыхающих, которые могли прямо из поезда сесть в трамвайный вагон. В 1910-1930-х гг. Пятигорское депо самостоятельно (!) выпустило несколько прицепных вагонов-”босоножек”. Единственный сохранившийся прицепной вагон из первой партии с условным номером 01 стоит как памятник на территории старого Депо №1.

Слайд № 4

Ведущий 3

Давайте сядем в старый трамвай. Вы видите, здесь могут разместиться одновременно 20 пассажиров. Движение начиналось в 6 часов 30 минут утра и продолжалось до полуночи. В зимнее время число вагонов, выходивших на линию, сокращалось, а на провальском маршруте движение прекращалось вовсе.Билет стоил пять копеек. От уплаты за проезд освобождались чины полиции, почтальоны, доставщики телеграмм, но не более одного человека на вагон. Учащиеся по будним дням в определенные часы (с 7 до 9 и с 13 до 15) пользовались льготным тарифом (платили 3 копейки), а в остальное время ездили на общих основаниях.Остановки были устроены достаточно близко друг к другу. Так, около грязелечебницы расстояние между ними не превышало 160 метров, для того, чтобы курортный больной мог сойти у нужного входа в здание. Большинство остановок имели крытые павильоны, защищавшие пассажиров от солнца и дождя.

Слайд № 5

Ведущий 1

Перед вами старая схема движения трамвая в Пятигорске. Главной задачей трамвая было обслуживание курортников, и вы можете видеть, что маршруты проложили так, чтобы соединить железнодорожный вокзал и центральную часть города с курортной зоной у подножия Машука. Основной маршрут пролегал по Царской ( ныне Кирова) улице и вел от железнодорожного вокзала к Николаевскому Цветнику. Он имел продолжение до Елизаветинской ( ныне Академической) галереи. Вторая трамвайная линия (парк Цветник – Провал) проходила через Эммануэлевский парк, мимо дачи Эльзы, что принесло ей значительную популярность. Похожее на старинный замок здание можно увидеть и сейчас, а вот трамвайная линия на Провал не сохранилась. Виной тому, по мнению старожилов, случай, когда вагон, спускавшийся на большой скорости с горы, врезался в угловое здание. Пути были разобраны и об этой линии забыли. Общая протяженность линий составляла 8,2 км .

Слайд №6

Ведущий 2

А теперь, друзья, устраивайтесь поудобнее. Сейчас мы с вами совершим экскурсию по историческому трамвайному маршруту, который не сохранился до нашего времени.Наша экскурсия начинается с Николаевского Цветника. Николаевский цветник, был основан в 1829 году по инициативе генерала Г. А. Емануэля. Проект открытой части парка с клумбами и газонами выполнили итальянские архитекторы, братья Бернардацци. Раньше здесь было небольшое болото, куда стекала минеральная вода из источников на горе Горячей. Болото вскоре вычистили, а близлежащую территорию осушили. На участке между бассейном и Николаевскими ваннами высадили клумбы с цветами (более сорока сортов) и невысокие кустарники. В центре установили тумбу для солнечных часов. В полдень по ним проверяли “верность хода” часов на соседней церкви, которые били каждые полчаса – ровно столько времени необходимо было для принятия лечебной ванны.

Год спустя в южной части парка “Цветник” Бернардацци соорудили искусственную пещеру, названную позже Грот Дианы. Рядом проложили насыпную Ермоловскую аллею, которая вела к Александровскому источнику и Ермоловским ваннам. Аллея стала излюбленным местом прогулок “водяной” публики.Главным украшением парка к началу XX в. стала Лермонтовская галерея. Разноцветные витражи и воздушная конструкция в стиле эклектики, готические элементы и башенки придавали ей сказочный вид.Современный Цветник, преображенный и отреставрированный, стал центром отдыха пятигорчан и гостей города.

Слайду №7

Ведущий 3

Здесь же, в Цветнике, вы видите здание Казенной Ресторации. Это старейшее общественное сооружение Пятигорска и первое капитальное строение на КМВ. Ресторация была построена в мае 1828 года по проекту архитектора Шарлеманя. Это здание должно было дать отдыхающим удобное помещение для ночлега и обеспечить им хороший обеденный стол. В этом здании останавливались многие знаменитые люди, приезжающие на Воды. Среди них Пушкин, Толстой и даже император Николай 1. В 1904 году завершилось строительство новой Казенной Гостиницы, поэтому старое здание вскоре стало Бальнеологическим Институтом. После освобождения Пятигорска в 1943 году, здание сильно пострадало от пожара. Была проведена реставрация, и позднее здание стало НИИ Курортологии.

Слайд № 8

Ведущий 1

Если мы посмотрим направо, то увидим Казенную гостиницу, построенную в 1904 году архитектором Зелинским. Сейчас здесь находится краеведческий музей.Гостиница была приспособлена не только для проживания , но и для лечебных целей. В 1918 году здание сгорело. Сохранился лишь фасад, выходивший на улицу им.Сакко и Ванцетти ( ныне ул. Бернардацци). Примерно 10 лет назад архитекторам удалось восстановить прежний облик здания, придав ему при этом современные черты.

Слайд № 9

Ведущий 2

Далее наша “босоножка” поворачивает налево и движется вверх, мимо знаменитого на всю Россию простого домика под тростниковой крышей, где в 1841 году провел последние дни своей жизни великий поэт М.Ю.Лермонтов.Из этого домика впоследствии Кавказское Горное Общество создало впоследствии музей “Домик Лермонтова”

Слайду №10

Ведущий 3

А теперь наш трамвайчик поворачивает направо, на Парковую улицу ( ныне ул.Лермонтова) к даче Эльзы Гукасовой.Это здание – самое мистическое место в Пятигорске. Говорят, что особняк построил известный в прошлом пятигорский кондитер Аршак Гукасов в начале XX века для своей возлюбленной Эльзы в качестве свадебного подарка. Дочь немецкого купца - Эльза, славилась своей красотой и богатством. Вскоре из подаренной дачи хозяйка сделала гостиницу. Дела шли неплохо. Но у семейной четы не было детей. Их супружество не выдержало подобного испытания, и брак развалился. Одинокая, несчастная женщина, дабы избавиться от душевной пустоты, часто принимала у себя гостей, устраивала богатые балы. Дача Эльзы стала весьма популярна у посетителей Вод. В делах молодой женщине сопутствовал успех, и завистники поговаривали о том, что Эльза - ведьма и знается с темными силами.По поводу дальнейшей судьбы госпожи Гукасовой определенно мало что известно, но существует множество легенд. По одной из них Елизавета была убита большевиками в 1920-м, по другой, Эльза тяжело переживавшая развод со своим супругом, спряталась от мира в стенах особняка и умерла от страданий. Ходят легенды, что ныне в стенах заброшенного особняка бродит ее дух. Поэтому дачу Эльзы многие называют зданием с приведениямиПосле революции дачу “Эльза” использовали как здравницу. В настоящее время, к сожалению, это здание почти разрушено и требует реставрации.

Слайд №11

Ведущий 1

Давайте от мистики снова вернемся к нашей экскурсии. Наш трамвайчик движется по старинному парку, где находится здание с интересными башенками и окнами. Это Михайловская галерея. Доктор Ф.П.  Конради в 1824 году стал рекомендовать небольшой “серносоляный” источник розоватого оттенка со вкусом парного молока и дал ему название Михайловского,  который был назван в честь Великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Александра I. Сначала здесь находился небольшой каменный колодец с изящной урной для выливания воды, затем  была построена беседка в популярном  тогда “китайском вкусе”. Но со временем беседка обветшала, и на ее месте была создана лёгкая арочная галерея на высоком каменном фундаменте и под железной крышей. В центре галереи находился каменный колодец Михайловского источника, оформленный в виде большой вазы на львиных лапах, вытесанной из мрамора синеватого цвета, пол вокруг источника был шахматный из синеватого камня и белого гипса. Уже в наше время  пожар года сильно повредил галерею, но к началу XXI века она была восстановлена по проекту А. С. Кихеля. Михайловская галерея - это прекрасный архитектурный памятник Пятигорска XIX века, который привлекает внимание гостей и который не может оставить никого равнодушным.

Слайд №12

Ведущий 2

Посмотрите, на скалистом уступе Машука, на месте прежнего казачьего сторожевого поста, видна стройная, с белокаменными колоннами, беседка классических очертаний. Это - знаменитая Эолова арфа, названная так в честь древнегреческого бога Эола, повелителя ветров.Эолова арфа издавна стала своеобразной эмблемой Пятигорска. Она была построена братьями Бернардацци в 1831 году. В беседке был установлен струнный инструмент, издававший под порывами ветра приятные звуки. Об Эоловой арфе есть строки в лермонтовской “Княжне Мери”: “На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус...”

Слайд №13

Ведущий 3

Ну а мы продолжаем наше путешествие по времени. Наш трамвайчик направляется к Провальскому бульвару, в начале которого находятся Тиличеевские ( ныне Пироговские ) ванны.В этом месте было открыто множество минеральных источников, известных своей лечебной силой. В начале XIX века приезжающим на курорты предлагалось принимать ванны в деревянных купальнях, построенных прямо над источниками. Это было непривычно для публики, избалованной европейскими курортами. Однако слух о необыкновенной целительной силе кавказских источников привлекал к себе все больше людей, страждущих исцеления. В 1910 году снесли деревянные Солдатские и Старо-Сабанеевские ванны, пришедшие в негодность. В Пятигорске не осталось зданий для принятия процедур. Отдыхающие были вынуждены устанавливать временные шатры прямо над выбитыми в скальных породах нишами, в которые нарзан поступал непосредственно из источников. После проведения исследования специалистами Русского бальнеологического общества в 1913 году на месте бывших казарм были построены Провальские, а позже Тиличеевские ванны. Фасад здания украсили керамическими панно в античном стиле. На одной изображались картины купания в римских банях (термах), на другой — мифические духи минеральных источников, оживляющих засохшее дерево.За годы эксплуатации ванны несколько раз реконструировали и ремонтировали. Сейчас действует 22 ванны, питаемые водами Народного источника и Варвациевской скважины.

Слайд №14

Ведущий 1

И вот, наконец, мы с вами добрались до конечной остановки нашего трамвайчика – озера Провал. Это озеро было обнаружено при обрушении свода. Провал - естественная пещера на склоне горы Машук. Представляет собой конусообразную воронку диаметром 15 и высотой 41 метр, а на дне воронки бирюзовое озеро, цвет которому придают содержащиеся в воде сера и особые бактерии. Температура воды от плюс 26 до 42 градусов, глубина озера 11 метров. В то время тоннеля, ведущего внутрь Провала, ещё не было, и почтенная публика осматривала его сверху, подойдя к самому краю воронки. По инициативе князя Г. С.Голицина, братья Бернардацци устроили в 1837 году помост над воронкой Провала и с помощью специальной корзины любопытные могли спускаться до самой воды. Ходили слухи о невероятной лечебной силе воды из озера. В 1858 году к озеру был проложен тоннель длиной 44 метра. В 1953 году перед входом в Провал появились скульптуры львов. Прошло много лет. С течением времени слухи об исключительно чудодейственной силе воды в Провале сошли на нет, да и научные исследования показали, что эта вода существенно не отличается от других целебных сероводородных вод Пятигорска. Но сам Провал как совершенно уникальное явление природы по-прежнему удивляет всех, кто хотя бы раз побывал на Кавказских Минеральных Водах. Провал стал знаменитым. Память о нем увековечили Ильф и Петров в сцене из романа “Двенадцать стульев”. Главный герой произведения - великий комбинатор Остап Бендер - для ликвидации прорехи в своем бюджете придумал способ “сравнительного честного отъема денег у доверчивых граждан” путем взимания платы за вход в Провал.

Слайд №15

Ведущий 2

Вот и подошло к концу наше занимательное путешествие по времени на стареньком пятигорском трамвайчике. Завтра мы сядем в современный, комфортабельный, яркий трамвай, проедем по улицам сегодняшнего шумного Пятигорска. Но старенький трамвайчик, рассказавший нам много удивительного об истории нашего города, останется в нашем сердце навсегда.