Открытый урок «И все это – Бах»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель: Познакомить учащихся с творчеством композитора И.С.Баха и инструментом органом. Дать понятие о средствах музыкальной выразительности – динамика, тембр. Продолжить развития вокально-хоровых навыков.

Задачи: Научить учащихся различать звучание органа, научить разбираться в понятиях - динамика, тембр. Повторить понятия – жанр, мелодия.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер (ноутбук), фортепиано.

Музыкальный материал: И.С.Бах, Токката и фуга ре минор, Менуэт из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”, Концерт для скрипки с оркестром ля минор (отрывок), “За рекою старый дом” русский текст Д.Тонского.

Ход урока

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным композитором начала 18 века И.С. Бахом и его музыкой.

- Посмотрите на портрет Иоганна Себастьяна и послушайте стихотворение, о нём ... (слайд 2, 3)

Мне дорог Бах...
Ну, как бы вам сказать...
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Еще нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века Судьбе моей.

- Иоганн Себастьян Бах родился в конце семнадцатого века. В Германии в городе Эйзенахе. Все его предки были музыкантами и Иоганн Себастьян также с раннего детства увлекался музыкой. Он рано остался без родителей и с 10 лет жил со старшим братом Иоганном Христофом, который был учителем музыки и именно он серьёзно занимался с Себастьяном музыкой. Но брат был очень строгим и Иоганн Себастьян решил жить самостоятельно. Он хорошо пел и имел красивый голос, умел играть на разных инструментах, поэтому его приняли старшим хористом в монастырскую школу. В то время музыканты в Германии могли заработать себе на жизнь либо служа у богатого вельможи, либо в церкви. За свою жизнь Иоганн Себастьян много раз менял места службы, переезжал из города в город. Он был очень своенравным и гордым, но он легко находил место для новой службы, так как был прекрасным музыкантом и замечательным композитором. Им было написано множество произведений почти во всех музыкальных жанрах (кроме оперы). Ребята, а что такое музыкальный жанр?

Ответы детей...

- Совершенно верно, это вид музыки. Т.е. Иоганн Себастьян написал музыку разных видов. Одним из самых любимых инструментов Иоганна Себастьяна был ОРГАН. (Слайд 4,5,6)

- Ребята, кто-нибудь из вас видел этот инструмент, слышал его звучание?

Ответы детей...

- Этот инструмент находится в католической церкви либо в специальных концертных залах. Посмотрите, какой он большой по размеру. Это клавишно-духовой инструмент, что это значит, как вы думаете?

Ответы детей...

- Этот инструмент состоит из множества труб разных размеров, а музыкант, исполнитель играет на клавиатуре, как правило – это несколько, две или три клавиатуры, которые называются МАНУАЛ. Также у органа есть специальные рычажки, которые переключают регистры. Как вы думаете, что это значит – РЕГИСТР, какие могут быть регистры?

Ответы детей...

- Если звуки высокие – это высокий регистр, если звуки низкие – низкий регистр. И сейчас самое время познакомиться со звучанием инструмента органа. Давайте послушаем отрывки из произведения И.С.Баха Токката и фуга ре минор. (Слайд 7)

Слушаем музыку. (Токката)

- Ребята, вам понравилась музыка?

Ответы детей...

- Ребята, что вы можете сказать об этой музыке. Какая она?

Ответы детей... Обсуждение...

- Эта музыка написана очень давно, но она понятна нам, так как передают чувства человека, созвучные людям всех времён.

- Ребята, вот вы сказали, что музыка была громкой, тихой. А кто знает, как называется средство музыкальной выразительности, которое обозначает громкость звучания музыки?

Ответы детей...

- Это средство называется ДИНАМИКА. (Слайд 8) Динамика – это сила звучания, или громкость звучания музыки, существуют разные обозначения динамики. А кто знает, какие?

Ответы детей...

(Слайд 9, 10). Форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, пианиссимо, фортиссимо.

- Ребята, а какие вы ещё знаете средства музыкальной выразительности?

Ответы детей...

- Верно – мелодия, темп.

- Ребята, а вы сможете отличить орган от других инструментов?

Ответы детей...

- А как вы думаете, почему?

Ответы детей... Обсуждение...

- Потому что каждый инструмент, как и человеческий голос имеет свой ТЕМБР. (Слайд 11). Вот перед вами изображения музыкальных инструментов (Слайд 12). Давайте послушаем ещё несколько произведений Иоганна Себастьяна и попытаемся узнать по тембру, что за инструменты звучат.

- Сейчас мы послушаем танец 17 века, который называется Менуэт.

Слушаем музыку.

- Ребята, какой инструмент звучал?

Ответы детей...

- Правильно, фортепиано.

- Слушаем ещё одно произведение, его я называть не буду.

Слушаем музыку.(Концерт для скрипки с оркестром №1)

- Какой инструмент солировал в этом произведении? Что ещё звучало в нём?

Ответы детей... Обсуждение...

- Ребята, а какой музыкальный инструмент доступен каждому человеку? У каждого человека такой инструмент есть?

Ответы детей...

- Конечно, это человеческий голос. А у каждого голоса свой неповторимый тембр. Давайте поближе прикоснемся к искусству Баха и сами исполним его произведение: За рекою старый дом, русский текст написал Тонский.

Исполняем песню, при этом обращаем внимание на мелодию, динамику, регистр звучания.

- Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали и, наверное, немного устали. Давайте, чтобы немного отдохнуть и сконцентрировать своё внимание, сыграем в небольшую игру. (Один хлопок – руки поднимаем или опускаем, два хлопка – встаём или садимся)

Играем в игру.

- Очень хорошо. А теперь давайте вспомним: С каким композитором мы сегодня познакомились?

- В каком веке он жил?

- Какой инструмент был одним из любимых инструментов И.С.Баха?

- Что вы можете рассказать об этом инструменте?

- Какие средства музыкальной выразительности мы узнали?

- Что они означают?

Ответы детей...

- Молодцы, ребята.

В завершение нашего урока хочу рассказать, что в переводе Бах означает “ручей” и известный композитор Людвиг ван Бетховен сказал о Бахе так: “Не ручей! – Море должно быть его имя...”

Большое спасибо за работу, до свидания.

Используемая литература

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. “Музыка. Начальные классы”, М.: “Просвещение”, 2007;
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Методика работы с учебниками “Музыка” 1-4 классы, М.: “Просвещение”, 2007;
  3. Музыка. 1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, авторы-составители А.П. Сигаева, С.Н.Сидорова, В.: “Учитель”, 2011.
  4. Должанский А., Краткий музыкальный словарь, М.: “Музыка”, 1995