Цель: Сформировать умение решать текстовые задачи, прогнозировать результат.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Развивать умение поиска необходимой информации в различных источниках.
- Развивать умение выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач, учиться понимать партнера, учитывать мнение других и сотрудничать с одноклассниками, умение оценивать себя и других.
Форма проведения: групповая
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- кошельки с купюрами;
- карточки с изображением товаров;
- карточки с заданием для групп;
- чистые листы бумаги;
- полоски бумаги;
- фломастеры.
1. Организационный момент.
Проверьте готовность к уроку. У вас на парте лежат: учебник, тетрадь, пенал, листы для работы.
Сядьте удобно.
Определите, кто будет старшим в вашей группе.
Не забудь:
- работать надо дружно,
- быть внимательным друг к другу, вежливым,
- не отвлекаться, не мешать друг другу,
- вовремя оказывать помощь,
- выполнять указание старшего.
- следить за временем,
- доводить начатое до конца.
- работу выполнять аккуратно,
- каждый должен уметь защищать общее дело и своё в частности.
2. Актуализация опорных знаний.
Слайд 1.
Кот Матроскин и его друзья однажды ночью отправились на поиски клада. Им действительно удалось найти сундук с богатством
Для чего коту Матроскину был нужен клад? (Найти деньги на покупку коровы).
Как вы думаете, давно ли появились деньги у людей?
Слайд 2-5. Историческая справка.
Деньги - металлические или бумажные знаки, выражающие стоимость товара и обмениваемые на любой из них.
Сначала оплата шла золотом или серебром. Чтобы устранить необходимость взвешивания золота при каждом обмене, золотым слиткам стали придавать стандартную форму и ставить на них клеймо.
Золото и серебро как деньги получили форму монет. В процессе обращения монеты постепенно стирались, теряли в весе, что привело к отличию реального содержания металла в монете от её номинала.
Это дало основание для выпуска бумажных денег в качестве заместителей металлических монет.
Вывод: деньги появились, как только у людей начались торговые отношения.
Что бы открыть сундук, надо набрать код.
Подбери числа так, чтобы цепочка вычислений была верной:
Слайд 6: Цепочка вычислений.
Ответ: 6026220
Слайд 7: Сундук открыт, в нём 4 кошелька.
Каждая команда получает кошелек с деньгами.
3. Постановка проблемы, формирование темы и цели урока.
- Откройте кошелек;
- Что в нем лежит?
- Для чего вы получили деньги?
- ...
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в магазин за покупками.
- Какие магазины вам известны и, что там можно купить?
- Расположите купюры из кошелька в порядке возрастания.
- Сколько надо взять 10 руб. купюр, чтобы набрать 100, 500, 1000 рублей?
- Какие купюры положить в кошелек, если идешь в магазин за:
Слайды 8: Товар и цены на него.
Дети работают в группах и обосновывают свой выбор.
- 10руб > 9 руб;
- 100 руб = 100 руб;
- 600руб < 1000 руб
Вывод: Чтобы знать сколько взять денег, надо сложить цены.
4. Работа в группах на определение стоимости покупки.
- У вас на партах карточки с товарами.
Слайды 9: (Товары без цен).
Определи какие числа должны стоять на ценниках. Запиши их.
- Школьный пиджак стоит 450 руб, он в 5 раз дороже футболки. Сколько стоит футболка?
- Школьный пиджак на 50 руб. дешевле кроссовок. Сколько стоят кроссовки?
- Рубашка – вдвое дороже футболки. Брюки на 90 руб. дороже рубашки, а юбка на 30 рублей дешевле брюк. Сколько стоит рубашка? Сколько стоят брюки? Сколько стоит юбка?
Проверь себя.
Слайды 10: (Товары с ценами).
- Можно ли купить на 500 руб. юбку и брюки? Как узнал?
- Сколько брюк можно купить на 1000 руб?. как узнал?
- Сколько рубашек можно купить на 1000руб.? как узнал?
Вывод: Чтобы узнать, сколько потребуется денег на покупку надо сложить цены.
- Чтобы узнать, хватит ли мне денег на покупку можно выполнить деление, разделив все деньги на цену, получу целое число и найду остаток (сдачу).
- Удобно ли в магазине выполнять вычисления на листке? (Нет.)
- Как тогда быть? Что можно сделать?
Прикидку. Брюки стоят примерно 300 рублей, в 1000 по 300 умещается 3 раза. Значит можно купить трое брюк и ещё останется сдача.
Самостоятельная работа. У каждого листок - опросник и черновик (рисунок 1).
- Какие покупки можно сделать на 1000 рублей, отметь х.
...
(Старшие, определите кому нужна помощь. Учитель оказывает помощь при необходимости.)
- В каком случае ты смог воспользоваться способом прикидки?
- В каких случаях у вас возникли сложности?
- Какой формулой вы воспользовались для определения стоимости нескольких одинаковых вещей?
Слайд 11: (Карточка: С=Ц*К).
Стоимость равна цене умноженной на количество.
- Какие другие формулы можно вывести, зная формулу стоимости?
Слайд 12: (Карточка Ц=С:К).
Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.
Слайд 13: (Карточка К=С:Ц).
Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.
Продолжим нашу прогулку по магазинам.
Слайд 14: (Карточка: компьютер, телевизор, и др. техника).
- В какой магазин мы попали?
- Разделитесь в группах на пары.
Работа в парах.
Один из вас консультант магазина, второй менеджер по закупкам компании “Школа”.
- Консультанты – получите заказ.
Правила игры:
В коробках лежат бланки заказов (рисунок 2).
Каждый из пары берет поочередно бланк и заполняет его.
Консультант и менеджер оговаривают правильность заполнения бланка.
....
- Какую сумму денег потребуется внести для всего приобретенного товара?
Старшие в группах называют полученную сумму. Сравнивают. Анализируют. Приходят к правильному ответу.
- Что необходимо знать, чтобы отправиться за покупками в магазин?
- Считать можно, сделав прикидку.
- Необходимо знать взаимосвязь между стоимостью, ценой и количеством.
Продолжение работы в группах.
Работа в группах.
Учебник, с 97, №4.
Решение задачи записываем на листах бумаги.
Оформление полного ответа записать на кассовой ленте (полосках бумаги).
Оценивается: правильность, точность ответа, аккуратность.
5. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Когда удобно применять новое знание?
- Что ты можешь сказать о своей работе?
- Как можно оценить работу своей группы?
6. Домашнее задание.
Составь дома 1–2 задачи на нахождение стоимости покупки, при наличии определенной денежной суммы.