ЦЕЛИ:
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- управление своей деятельностью,
- контроль и коррекция,
- инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
- речевая деятельность.
Познавательные:
- работа с информацией;
- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- установление аналогий;
- подведение под понятие.
Мировоззренческие:
- формирование российской идентичности,
- личное самоопределение/
Формирование УУД:
- развитие мышления (способность логически мыслить на заданную тему, анализировать, сопоставлять);
- воспитание волевой сферы;
- обучение самостоятельному целеполаганию;
- выработка умения корректировать свои действия в процессе доведения работы до намеченного в планировании результата.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- общекультурные:
- расширение культурного кругозора обучающихся, в том числе обучение пониманию живописи;
- актуализация знаний по литературе;
- отработка интегративных связей.
- специальные:
- повторение типа речи описание, композиционного строения описания,
- знакомство с приемами речевого логического оформления мысли, использованием синонимов, тропов;
- закрепление орфографических и пунктуационных правил;
- формирование навыка обращения к словарям,
- сбор лексического материала к сочинению,
- словесное оформление услышанного – написание сочинения-описания.
Развивающие:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- активизация различных видов речевой деятельности;
- повышение мотивации к обучению;
- формирование навыков монологической речи (устной и письменной).
Воспитательные:
- пробуждение интереса к культурному наследию русского народа и к мировой культуре;
- формирование эстетической потребности в искусстве;
- осознание своей национальной идентификации.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
- компьютер и мультимедийный проектор: презентация;
- портрет В.М. Васнецова с краткими биографическими сведениями, книги.
На доске записана дата, тема урока, оставлено место для плана сочинения.
ХОД УРОКА
Подготовка к восприятию
Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, записанной на доске: сегодня мы будем писать сочинение по картине В.М. Васнецова “Витязь на распутье”. А потом обо всем увиденном, прочувствованном напишем в сочинении ярко, выразительно, образно.
Новый материал.
Виктор Михайлович Васнецов - великий русский живописец. Основоположник особого “русского стиля”, преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. С 1880 года создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору. Стремился в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
Смотрим картину Васнецова.
История написания картины.
“Витязь на распутье” (1882) – одно из прекраснейших полотен В.М. Васнецова. Картина была написана под влиянием русской народной былины “Илья Муромец и разбойники”. Первые этюды к этому сюжету были созданы в начале 1870-х годов. Сейчас картина находится в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Картина.
- Рассмотрите картину, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего и дальнего планов.
- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?
- Кого изобразил художник на картине? (витязя)
- Кто такой витязь? (витязь – это воин, богатырь).
- Подберите синонимы к слову “витязь” (ратник, воин, богатырь, герой, рыцарь).
- Опишем витязя.
- Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая кольчуга.
- Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч, колчан с калёными стрелами, длинное копьё, булава.
- Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова, усталая решимость.
- Теперь опишем коня.
- Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги.
- Поза: уверенно стоит.
- Единство с фигурой наездника: автор желает показать единство помыслов.
- Запишите фразу, которая написана на камне:
“Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни пролётному”.
- Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем?
- Предположите, о чём он может размышлять в этот момент?
- Опишем пейзаж.
- Описание местности: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и камни; много черепов; холодный смертный ветер; пустынное поле, лежат человеческие кости; высохшая трава; множество валунов; холодный смертный ветер; никого нет; видны облака; небо чистое.
- Какое настроение создаётся при виде картины: запах смерти; душецепляющая картина; грустная.
- Что могло здесь произойти?
- Какие краски использует художник, рисуя небо на картине?
- Какое время суток изображено?
- Какие мысли у вас вызывает небосклон?
- Что символизирует светлеющее небо? (Надежду на светлое будущее, на новые победы богатыря).
Составление плана сочинения.
Для того чтобы красиво, последовательно написать сочинение, нужен план.
- Из скольких частей он состоит? (Вступление, основная часть, заключение).
- О чем вы будете писать во вступлении? О художнике Васнецове как о великом русском живописце.
- Как перейти от вступления к основной части - описанию картины? “В композиции картины выделяется…”.
- о чём напишем дальше? (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию витязя).
- что мы напишем в заключении? - Чем закончим сочинение? Напишем о воплощение в картине духа русского народа.
Составление плана сочинения.
1. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец, история создания его картины “Витязь на распутье”.
2. Описание картины В.М. Васнецова “Витязь на распутье”:
- витязь на коне;
- роковой камень;
- пейзаж.
3. Воплощение духа русского народа.
Лексический материал для сочинения
Тезаурус
Композиция (изобразительное искусство) - организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Холст - ткань, на которой пишут картины.
Словарь синонимов
Художник – живописец, мастер.
Картина – полотно, изображение.
Пейзаж – природа.
Витязь – воин, герой, рыцарь, богатырь, ратник.
Описание воина
Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая кольчуга.
Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч, колчан с калёными стрелами, длинное копьё, булава.
Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова, усталая решимость.
Описание коня
- Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги.
- Поза: уверенно стоит.
- Единство с фигурой наездника: автор желает показать единство помыслов.
Фраза на камне: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни пролётному”.
- Описание местности: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и камни; много черепов; холодный смертный ветер; пустынное поле, лежат человеческие кости; высохшая трава; множество валунов; холодный смертный ветер; никого нет; видны облака; небо чистое.
- Какое настроение создаётся при виде картины: запах смерти; душецепляющая картина; грустная.
Слова для справок: защитник земли русской, мужественный богатырь, вся картина проникнута, полотно завораживает, живёт дух русского народа, огромный талант В.М. Васнецова.