Тип урока
- компетентностного подхода
- комбинированный
Методические материалы при подготовке
Рекомендовано
- Программа по истории для основной школы, А.Н.Сахаров, М.,Просвещение,2008
- Учебник История государства и народов России, А.А. Данилов, М.Дрофа,2006
- Б.Н.Серов Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХУ1 века ,6 класс,М,Вако,2008
Самостоятельная работа
- Н.С. Борисов Русские полководцы ХШ-ХУ1 веков, книга для учащихся, Солнце земли Суздальской, стр 6-50 М,просвещение,2000
- Ресурсы Интернета www.wikipedia.org/wik.ru, tvzavr.ru
- Электронная версия Энциклопедии истории России,М.АО Коминфо,2001
На уроке
- Учебник История государства и народов России, А.А. Данилов, М.Дрофа, 2006
ТСО
- Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийная презентация урока, видеозапись кадров из художественного фильма “Александр Невский”, анимация сражения “Ледовое побоище”,
Оборудование
- карта Невской битвы,
- тестовые карточки, 2010 г.)
- Лента времени ( указаны имена исторических деятелей, обрывки фраз полководца,, даты исторических событий и т д ,) на каждый ряд
- Распечатка адаптированных текстов для обучающихся для работы со слайдами
Цели и задачи урока
дидактическая
- cформировать конкретное представление обучающихся о борьбе русского народа против западной агрессии в ХШ веке
психологическая
- способствовать развитию основных компетенций: по систематизация знаний, анализу фактов и формулировке выводов
воспитательная
- способствовать формированию исторического сознания учащихся, воспитанию патриотизма на примере личности Александра Невского
Задачи урока:
Предметный результат
1. Изучить новый учебный материал о двух важных событиях Невской битве со шведами и битве на Чудском озере с немцами
Метапредметный результат
2. Сотрудничество с учителем и классом на уроке; получать информацию из различных источников; обобщить факты, характеризующие мужество, отвагу, патриотизм защитников Отечества
Личностный результат
3.Составление портрета исторической личности Александра Невского Утверждение ценностно-смысловых установок быть патриотом, проявлять смелость в конкретных ситуациях
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Добрый день ,ребята! Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, я рада вас видеть. Надеюсь на наше сотрудничество Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку.
История- это минуты нашей жизни, они складываются в дни, годы превращаются в могучую реку – нашу общую историю, историю нашей Родины .Сегодня история нас всех сближает временем, в котором мы живем с вами , мы - современники. А на ленте времени запечатлены слова, имена, обрывки чьих то фраз, события, о которых, быть может, мы и забыли. Но волшебная лента времени поможет нам ответить на кроссворд ,который вы видите на интерактивной доске. Необходимо вписать в клеточки нужные буквы электронным карандашом.
Ребята, обратите внимание что перед некоторыми из вас лежат карточки с тестами (для сильных учеников)Вы должны обвести кружочком правильный ответ ,затем обменяться друг с другом работой и оценить её .Сегодня некоторые из вас будут играть роль учителя, оценивать работу соседа по парте.
У вас на партах лежит знакомая нам памятка – как работать с картой. Один ученик напомнит нам о том, что мы узнали по карте по изученному нами материалу, используя алгоритм. А самое главное, что сегодня на уроке вы все оцените свой труд. Мы проведем самооценку.
Откройте тетради и запишите Самооценка( по образцу)
1. Как я участвовал в проверке домашнего задания: оценить вид и качество выполненной вами работы из тех, которые предложены
2. Как я изучал новый материал – оценить вид и качество работы
3. Что узнал нового - записать и оценить себя. Выставить общий итог
Я думаю, что вы отлично справитесь с самооценкой
2. Актуализация знаний
Какое событие изучали,
1 Как оно отмечены на карте Устный ответ подготовит по памятке 1 учащийся М
2 Пока готовится устный ответ те ребята, которые получили тесты отвечают на них (работа с сильными)
3. Остальные (работа со слабыми) заполняют кроссворд на электронной доске
Помните, что при выполнении этого задания вам поможет Лента времени
а) тестирование
б) Вопросы для заполнения кроссворда;
1. Имя великого хана Монголии
2. На берегу какой реки произошла первая неудачная битва русских отрядов и половцев в 1223 году
3. Три князя участвовали в трагической битве на Калке: киевский, черниговский и галицкий, а имя они носили одинаковое- какое
4. Какой город на Руси монголы завоевали первым в 1237 г
5. От какого государства Русь стала зависимой после завоевания монголами
ПОУ - Выборочно фронтально (Чингисхан Калка, Мстислав, Рязань, Золотая Орда)
в) Устный ответ: по карточке по алгоритму
Молодцы,хорошо справились с заданием Кто отвечал на тесты проверьте ответы на доске.
(показать правильные ответы) Выставьте самооценку за первый этап урока
3. Выравнивание знаний
Слайд 1 Попробуйте разделить эти события на 2 группы
Великая Отечественная война 1812 года, битва на реке Калка, Столетняя война, Невская битва, битва при Седане, Тридцатилетняя война, Ледовое побоище, Первая мировая
По какому признаку разделили?
(Отечественные войны – за независимость Родины и захватнические за чужие территории )
Итак, мы выяснили, что войны можно разделять, классифицировать по разным признакам: длительности ,месту., масштабу, характеру Мы выделили Отечественные войны и сражения.
- Чем они отличаются от остальных?- Хорошо вы отлично справились с трудным заданием. Молодцы
4. Постановка проблемы
Слайд 2
Какое трагическое событие произошло с нашей Родиной в 2008 году. Кто слышал об этом, в этом вам поможет Лента времени.
России не раз приходилось отстаивать свою свободу и независимость
Слайд 3 Определите по карте – кто напал на Русь в ХШ веке, когда она лежала в развалинах после монгольского нашествия. Сумела отстоять независимость нашей Родины? в чем противоречие?
Сформулируйте проблему
(Ответ. Почему разоренная Русь сумела разбить шведов и немцев)
Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке? Ваши версии
П. Организационно-исполнительский этап
- Итак, мы определили тему нашего урока: Борьба русских земель с западными завоевателями
Итак, цель нашего урока познакомиться с двумя важными событиями - Невской битвой и
Ледовым побоищем и попытаться выяснить какое значение имели победы русского войска для
Руси, а также в чем же заключается полководческое искусство Александра Невского
Основные вопросы урока
1. Угроза с северо-запада.
2 .Невская битва
3.Ледовое побоище
По первому вопросу послушаем сообщение О, который очень интересуется историей и предлагает нашему вниманию подготовленное им сообщение.(Сообщение учащегося: С начала крестовых походов в
Европе с 12 века в Прибалтике у русских появились сильные соперники
Немецкие рыцари- крестоносцы захватили Прибалтику, на завоеванных землях создали 2 ордена Меченосцев и Тевтонский., объединились в1237 году в Ливонский орден. Они хотели местное население обратить в католичество. Потомки варягов шведские феодалы давно вели также с Великим Новгородом борьбу за финские и карельские земли. Третья враждебная сила-это Литва, которая тоже мечтала о русских землях. В 12-15 веках новгородцы и прибалтийцы 26 раз воевали со шведами,11 раз- с немецкими рыцарями, 14 раз с Литвой 5-с норвежскими феодалами. В 1234 г немцы захватили Изборск и Псков. В сражении за Псков участвовал вместе в великим князем Ярославом и его сын 18- летний Александр)
Учащиеся слушают сообщение, записывают вид работы для с-о
Переходим ко второму вопросу Обратите внимание на краю стола лежит текст.
Задание будет такое Подобрать подходящий текст к слайдам. Так мы вместе с вами составим правдивое описание Невской битвы - будьте внимательны
Подбирают тексты к слайдам и зачитывают их
Адаптированный текст
- Александр неожиданно обрушил на шведов удар своей дружины-
- Старейшина ижорян Пелгусий ночью 15 июля 1240 года отправил в Новгород гонца с тревожной вестью... появились шведские корабли
- Конная дружина громила лагерь шведов, а пешее войско отрезало путь к кораблям
- Александр сидя у берега Ижоры, впадающей в Неву, обдумывал план, как организовать охрану
Западных рубежей. Река Нева, по которой раньше проходил путь из варяг в греки, была главной дорогой внешней торговли Новгорода. Александр решил организовать разведку. Он поручил местным жителям наблюдать за всеми проплывающими по реке судами
- Александр решил ударить немедленно, не дав завоевателям закрепиться на берегах Невы. С небольшим конным отрядом навстречу шведам
- Летопись сообщает, что новгородцы проявили себя настоящими героями. Новгородец Миша с отрядом уничтожил 3 шведских корабля
- Одновременно водным путем по Волхову через Ладогу в Неву отправился отряд пеших воинов.
Такое решение удлиняло путь. Однако имело 2 важных достоинства. Новгородцы не могли разминуться со шведами, их конная и судовая рать все время держались рядом
- Перед началом сражения, князь подняв руку, обратился к войску с речью, в которой были такие слова “Не в силе Бог, а правде!”
- Немало врагов побил топором Сбыслав Якунич, не имел страха в сердце, несколько человек пало от его руки и подивились его силе и храбрости.
- Слуга Александров Ратмир, сражался пешим, был окружен многими шведами и пал от многих ран. Блеснул личным мужеством и Александр – “И самому королю возложил печать на лице острым своим мечом”
Молодцы вы все правильно выполнили, были сосредоточены.внимательны Вы видели кадры из художественного фильма “Александр Невский” который можете найти на сайте, а также интересную информацию об Александре Невском ru.wikipedia.org/wik, tvzavr.ru
А теперь запишем в тетрадь дату Невской битвы и сайт для желающих
Переходим к 3 вопросу
- После битвы Александр узнал горькую истину. Люди не прощают чужой славы. Уж больно знатен стал -говорили богатые новгородцы. Не нравилось им, что Александра народ прозвал Невским. Новгородцы выгнали Александра из города. Но тевтонцы воспользовались этим и уже летом 1242 года снова захватили Псков. Александр сразу вернулся в Новгород, забыв о нанесенной ему обиде.
Он решил дать немецким рыцарям решающую битву
Работа с анимацией и картой учебника на странице 126
Вопрос для будущего полководца:
Почему победил Александр Невский в битве на Чудском озере ?(выбрал лед т.к немецкие рыцари тяжеловооруженны, стратег- засадный полк)
Запишем в тетради дату Ледового побоища
Оцените себя за данный этап урока
III. Рефлексия Сейчас вы должны вспомнить какие события вы изучили?
В чем полководческое искусство Александра Невского
(Ответы учащихся - тщательно поставленная разведка, в результате чего можно было заранее определить направление удара противника и примерные его силы
- Стремительнось, внезапность наступления на врага
- Согласованность действий пехоты и конницы
– разработка стратегических планов сражения, окружения и уничтожения противника
Личное мужество и инициатива Александра
Какое значение имели эти победы для Руси (Учащиеся - Отстояли независимость Родины :новгородец Миша, Сбыслав Якунович ,
Патриот - это человек,который любит свою Родину и предан своему Отечеству., борется за свободу и честь
- Каких героев той эпохи вы запомнили также в учебнике на стр 127 в летописи кто еще упоминается
- Как мы назовем защитников родной земли не пожалевших жизни за родную землю (патриоты)
- Кто такой патриот
А вы могли бы встать на защиту родной земли?
Запишите в тетради ответ на третий вопрос самооценки- что нового вы узнали (Запись в тетради ,выставляем с\о)
IV. Домашнее задание
Параграф 15 изучить, ответы на вопросы стр 127, по желанию рассказ о сражении от 1 лица
Молодцы вы хорошо поработали, я думаю, что все были активны и достойно оценили себя
Чему мы научились сегодня (работать с картой, со слайдами , оценивать себя.) Тетради сдайте на проверку, урок окончен. Спасибо.