Цель: расширение знаний учащихся о строении и профилактики заболевания зубов
Задачи:
- познакомить со строением зубов, способами ухода за ними;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- способствовать развитию основных навыков самообслуживания, бережного отношения к своему здоровью
План работы.
- Какие виды зубов есть у человека и какое их значение?
- Как устроен зуб?
- Почему происходит разрушение зубов?
- Какие продукты способствуют сохранению здоровья зубов?
- Как правильно ухаживать за зубами.
- Темы будущих проектов.
- Итог. (Рефлексия)
Ход занятия
“Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый поступает хорошо”
(В.В. Маяковский).
- Что вы можете сказать об этих строках из стихотворения?
- Какое отношение они имеют к нашему занятию? О чём пойдёт речь?
Получение новых знаний.
- Что вы знаете о зубах? (Выслушиваются варианты ответов)
- Какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение?
- Сколько зубов у взрослого человека?
- 32 зуба, по 16 на каждой челюсти.
- Как по-другому называются первичные зубы? (Молочные)
- Какие зубы вырастают им на смену? (Коренные)
Практическая работа.
Рассмотрите в зеркальце зубы. Все ли зубы имеют одинаковую форму? На какие группы можно разделить зубы? - Резцы, клыки, коренные зубы:премоляры, моляры.
Как вы считаете, какую роль выполняют резцы? клыки? коренные зубы?
Переработкапищи во рту. Детям предлагается понаблюдать за процессом пережёвывания пищи (хлеб, яблоко, морковь).Наблюдайте и чувствуйте, как работают резцы, коренные зубы и язык. Расскажите о своих наблюдениях. - Резцами откусываем, клыками отгрызаем, а коренными зубами измельчаем, перетираем пищу. Да, действительно, мы зубами измельчаем пищу. Поэтому без зубов невозможно нормальное пищеварение. Зубы также способствуют ясному произношению звуков, они украшают лицо.
Строение зуба
Зубы - самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты эмалью – прочным, блестящим веществом. Здоровую эмаль не берет сверло, и даже сабля.
Внутри зуба находится костное вещество, заполняющее зубы, но оно мягче эмали – это пульпа. Она дана для придания зубу крепости. Внизу зуба находится корень, которым зуб держится в челюсти. Через зуб проходит нерв, который передаёт сигналы в мозг и обратно. Приразрушении и болезни пульпы нерв передаёт ощущение боли.
Почему происходит разрушение зубов?
- А чем могут заболеть наши зубы и от чего? (Механические повреждения, кариес)
- Кариес зуба вызывается бактериальным зубным налетом.
- Что такое бактерии? (Маленькие разрушающие организмы).
- Что такое зубной налет? (Это липкая тонкая пленка на поверхности зубов).
Бактерии налета питаются сахарами и выделяют кислоту. С кислотой справляются специальные вещества, содержащиеся в слюне. Но когда этих бактерий слишком много, слюна не справляется со своей задачей и кислота начинает разъедать верхний слой коронки – эмаль. И тогда на зубе образуется кариес.
(Работа с информацией на слайде)
Причины, вызывающие болезнь зубов.
- Необходимо регулярно и тщательно чистить зубы утром и вечером; подбирать зубную пасту и менять зубную щётку.
- Из-за резких перепадов температур эмаль на зубах трескается.
- Низкое содержание фтора в воде.
- Не допускается зубами грызть орехи и др. предметы, открывать бутылки, перекусывать проволоку; и пр.
- Частой причиной развития кариеса является регулярное употребление сладостей и сладких, газированных напитков типа фанта, пепси-кола и т.п.
Как правильно чистить зубы.
Практическая работа. Покажите, как вы чистите зубы. (Дети зубной щёткой показывают, как они чистят зубы.) А хотите узнать, как правильно чистить? Давайте рассмотрим рисунок на сладе. Работа по рисунку.
А что такое флосс? Кто-нибудь из вас пользуется зубной нитью?
Вывод.
- Правильная чистка зубов с помощью зубной щетки и пасты позволяет удалить зубной налет с наружной, внутренней и жевательной поверхности зубов.
- Использование флоссов помогает тщательно удалять зубной налет и остатки пищи из межзубных промежутков, особенно из труднодоступных участков, и непосредственно над дёсенным краем.
Какие продукты способствуют сохранению здоровья зубов?
Рассмотрите картинку на слайде. Какие продукты способствуют укреплению зубов?
- Наиболее благоприятным является поступление витаминов в организм естественным путём, т.е. с продуктами питания. Из микроэлементов особое значение имеет фтор, кальций. Зубы очень любят пищу с кальцием. Наиболее богаты им молоко и молочные продукты. Рыба, в составе которой много фосфора, тоже необходима для укрепления зубов.
- Овощи и фрукты тоже содержат кальций. Особенно богаты им капуста, картошка, сливы и крыжовник. Но этот кальций усваивается организмом хуже, чем кальций в молочных продуктах.
- В чае содержится необходимый зубам фтор. Важно и то, в какой местности живет человек, какую воду пьет. Там, где вода содержит мало фтора, зубы разрушаются скорее.
Правила сохранения зубов здоровыми:
- Чистите зубы 2-3 раза в день по 3 минуты.
- Меняйте зубную щетку 4 раза в год.
- Выбирайте качественную зубную пасту.
- Питайтесь 3-4 раза в день, употребляя больше овощей, фруктов, зелени.
- Ограничивайте употребление сладостей.
- Заканчивайте прием пищи несладкими продуктами.
- Полощите рот после еды.
- Пользуйтесь флоссами.
- Посещайте стоматолога не менее 2-х раз в год.
Вывод.
В нашей стране достигнута высокая обеспеченность населения врачами стоматологами. Однако проблема оказания стоматологической помощи не теряет своей актуальности. Врач лечит уже заболевшие зубы. Необходимо ещё и каждому человеку самому заботиться о сохранении зубов, помня об их исключительно важной роли в жизнедеятельности всего организма. Уход за зубами имеет не только профилактическое значение для предупреждения заболеваний зубов, но и в снижении заболеваний всего организма.
Сегодня всё большее число людей понимает, что красивые, белые зубы – это элемент культуры, определяющий современного человека, это символ здоровья и преуспевания.
Темы будущих проектов.
Сегодня мы рассмотрели актуальную тему. От того как мы следим за зубами зависит наше здоровье и внешний вид. Мы с вами начинаем работу над проектами, которые мы можем построить на наших знаниях. Как вы думаете, какие темы проектов могут быть?
(Варианты ответов детей.)
Какую улыбку можно назвать красивой?
(Варианты ответов детей). Работа по слайду.
Рефлексия.
Можешь начать свой ответ так:
- Было интересно…
- Меня удивило…
- Я узнал…
- Мне захотелось…
Литература:.
1. Домашняя Медицинская Энциклопедия. Москва “Медицина” 1993 г.
2. Ю.Ф. Сухарев. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения. г. Чапаевск, 1998г.
3. А.М. Цузмер “Биология. Человек и его здоровье”. Москва “Просвещение” 1992
4. Энциклопедия для девочек. Санкт-Петербург “Золотой век” 1999 г. Пахомов, Г.Н., Дедеян, С.А., Как сохранить зубы здоровыми и красивыми./ М:, Медицина,1987г., - С.79
5. М.К. Айпешева “Классный час”